Взаимоотношение религии с другими областями духовной культуры. Религия и наука. Религия и мораль. Религия и искусство

Как было сказано, религия образует одну из областей культуры наря­ду с философией, наукой, моралью, искусством, правом, политикой и др. В данном случае скажем кратко о взаимодействии религии с наукой, мо­ралью, искусством.

Исторически взаимоотношения науки и религии складывались по-раз­ному. История свидетельствует, что в древних цивилизациях Египта, Ме­сопотамии, Индии, Китая в храмах и монастырях шло накопление мате­матических, астрономических, медицинских и других знаний. В Средние века в рамках схоластики развивались логические знания. До определен­ного времени получаемые научные знания «вписывались» в систему рели­гиозного мировоззрения. Но формировавшаяся наука создавала свои по­нятийные системы, свои методы познания и подвергала сомнению важ­ные элементы религиозного миропонимания. Возникали конфликты ре­лигии и науки. Особую остроту взаимоотношения религии и науки при­обрели в XVII—XVIII вв. Один из таких конфликтов возник вокруг соз­данной Н. Коперником (1473—1543) гелиоцентрической системы, хотя он предложил ее как наиболее простой способ исчисления пасхалий. Но за пропаганду гелиоцентрической системы и идеи о множестве обитаемых миров был сожжен в Риме в 1600г. Д.Бруно (1548—1600). Г.Галилея (1564—1642) заточили в тюрьму и вынудили публично отречься от гелио­центризма. Конфликты науки и религии возникали и позже в связи с крупнейшими научными открытиями. Так, в конце 50-х годов XIX в. та­кой конфликт возникает в связи с появлением теории Ч.Дарвина (1809—1882) (отголоски этого конфликта слышны и поныне). Дальней­ший ход развития науки, научно-техническая революция в XX—XXI вв. —

разработка концепций эволюции Вселенной, микромира, неравновесной термодинамики, развитие микроэлектроники, информатики, робототех­ники, биотехнологии, космонавтики и пр. — принципиально изменили от­ношение религии, богословов к науке: все более утверждается идея диа­лога науки и религии (точнее было бы сказать — богословов и ученых).

Выясним соотношение религии и морали. Существуют светские и ре­лигиозные системы морали. Традиционная религиозная точка зрения со­стоит в том, что мораль дана человеку «свыше», что основой морали явля­ется религия. Светские системы морали исходят из того, что нравствен­ность коренится в межчеловеческих связях, что мораль отражает реаль­ную практику человеческих отношений. Религиозная мораль - это разви­ваемая и проповедуемая религиями система нравственных представле­ний, понятий, норм, чувств, заповедей, наполняемых конкретным веро-учительным содержанием; ее основой является религиозная вера. В рели­гиозных системах осмысливаются вечные вопросы человеческого сущест­вования — о добре и зле, смысле жизни и долге, об ответственности, о любви к ближнему, о милосердии, о страдании и сострадании и проч. Предписываются разные векторы нравственных ориентации. С одной стороны, устанавливаются обязанности по отношению к Богу, богам, ан­гелам, святым и т. д., а также к сакральным (от лат. — священный) пред­метам. Это «вертикальный вектор» религиозной морали. С другой — ут­верждаются правила отношений людей друг к другу и к обществу — «го­ризонтальный вектор». «Вертикальный вектор» считается главным: лишь при условии служения по направлению этого вектора могут приобрести нравственную ценность межчеловеческие взаимоотношения. В религиоз­ной морали отражены условия бытия людей в различных типах обществ, представлены нравственные установки разных социальных слоев и групп, а также простейшие нормы человеческого общежития («не убий», «не ук­ради», «почитай родителей» и т. д.). Религии задают определенные нрав­ственные Абсолюты. Но, как показывает история, практические следст­вия, вытекающие из их нравственных установок, неоднозначны. Эти следствия носят конкретно-исторический характер, зависят от того, кто (какие социальные группы, лица и проч.) и как их интерпретирует и при­меняет.

Искусство и религия обладает рядом общих черт. Художественное и религиозное сознание имеют ценностный характер, и в искусстве и в религии важную роль играют воображение, чувственно-наглядные обра­зы, эмоции, переживания и др. В то же время между ними имеются и различия. Искусство может быть религиозным и нерелигиозным. Рели­гиозное искусство «сплавлено» с религиозной верой (о религиозной вере см. выше). Религиозное искусство представляет собой вид художественно­го освоения мира, основное содержание которого составляют религиоз­ные образы, сюжеты, фабулы, символы, слитые с религиозной верой. Раз­личают религиозное искусство: а) непосредственно включенное в культо­вое действие и б) непосредственно не связанное с культом - внекульто-вое религиозное искусство. Религиозное искусство предстает в разных ви-




дах и жанрах — литература («житийная»), орнамент, живопись (фреско­вая, иконографическая), скульптура, музыка (хорал, акафист, реквием), храмовая архитектура, танец (в ряде восточных религий) и др. Религиоз­ное искусство выполняет двуединую функцию: с одной стороны, оно ук­репляет религиозную веру, актуализирует религиозные представления, усиливает переживание религиозных чувств, т. е. удовлетворяет религиоз­ные потребности, а с другой — возбуждает эстетические чувства и сужде­ния, т. е. удовлетворяет эстетические потребности.

Наши рекомендации