Главный вход. Центральный неф.
Согласно православной традиции, алтарь ориентирован на восток, а главный вход в храм находится на западной стороне, через него духовенство и молящиеся прибывают на торжественные службы.
На западной стене мемориальные доски из шокшинского кварцита увековечили имена создателей собора.
Слева – золотой барельеф с профилем императора Павла I и надписью: «Соизволением Павла I начата 1801». Именно император Павел I, вступивший на престол в 1796 году, повелел воздвигнуть величественный храм для общенациональной святыни; причем приказал «возвести Казанский собор силами только русских мастеров и только из русских материалов как произведение до конца национальное». Павел I не успел осуществить задуманное: в марте 1801 года он пал от рук заговорщиков.
Собор был возведен при Императоре Александре I. 27 августа 1801 года состоялась торжественная церемония закладки здания Казанского собора, на которой император заложил первый камень. Сооружение храма длилось десять лет и ставилось в ряд важнейших государственных задач. Храм был освящен 15 сентября 1811 года. Справа – на каменной доске увековечено имя императора: «Попечением Александра Iкончана 1811».
Столичная газета «Северная почта» подробно освещала торжество: «Начиная от Зимнего дворца до самого нового собора, стояли в параде войска здешнего гарнизона. Все места со всех сторон усеяны были народом. Нельзя представить себе ничего величественнее при виде бывшего по сему случаю крестного хода, когда Преосвященный Митрополит Амвросий, вознеся на главу свою Святыя Мощи для новой церкви, а два других архимандрита,подняв Святую Икону Божией Матери, обходили вокруг сего великолепнейшего храма, при сооружении коего, кажется, все искусства спорили между собою в совершенстве».
На торжественной церемонии освящения ключи от Казанского собора императору Александру I преподнес граф Александр Сергеевич Строганов. Он был «душой строительства» и принимал самое деятельное участие от проектирования до освящения собора. Его портрет и мемориальную доску можно видеть на пилоне* западной стены. Граф Александр Сергеевич Строганов принадлежал к древнему и очень богатому роду. Президент Академии художеств, директор Публичной библиотеки, он был образованнейшим человеком своего времени. Авторитет и влияние Строганова служили постоянной и надежной поддержкой архитектору Андрею Воронихину. К освящению Казанского собора граф подарил для алтаря изумительной ювелирной работы дарохранительницу из сибирских драгоценных мраморов и редких камней, а также богослужебные сосуды. Закончив одно из главных дел своей жизни, граф Строганов скоропостижно скончался, простудившись на освящении собора.
На правом пилоне помещен портрет архитектора Воронихина, надпись над которым гласит: «Повелением императора Павла I строителем сего храма был профессор архитектуры Андрей Никифорович Воронихин». Талантливый архитектор и живописец, Воронихин был крепостным графа Александра Сергеевича Строганова. Обучался в иконописной мастерской и в архитектурной команде зодчего Василия Баженова; при покровительстве графа учился за границей. В возрасте 26 лет получил вольную. Казанский собор – главное творение архитектора Воронихина, строительству которого им было отдано более десяти лет жизни.
Повернитесь, пожалуйста, к алтарю – перед Вами величественный интерьер Казанского собора во всем его великолепии!
Пространство собора состоит из главного храмового зала, алтарной части и поперечного нефа – трансепта*, образующих в плане латинский крест. Торжественный храмовый зал разделен на три части (три нефа) рядами из розовых гранитных колонн. Высота каждой колонны – 10 метров, диаметр – один метр, а вес – 24 тонны. Всего в соборе 56 колонн. Колонны стоят на гранитных базах, забранных в бронзовые футляры, и увенчаны пышными коринфскими капителями золоченой бронзы. Это монолиты, добытые особым способом (см. примечание) под Выборгом артелью каменщиков Самсона Суханова. Парные колонны поддерживают центральный коробовыйсвод, украшенный розетками. Если внимательно посмотреть наверх, по периметру храма между первым и вторым рядами окон можно увидеть изображения апостолов в квадратных рамах.
Всякий, входящий в собор с главного западного входа, устремляется ритмом колонн по направлению к центру – алтарной части собора, к Казанской иконе Божией Матери.