Урок 6.6. Старица - родина патриарха Иова. Старицкий Успенский монастырь

(Приложение №20)

В конце XIII века Тверское княжество было самым сильным во всей Владимиро-Суздальской Руси. В те беспокойные годы множество народа из разоренных татарами областей, потянулось в Тверь, под защиту мощного Тверского крома. С запада к Твери шёл народ, согнанный с обжитых мест литовцами. Тверь быстро разрасталась и крепла.

В 1297 г., недалеко от городка Зубцов, при впадении речки Старицы в Волгу, князь Михаил Ярославич Тверской основал новую крепость и назвал ее Новый Городок или Городеск. Крепость строилась как форпост для защиты юго-западных рубежей Тверского княжества.

В начале XVI века новая крепость получила название Старица, по названию реки, на которой стояла и стоит до сих пор. Существует предание, что на месте Старицы, в древние времена, стоял город «Любим», сожженный татарами. Согласно старинной легенде, когда в 1292 г. в эти места пришел Михаил Ярославич Тверской, в пещерах около пепелища обреталась древняя старуха, чудом выжившая после татарского разорения. От нее городок и получил свое название. Позднее легенду увековечил герб города, на котором изображена легендарная старица. В 1319 г., по духовному завещанию убитого в Орде святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, Старица отошла в удел его второго сына Александра Михайловича.

Небывалого рассвета крепость достигла в XVI веке при Иване Грозном. Грозный царь городок очень любил и частенько сюда наезжал. Старица слыла негласной столицей опричнины. Остались воспоминания дипломата, папского легата Антонио Поссевино, посетившего Старицу в средине XVI века 1. Город поразил иностранца мощью крепостных сооружений, красотой многочисленных деревянных храмов и доброжелательностью и открытостью горожан.

Полна трагических страниц история Старицкого княжества, последнего из удельных княжеств России. Великий князь Иван III, объединяя русские земли и расширяя границы Московского государства, уничтожил княжеские уделы, лишив удельных князей власти, но создал новые - для своих сыновей. В 1504 г. Старицу получил в удел младший сын Ивана III, - Андрей, двоюродный брат Ивана Грозного. Старицкие князья были потомками легендарного Рюрика, основателя Древнерусского государства и законными претендентами на царский трон.

В 1537 г. опекуны малолетнего Ивана Грозного пытались присоединить Старицкие земли к Москве. Князь Андрей Иванович поднял бунт и бежал в Новгород. Из Новгорода князя Андрея выманили, благими обещаниями, но по прибытии в Москву, заключили в тюрьму, где он и закончил свои дни. В 1541 г. Иван Грозный отдал Старицкое княжество сыну Андрея Ивановича, Владимиру.

В знаменитом фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» Владимир Старицкий показан глупым и недалеким человеком. На самом деле князь Владимир Андреевич был талантливым полководцем, участвовал во многих военных походах Ивана Грозного. В 1553 г., во время тяжелой болезни Ивана IV, часть бояр склонилась к выбору на московский престол Владимира Старицкого, вместо царевича Дмитрия, малолетнего сына Ивана Грозного. К этой партии присоединилась мать Владимира Андреевича, княгиня Ефросинья. После раскрытия заговора, в 1569 г. Иван Грозный вынудил Владимира Андреевича принять яд, Ефросинью Старицкую утопили в Шексне 2. Старицкое княжество перешло к сыну Владимира Андреевича, Василию. Василий Владимирович умер молодым, не оставив наследников и Старицкие земли беспрепятственно вошли в состав Московского государства.

При князе Андрее Ивановиче в начале XVI века был образован Старицкий Успенский монастырь и при нем же выведен из подчинения Тверского епископа 3. В монастыре была учреждена архимандрия.

В XVI веке Старицкий Свято - Успенский монастырь взрастил в своих стенах великих подвижников и святых Русской Православной Церкви.

В семье бояр Полевых родился сын Григорий, в молодые годы принявший монашеский постриг в Иосифо - Волоколамском монастыре с именем Герман. Братия Успенской Старицкой обители, узнав о примерной жизни своего соотечественника Германа, поручила ему управление Успенским монастырем. В 1556 г. архимандрит Герман постриг в монахи молодого воспитанника Успенской обители и нарек его Иовом.

Монаху Иову суждено было стать первым патриархом Московским. Святитель Герман, вскоре покинул суетный и многотрудный пост настоятеля монастыря и вернулся в Иосифо - Волоколамскую обитель, желая посвятить себя посту и молитве. Успенский монастырь он оставил на своего постриженика Иова. Надеждам Германа не суждено было осуществиться. Вскоре его отправили в завоеванную Иваном Грозным Казань. В 1566 г., до назначения митрополитом Филиппа (Колычева), на митрополичью кафедру был приглашен святитель Герман. В беседе с Иваном Грозным он осудил опричнину и требовал ее отмены. 6 ноября 1567 г., по приказу Ивана Грозного, митрополит Герман был зверски убит опричниками. Позднее его имя было канонизировано 4.

