Типы возрастных структур (по Ф. Бургдёрферу): 1 - молодое (растущее) население; 2 - зрелое (стационарное) население; 3 - стареющее (убывающее) население.

* молодое (растущее) население изображается пирамидой в форме правильного треугольника, которая отражает большую долю детей (в основании пирамиды) и малую долю пожилых (в вершине её), что создает условия для роста населения - прогрессивный тип возрастной структуры;

* зрелое (стационарное) население - с преобладанием взрослых поколений и умеренной долей других возрастов - изображается фигурой в форме колокола, который показывает устойчивость, стабильность численности населения, возможность замены уходящих поколений подрастающими. Такой состав населения поддерживает его достигнутую численность - стационарный тип возрастной структуры населения;

* стареющее (убывающее) население - с повышенной долей пожилых возрастов по сравнению с детскими поколениями - отражается фигурой в виде урны, основание которой зрительно уже, чем её основная чаша - регрессивный тип возрастной структуры населения. Это говорит о возможном снижении численности людей, при котором молодые поколения не восполняют число уходящих.

В соответствии с тремя типами возрастной структуры можно выделить режимы воспроизводства населения:

· расширенное воспроизводство - в каждом следующем поколении людей больше, чем в предыдущем: численность населения быстро увеличивается (характерно для большинства современных развивающихся государств мира);

· простое воспроизводство - в последующих поколениях людей примерно столько же, сколько в предыдущих; численность населения, как правило, почти не меняется (характерно для некоторых развивающихся и развитых государств);

· суженное воспроизводство - в последующих поколениях людей меньше, чем в предыдущих; численность населения сокращается (характерно для большинства развитых европейских государств, в том числе для России).

24Дифференциация уровня безработицы в регионах РФ (причины, условия)

В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением числа работающих в отраслях обрабатывающей про­мышленности, особенно в машиностроении и легкой промышлен­ности) обострились региональные проблемы занятости. В 47 субъектах Российской Федерации безработица превышает средний уровень по стране, в отдельных городах наблюдается массовая безработица.
Вынужденная неполная занятость наиболее остра во Влади­мирской, Ульяновской, Ивановской областях - более 15% (т.е. в два раза больше среднероссийского показателя по данным Госкомстата) занятых находились в первом полугодии 1995 г. в административных отпусках или вынужденно работали неполное рабочее время. Мини­мальна вынужденная неполная занятость в некоторых северных ре­сурсодобывающих регионах: Ненецком АО, Ямало-Ненецком АО, Якутии. В этих регионах ею охвачено менее 0,7% занятых (т.е. в 10 раз меньше чем в среднем по России).

Интересна также дифференциация регионов страны по со­ставу безработных. Первоначально основную массу безработных в России составляли женщины, лица с высшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного возраста. Но затем в тех ре­гионах, где уровень безработицы был выше среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля моло­дежи.

Таким образом, по составу безработных можно судить о про­двинутости того или иного региона по остроте безработицы. В тех регионах, где преобладают ”высокообразованные женщины пред­пенсионного возраста”, можно говорить лишь о начальной стадии безработицы. Уровень безработицы и напряженность на рынке труда в таких регионах как правило невелики (например, в Москве), хотя расти они могут высокими темпами (например, в Татарии). В тех регионах, где среди безработных преобладает молодежь, мужчины, лица с низким уровнем образования, проблема безработицы очень остра, но численность безработных зачастую растет медленнее, чем в среднем по стране

В общем случае все регионы Российской Федерации по ост­роте зарегистрированной безработицы можно разделить на несколько групп.

Первая группа - регионы с очень высокой безработицей. Это Ингушетия, Северная Осетия, Карачаево-Черкессия, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область вместе с Корякским АО. В эту же группу, по всей видимости, входит и Чеченская республика, данные по которой Федеральной службой занятости не собираются. Эти регионы отличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2 раза выше среднероссийских), большой на­пряженностью на рынке труда. При этом самая высокая безработица - в Ингушетии и Северной Осетии и связана она в первую очередь с очень большой концентрацией беженцев и вынужденных мигрантов (более 10% - максимальный показатель по России).

Вторая группа - регионы с высоким уровнем безработицы и большой напряженностью на рынке труда (показатели превышают среднероссийские). Но темпы роста безработицы здесь средние или ниже средних. В основном это регионы северной половины европей­ской части страны. Многие из этих регионов отличаются повышенной вынужденной неполной занятостью. Лидируют здесь Владимирская и Ивановская области, где доля находящихся в административных от­пусках и не полностью использовавших рабочее время превышает 20 и 15% соответственно.

Третья группа - уровень безработицы и напряженность на рынке труда ниже среднероссийских, но темпы роста уровня безра­ботицы выше среднероссийских. Фактически по остроте безработицы эта группа средняя.

