Население, его язык, религия и гражданское состояние
Неудивительно, что столь благословенная земля не оставалась безлюдной.
О внутренней жизни людей на этой территории до вступления Израиля в Палестину можно сказать следующее. Страна была населена Хананеями и раздроблена на множество мелких владений или княжеств. Царьки этих княжеств враждовали друг с другом, но все находились в вассальной зависимости от Египетского фараона.
С самой глубокой древности она была густо заселена различными племенами, происходившими от Ханаана, сына Хама. Отсюда и сама земля называлась Ханааном.
Ханаан имел 11 сыновей: “От Ханаана родились: Сидон, первенец его, Хет, Иевусей, Аморрей, Гергесей, Евей, Аркей, Синей, Арвадей, Цемарей и Химафей” (Быт. 10, 15). Впоследствии племена ханаанские рассеялись.
Четворе сыновей, родоначальников четырех родов поселились в Сирии и Финикии. Остальные семь заняли и заселяли Палестину (хеттеи, иевусеи, аморреи, гергесеи, евеи, хананеи и ферезеи).
Потомки Иеевусея обитали в Иерусалиме до времен Давида (Нав. 15, 63: “Но Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому Иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме даже до сего дня”; 2 Цар. 5, 6–9: “И пошел царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: `ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые́, – это значило: `не войдет сюда Давид'. Но Давид взял крепость Сион: это – город Давидов. И сказал Давид в тот день: всякий, убивая Иевусеев, пусть поражает копьем и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида. Посему и говорится: слепой и хромой не войдет в дом [Господень]. И поселился Давид в крепости, и назвал ее городом Давидовым, и обстроил кругом от Милло и внутри”).
Южную часть приморской долины занимали филистимляне, в соприкосновение с которыми входили еще Авраам и Исаак. Впоследствии филистимляне достигли такого могущества, что по ним и сама страна стала называться Палестиной (от пелиштим – филистимляне).
Среди этих народов по местам встречались остатки первобытного исполинского племени рефаимов, следы которого сохранились и до более позднейшего времени.
Надо сказать, что сами евреи объясняют, что земля эта изначально была сотворена для них и Хананеям была дана подобно тому, как рабу отдают имущество его господина.
Итак, плотность населения этой земли была достаточна высока, имелись города и селения, между которыми раскинулиись великолепные нивы и пастбища. Города были достаточно хорошо укреплены, строились они на вершинах гор, что их делало еще более неприступными для врагов.
Все перечисленные народы, при частных отличиях говорили на одном языке, близком к еврейскому143. И имена этих царей были еврейскими (например, Авимелех, Мелхиседек, Сихем и пр.).
Но не только язык был общим у этих народов с народом израильским. По местам среди них сохранилась и истинная религия, как мы это видим в лице Мелхиседека, который был священником Бога Вышнего, и даже в лице филистимского царя Авимелеха, который также обнаруживал знание истинного Бога: “И было в то время, Авимелех с [Ахузафомневестоводителем и] Фихолом, военачальником своим, сказал Аврааму: с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь; и теперь поклянись мне здесь Богом, что ты не обидишь ни меня, ни сына моего, ни внука моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землею, в которой ты гостишь” (Быт. 21, 22–23).
Но увы, это были только лишь следы. В основной своей массе потомки Ханаана были погружены в самое темное идолопоклонство.
Наиболее развитыый вид идолопоклонства был у Финикиан, который был для остальных некоторым религиозным образцом.
Народы этой страны обожествляли силы природы, которые олицетворялись в божественной чете под именем Ваала и Астарты. Ваал олицетворял солнце, а Астарта – луну. Хананеипредсталяли их не частными произведениями Божественного творения, а как производительные силы природы, возбуждающих к плодоношению землю, животных и людей.
Кроме того Ханаане почитали семь низших богов, олицетворявших собой семь известных тогда племен. Кроме того, был еще особый восьмой бог Асмуна, который олицетворялся под образом змея и считался богом-целителем.
Служение этим богам отличалось крайней степенью разврата. При этом главную роль играли женьщины. Жертвенники и капища устраивались на вершинах гор, под деревами, и посвящались Ваалу и Астарте. В каждом капище Ваала был конусообразный камень, как изображение оплодотворяющего органа, служившего главным предметом религиозного чествования. В конце осени совершался праздник печали, заканчивающийся самым грубым распутством. Женщины в течении семи лет скорби отыскивали исчезнувшего Ваала, то есть его деревянное или каменное изображение, от изступленной скорби рвали на себе волосы и ударяли себя в грудь. Жрецы под раздражающие звуки унылой музыки резали себе руки и тело ножами и кололи копьями. Но вот к концу праздника печаливсеизступленно восклицали: “жив Ваал!” и от этой изступленной радости девицы безстыдно жертвовали своею честию за деньги, которые предназначались в жертву Астарте.
При храмах существовали особые храмовые блудницы, которые в течении целого года предавались распутству как в самих храмах, так и на улицах, и назывались “посвященными” (кедешот).
В честь Астарты мужчины и юноши оскопляли себя и одевались в женские одежды, чтобы этим уподобиться богу, который одновременно был и Ваалом и Астартой, мужеским и женским началом. Эти фанатические скопцы, которые занимались сбором милостыни для капищь, назывались так же посвященными (кедешим).
Понятно, что такая религия всю жизнь этих народов делала нечистою и омерзительною, уже навлекавшею на себя страшный гнев Божий – в наказании Содома и Гоморры.
В гражданском отношении ханаанские народы находились уже на довольно высокой степени цивилизации. Тем более это относится к финикианам, которые в это время уже вели обширную морскую торговлю и знакомы были со всеми сторонами цивилизованной жизни, другие ханаанские племена вслед за ними умели добывать металлы из рудников, ковали золотые и серебрянные вещи для украшения, оружее и колесницы для войны, строили храмы и дворцы, умели укреплять стенами города, вели торговлю и знакомы были с счетоводством и письменностью. На высокое развитие и распространенность письменности указывает замечательное обстоятельство, что один из городов в Южной Палестине носил название Кириат-Сефер, то есть “город книг”, название которого предполагает в нем существование целой библиотеки или книжнего дома.
Книга Иисуса Навина
О книге Иисуса Навина
Книга Иисуса Навина – первая историческая книга Ветхого Завета. По-еврейски она называется “Иошуа”. Она продолжает собой книгу Второзаконие, начинаясь словами “По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву”.
Главная тема всех исторических книг – отношение Израиля с Ягве, его верность или неверность Богу. Вся история народа Израильского есть урок и предупреждение, что благоденствие народа и страны находятся в прямой зависимости от верности истинному Богу. История Израиля есть призыв к покаянию каждого человека и каждого народа.