Урок 6.7. Восточные рубежи Тверской земли. Храмы и монастыри Кашина.
(Приложение № 21)
На восточных границах Тверской земли расположен небольшой городок Кашин, имеющий славную многовековую историю. Кашин впервые упоминается в летописях под 1238 г., в числе городов разоренных при нашествии на Русь хана Батыя. Согласно древней легенде Кашин был построен в средине XII века Юрием Долгоруким для сдерживания продвижения новгородцев вглубь суздальских земель 1.
В 1247 г., при образовании Тверского княжества, в его состав вошел город Кашин. С 1318 г., по завещанию великого князя Михаила Ярославича Тверского, Кашин вошел в вотчину его младшего сына Василия, и стал главным городом удельного Кашинского княжества. В 1485 г. кашинские земли, в составе Тверского княжества, вошли в состав Московского государства.
На протяжении веков Кашин не один раз горел, разорялся, перестраивался и вновь возрождался на прежнем месте. Маленький городок на реке Кашинке отважно защищал родную землю и вписал свои славные страницы в великую летопись России. Вместе с другими русскими воинами кашинцы сложили головы в битве с ордами Батыя на реке Сить в 1238 г. В 1327 г. после антиордынского восстания в Твери, Кашин принял на себя взрыв ненависти монголо-татар и был дотла сожжен захватчиками. В 1380 г. Кашинской князь Василий Михайлович со своей дружиной сражался на Куликовом поле вместе с дружиной Дмитрия Донского. В 1612 г.кашинцы пришли на помощь ополчению Д.М. Пожарского. Активное участие кашинское ополчение принимало в Отечественной войне 1812 г.
В годы Великой Отечественной войны прифронтовой Кашин трудился в усиленном режиме. В городе были развернуты госпитали, работали детские дома, куда доставляли детей, потерявших родителей. Кашинцы кормили и давали кров сотням беженцев.
Как любой древний город, Кашин начинался с крепости. Кашинский Кремль находился внутри естественной природной петли, образованной крутыми берегами речки Кашинки. Высота берегов, охватывающих детинец, местами доходила до 26 м. Узкий перешеек, неохваченный рекой был мощно укреплен. Периметр крепости составлял 1000 м. Внутри детинца находился княжеский дворец, дома местной знати, стояла дружина, хранились запасы продовольствия. При вражеских набегах крепость становилась убежищем для целой округи.
В 1367 г. князь Василий Михайлович уговорил свою мать, великую княгиню Анну Дмитриевну покинуть Тверь, где она осталась одна после гибели мужа и троих сыновей и переехать на жительство в Успенский монастырь, основанный для нее в Кремле. Анна Дмитриевна прожила в Кашине немногим больше года, но в памяти потомков, она навсегда осталась Анной Кашинской, покровительницей и небесной заступницей города.
Вокруг древнего кремля располагались ремесленные посады. Названия посадов красноречиво говорят о характере занятий их поселенцев. Кузнецы жили на Козьмодемьяновском берегу в Кузнечной слободе, где стоял храм в честь покровителей кузнечного ремесла святых Козьмы и Дамиана. Кашинские кузнецы не только снабжали город и окрестности сельскохозяйственным инвентарем и оружием, но с XV века отливали колокола для своих храмов. На Овчинном берегу проживали скорняки, мастера по пошиву теплых шуб и тулупов. В Кашине имелись Ямская, Конюшенная, Псарская, Мельничная слободы. Нашим далеким предкам нельзя отказать в наличии чувства юмора. В низкой сырой долине располагалась Лягушкина слобода.
В XVI веке, а может и раньше, в Кашине на Флоровской горе, начали изготовлять кирпич. В 1515 – 1520 гг. из этого кирпича был построен новый Воскресенский собор, взамен старого деревянного.
Кашинские ремесленники на всю Россию славились производством красок: красного сурика и белил. Кашинские краски были отменного качества и пользовались большим спросом в Москве, Ростове и других городах.
Из-за применения ртути производство белил было опасным для здоровья. В мастерских постоянно стоял смрад, мастеровые часто болели и преждевременно умирали, поэтому слободу красильщиков назвали «Поганой» слободой.
Издавна люди замечали целебные свойства, которыми обладала вода с кашинских источников. С древних времен местное население использовало эту воду в лечебных целях. В 1883г. был впервые проведен химический анализ кашинской воды. В 1901 г. начато бурение скважин, а в 1922 г. в Кашине открыли первый курорт. В наши дни Кашин приобрел всероссийскую известность как бальнеологический и грязелечебный курорт 2.
До Смутного времени над Кашиным поднимались купола 60 церквей. Местные строители умело использовали холмистый рельеф города. Каждая значимая возвышенность украшалась храмом. Чаще всего древние деревянные церкви были клетскими и ставились попарно. Более крупный холодный храм и рядом теплая церковь размером поменьше.
В описи за 1621 г. говорится «В Кашине из 60 церквей, пригодных для служения осталось 21». О 14 церквях сказано: «…место церковное, что был храм». Так отразились на городе годы польско-литовской интервенции. С началом строительства каменных церквей количество храмов в городе уменьшилось почти вдвое. Этому можно легко найти объяснение. Лесов вокруг древнего Кашина было предостаточно и плотников, владеющих топором, хватало. А вот кирпич был дорогим, и работать с ним мог далеко не каждый 3.
Одними из первых каменных храмов города были Никольская (Благовещенская) церковь на Никольской горе (1686 – 1688) и церковь Рождества Богородицы «на болоте» (1690). Оба храма уничтожены в 1930-е годы.