Четвертая группа - регионы с наименее острой безрабо­тицей в стране. В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже среднероссийских. В данной группе много северных регионов с до­бывающей промышленностью: Ханты-Мансийский АО, Ямало-Не­нецкий АО, Якутия, Магаданская область, Чукотский АО. За послед­ние годы здесь или объемы производства сократились незначительно по сравнению со среднероссийской ситуацией (округа Тюменской области, Якутия), или численность населения резко сократилась из-за миграционного оттока (Магаданская область, Чукотка). Интересно, что в группу попадают Москва и Санкт-Петербург, а также Кали­нинградская область. С вязано это с массовым созданием здесь новых рабочих мест в рыночных отраслях (торговля, банковская деятель­ность, посредническая деятельность). В итоге для покрытия дефицита работников в непрестижных отраслях (транспорт, строительство, коммунальное хозяйство) в Москве, отличающейся наибольшим де­фицитом работающих, пришлось использовать временных работников с Украины, из Белоруссии, Закавказья.

Итак, в России острая безработица имеется в регионах двух типов.

Во-первых, это регионы с высоким естественным приростом населения (Дагестан, Калмыкия, Тува, Карачаево-Черкессия, Чечня, Агинский Бурятский АО и т.п.). Здесь на рынок труда постоянно вы­ходит большое количество молодежи, тогда как количество рабочих мест в условиях экономического кризиса не только не увеличивается, но и сокращается. В особый подтип выделяются регионы, где высокий естественный прирост сочетается с массовым притоком беженцев ( Ингушетия и Северная Осетия). В регионах данного типа безработица существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения.

Во-вторых, депрессивные регионы, т.е. с преобладанием наиболее кризисных отраслей. На данный момент таковыми являются легкая промышленность и военно-промышленный комплекс, отли­чающиеся наибольшим сокращением объемов производства по срав­нению с концом 80-х. К этому типу относятся Ивановская, Влади­мирская, Костромская, Ярославская, Кировская и др. области, Уд­муртия, Мордовия, Марий-Эл.
Итак, развитие безработицы в России на современном этапе существенно отличается от общемировых закономерностей. При резком сокращении объемов производства (более чем в 2 раза) уро­вень безработицы с учетом незарегистрированных безработных не превышает 10%[2]. При этом уровень безработицы в сельской мест­ности выше, чем в городских поселениях. В причинах безработицы существует значительная региональная дифференциация. Сущест­венными оказались и социальные причины (потоки беженцев и вы­нужденных переселенцев, высокий естественный прирост, значи­тельный миграционный отток), и экономические (резкий спад про­изводства в одних отраслях, незначительный - в других).
Наблюдается рост длительности безработицы.

Одной из глубинных причин роста безработицы становится усиливающаяся дифференциация населения по доходам. Элитные слои населения, в пользу которых перераспределяется сегодня на­циональный доход, не могут сформировать мощного спроса на пред­меты массового потребления отечественного производства, что спо­собствует его стагнации и, как следствие, безработице.
Это приводит к необратимым измерениям в профессиональ­ном составе трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию, - словом, снижается мобильность трудовых ресурсов. Уже сегодня в ряде территорий Центральной и Западной России доля лиц пожилого возраста больше 30-40% и имеет тенден­цию к росту. Также в ближайшие два года произойдут изменения в численности населения в трудоспособном возрасте. В эту категорию войдет многочисленное пополнение 80-х годов при выбытии людей малочисленного поколения военных лет, что дополнительно обострит проблему занятости, в особенности для молодежи.
25.25. Лингвистическая классификация основных народов России.

I. Индоевропейская семья

1. Славянская группа русские украинцы белорусы поляки чехи словаки болгары 5. Греческая группа греки 6. Иранская группа таджики ирани таты курды белуджи талыши осетины
2. Балтийская группа литовцы латыши 7. Индоарийская группа цыгане
3. Германская группа Немцы 8. Армянская группа армяне евреи
4. Романская группа молдаване румыны  

II. Картвельская семья(1 группа, 1 этнос)

грузины

III. Северо-кавказская семья(2 группы, 16 этносов)

1. Абхазо-адыгейская группа абхазы абазины адыгейцы кабардинцы черкессы   2. Нахско-дагестанская группа чеченцы ингуши аварцы даргинцы анды лезгины табасараны агулы рутульцы цахуры удины

IV. Уральская семья(2 группы, 18 этносов)

1. Финно-угорская группа эстонцы ижоры вепсы карелы финны саами мордва марийцы удмурты коми коми-пермяки манси ханты венгры 2. Самодийская группа ненцы энцы нганасаны селькупы
V. Алтайская семья Тюркская группа Азербайджанцы туркмены турки-месхетинцы гагаузы крымские татары татары башкиры караимцы карачаевцы балкары кумыки ногайцы казахи караклпаки киргизы узбеки уйгуры алтайцы шорцы хакасы тувинцы тофалары якуты долганы чуваши Монгольская группа 84. калмыки 85. буряты   Тунгусо-манчжурская группа 86. эвенки 87. негедальцы 88.эвены 89.орочи 90. у д з г е й ц ы 91.нанайцы 92.ульчи 93. ороки    

VI. Чукотско-камчатская семья(3 этноса)

чукчи

коряки

ительмены

VII. Эскимосско-алеутская семья(2 этноса)

эскимосы

алеуты

Наши рекомендации