Монах Иов вел в Успенском Старицком монастыре благочестивую подвижническую жизнь и был замечен Иваном Грозным 5. По просьбе самого царя, в 1571 г. Иова перевели в Москву настоятелем Симонова монастыря. В 1581 г. он становится епископом Коломенским, а затем Ростовским, а в 1586 г. Иов был хиротонисан в митрополиты Московские. При царе Борисе Годунове 26 января 1589 г. архимандрита Иова избрали первым Патриархом Московским.

Начало XVII века принесло России смуту и разорение. В 1605 г. к Москве подошли войска Лжедмитрия. Гришка Отрепьев, взявший на себя роль самозванца, некоторое время был секретарем патриарха Иова и поэтому, боясь разоблачения, поспешил еще до своего появления в Москве, отправить первосвятителя в заточение. Местом ссылки патриарха был выбран Старицкий Успенский монастырь. Иов самозванца не признал и предал анафеме. В своих письмах патриарх называл Лжедмитрия расстригой и вором.

В 1605 г. в Старице опального патриарха принял подвижник и молитвенник архимандрит Успенской обители Дионисий, впоследствии настоятель Свято – Троицкой Лавры, святой Русской Православной Церкви, известный православному миру как Дионисий Радонежский.

В Старице опальный патриарх Иов прожил два года и умер в 1607 г. Перед смертью он был реабилитирован и посетил Москву 6. От патриаршества святитель Иов отказался по причине слабости здоровья. К этому времени он совершенно ослеп. Похоронили его в Старицком Успенском монастыре. В 1652 г., по повелению царя Алексея Михайловича, нетленные мощи патриарха были перенесены в Москву и положены в Успенском соборе Московского Кремля.

Патриарх Иов был канонизирован в лике святителя на Архиерейском соборе Русской православной церкви в 1989 г.

Старица город со старинными церковными традициями. Первый каменный храм в честь Архангела Михаила построили в Старом Городище еще в 1395 г. В 1403 г. возвели Никольский каменный храм.

В XVI веке на Старом Городище князь Владимир Андреевич построил каменный шатровый храм Бориса и Глеба. По окончании строительства Борисоглебский храм был обмерен и зарисован. В Смутное время храм разрушили литовцы, но по сохранившимся чертежам и рисункам, мы можем и сейчас представить внешний вид утраченной святыни 7.

По имеющимся историческим данным до начала XVII века в Старице было 4 монастыря: Успенский, Вознесенский, Богословский и Никитский и 16 храмов, 4 из них имели посвящение святителю Николаю Чудотворцу. После литовского разорения в городе остался только Успенский монастырь и 9 церквей.

Не известно время возникновения Вознесенского женского монастыря. Придание связывает его основание с именем Ивана Грозного. В 1686 г. в монастыре уже стоял каменный Вознесенский храм. До Смутного времени в обители подвизалась схимонахиня Пелагия Ланяева, мать или сестра патриарха Иова, которую еще при ее жизни старичане почитали святой. Монахиня Пелагия была убита во время польско-литовского нашествия и похоронена около Вознесенского храма. Вознесенскую обитель упразднили в1764 г., Вознесенский храм стал приходской церковью. В настоящее время от этого храма остались одни руины.

В 1624 г. в городе построили деревянную Ильинскую церковь. В 1804 г. возвели каменный храм Ильи Прока. Ильинская церковь дожила до наших дней. В 2004 г. храм отметил свое 200-летие. Он является единственным действующим храмом Старицы, если не считать церквей Успенского монастыря.

Над древним русским городом Старицей прошумели века, превратив некогда многолюдную и мощную крепость в маленький районный городок с населением около 10 000 человек. Но от этого древняя Старица не утратила своей значимости и дорога русскому сердцу наравне с Владимиром, Суздалем, Костромой и Ярославлем.

Свято-Успенский Старицкий монастырь, пережив столетия, был закрыт в 1919 г. В 1930 - е годы разобрали монастырскую стену с угловыми башнями, обитель стояла незащищенная и всеми заброшенная. Ветшали и приходили в негодность старинные храмы и строения, созданные руками наших предков.

В 1997 г. Святейший Синод благословил возрождение Старицкого Успенского монастыря. Был создан «Фонд возрождения Свято-Успенского Старицкого монастыря»ь . В 2013 г. Успенский монастырь заботами фонда и всей страны был восстановлен. Но большинство других уцелевших храмов города: Преображенский, Вознесенский, Воскресенский, Пятницкий, Борисоглебский находятся в плачевном состоянии 8.

1 Смирнов Д. Летопись древнего города. Тверь 1996. С 21

Там же. С 24,25

2 История Тверского края. Под общей редакцией. Воробьева В.М. Тверь Созвездие. 1996 г. С75-78

3 Горшкова С.Е. Православные святыни Тверской земли Методические рекомендации. М.: Русское слово С 33

4 Смирнов Д. Летопись древнего города Тверь 1996. С 21

5Смирнов Д. Летопись древнего города. Тверь 1996 С 24

6 Смирнов Д.Летопись древнего города. Тверь 1996. С 27

7 Глушкова В.Г.От Москвы до Твери речное путешествие. Исторический путеводитель. М.: .: Вече 2008 С 407-409

8 Горшкова С.Е. Православные святыни Тверской земли. Методические рекомендации. М.: Русское слово 2002 С 33,34

Наши рекомендации