Настоящей бесценной жемчужиной города являлась деревянная клетская церковь Иоакима и Анны, выстроенная без единого гвоздя в1646 г. В 1650 г. в присутствии царя Алексея Михайловича, церковь освятили. В 1968 -1971 гг. храм отреставрировали. При реставрации заменили сгнивший за века сруб, убрали более поздние архитектурные наслоения, вернув церкви ее первозданный вид. В 1995 г., по недосмотру, храм полностью сгорел 4.
В древности в Кашине и окрестностях было полтора десятка монастырей, многие из них, перестали существовать в давние времена.
С XIV века известны обители Богоявленская и Введенская. В центре Кашина на Духовой горе стоял Духов женский монастырь, упразднен в 1764 г. Недалеко от Вознесенского храма располагались мужской монастырь Симеона Столпника и Пятницкий девичий монастырь. В переписных книгах Петра Строева упоминаются Богородичный женский монастырь, Спасо - Преображенская пустынь, Ново – Антониева пустынь, Рождественская пустынь. До нашего времени фрагментарно дошли только Сретенский, Дмитровский и Николаевский Клобуков монастыри 5.
На юге, вдоль дороги на Москву путников встречал самый крупный в городе Сретенский женский монастырь. Легенда гласит, что он был основан в первой четверти XV века братом великого князя Бориса Александровича, Георгием в память о счастливом возвращении из военного похода и встрече с любимой женой Анастасией, к тому времени благополучно разрешившейся от бремени сыном Иоанном 6.
На северо-западе между подходившими к городу Белозерской и Бежецкой дорогами стоял Дмитровский монастырь, получивший название, по своему первому храму Дмитрия Солунского. Монастырь был основан в XV веке, имел мощные стены и больше походил на крепость. Московские власти использовали его как тюрьму для ссылки неугодных людей.
В 1606 г. в Дмитровский монастырь доставили принца Густава, сына свергнутого шведского короля Эрика XIV. Неприкаянно бродил чужеземец по территории обители. Добрые и незлобивые сердца русских людей тут же откликнулись на чужое горе. Принца очень жалели, угощали медом, молоком, ягодами, стараясь подбодрить и скрасить печальную жизнь страдальца. В 1607 г. принц Густав умер, его похоронили на высоком берегу реки Кашинки, среди вековых сосен. В наши дни Дмитровский монастырь заброшен, храмы, и уцелевшие монастырские постройки не реставрируются и постепенно ветшают.
На левом берегу Кашинки располагался мужской Николаевский Клобуков монастырь. По документам обитель существовала уже в 1420 г. В этот год в Клобуковом монастыре принял иноческий постриг Матвей Кожин, впоследствии, преподобный Макарий Калязинский, основатель знаменитого Троицкого Макарьева монастыря.
В 1920-е годы обитель закрыли. В советское время на территории монастыря была скотобаза, колбасная артель, гончарная мастерская. В 1990 годы началось возрождение Николаевского Клобукова монастыря в качестве женской обители 7.
В средние века Кашин, по силе и значению, был вторым, после Твери, городом Тверского княжества, центром удельного Кашинского княжества и соперничал с самой Тверью. О важной роли Кашина в судьбе Тверской земли, говорит тот факт, что с момента рукоположения второго тверского епископа Андрея на Тверскую кафедру, он именовался епископом Тверским и Кашинским 8.
Река Кашинка, петляя по городу, образует точный силуэт сердца и потому маленький Кашин называют «городом русского сердца», подтверждая его неповторимость и бесценную значимость для всей России.
В XV веке в Кашине было 60 церквей и полтора десятка монастырей. В период с 1983 по 1998 годы в городе Кашине с населением более 15тыс. чел. и в районе с населением более 20 тыс. чел. действовало всего 5 храмов, печально подтверждая мысль, о том, что мудрое и бесконечно терпеливое Сердце нашей Родины, начало давать сбой.
В наши дни духовная жизнь в Кашине постепенно возрождается. Отреставрирован Вознесенский собор, возвращены верующим церкви: Петра и Павла, Рождества Христова, Знамения Креста Господня. Спасены от дальнейшего разрушения церкви Входа Господня в Иерусалим и Ильи Пророка, в них пока расположены Краеведческий музей и реставрационные мастерские. Возвращен верующим грандиозный Воскресенский собор, в нем полным ходом идут ремонтные работы. С 1995 г., в качестве женской обители, возрождается Николаевский Клобуков монастырь 9.
Но еще стоят в развалинах храмы Сретенского и Дмитровского монастырей, в здании храма Спаса Нерукотворного Образа расположены магазины. Продолжают разрушаться заброшенные старинные церкви: Флора и Лавра, Рождества Богородицы, Казанская церковь. Навсегда утеряна клетская деревянная церковь Иоакима и Анны. Много нам еще нужно сделать, чтобы Сердце многострадальной России заработало ровно и ритмично.
1 Кошелевский В.Н. Летопись Кашина. (XVI- XX вв.) Тверь 1999 С 3
2 Кошелевский В.Н. летопись Кашина Тверь(XVI- XX вв.) 1999 С 38
3 Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская. М: Пента 2009 С 85-88
4 Кошелевский В.Н. летопись Кашина Тверь(XVI- XX вв.) 1999 С 102-104
5 Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская. М: Пента 2009 С 98
6 Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская. М: Пента 2009 С 93-95
7 Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская. М: Пента 2009 С 93-103
8Михня С. Б. История Тверской земли с древних времен до наших дней. Мартин. Тверь. 2014. С 26
9 Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская. М: Пента 2009 С 103-121