ПОРТИК – (лат. Porticus) – архитектурное перекрытие, поддерживаемое колоннадой или аркадой, образующее выступающую часть здания; часто оформляет главный вход.

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ – (от лат. post – после и импрессионизм) – общее название течений в живописи конца 19 – начала 20 вв., возникших во Франции как реакция на импрессионизм сего интересом к случайному и мимолетному. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, П. противопоставил ему поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей, обобщающих, синтетич. живописных методов, повысил интерес к философским и символическим аспектам, к декоративно-стилизующим и формальным приемам. К П. относят П. Сезанна, В. ван Гога, П. Гогена, А. де Тулуз-Лотрека, представителей неимпрессионизма, и группы «наби».

ПОСТМОДЕРНИЗМ – (буквально то, что следует после модернизма) – направление современной культуры и культурологии, сформировавшееся в 70–80-е гг. ХХ в. В это время осознается ограниченность прогресса и то, что результаты прогресса поставили под угрозу уничтожение пространства самой культуры. Это своего рода «усталость от прогресса» (Э. Гидденс). П.М. базируется на осознании разнообразия и плюрализма форм жизни и культуры, а также признании этого разнообразия как естественного и позитивного состояния. Характерны: принцип «двойного кодирования», состоящий в одновременной ориентации на массу и элиту; обращение к забытым художественным традициям; стилевой плюрализм (множественность), обращение к гротескным типам художественной образности, иронии, иллюзии; художественный экспансионизм, расширяющий и отождествляющий понимание искусства с вне художественными сферами деятельности (информатика, политика и т.д.). в культурно-эстетическом плане П.М. – последователь авангардизма, стирающий грань между ранее самостоятельными сферами духовной культуры и уровнями сознания – между «научным» и «обыденным» сознанием, «высоким искусством» и массовой культурой или «ничем». П.М. закрепляет переход от «произведения» к «конструкции», его признанными художественными методами являются компиляция и цитирование культурных образцов, коллаж.

ПРИМИТИВ – (от лат. primitivus – первый, самый ранний – 1) нечто простое, не развивавшееся (по сравнению с позднейшим, более совершенным). 2) (Устаревшее) название памятника искусства раннего периода развития культуры.

ПРИМИТИВИЗМ – в искусстве конца 19–20 вв. следование нормам искусства «примитивов» (первобытное и народное творчество, «традиционное» искусство культурно-отсталых народов). Интерес к стилизации народного и традиционного искусства возбудило творчество П. Гогена. В 20 в., наряду с искренним, непосредственным выражением народно-эстетических представлений мастерами из народа (Н. Пиросманашвили в Грузии), распространен романтический культ «наивного», не испорченного цивилизацией творчества (А. Руссо во Франции, А. М. Мозес в США), вызывающий отказ от устоявшихся норм художественной культуры (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова).

Природа и культура - с точки зрения феномена культуры это противоположные понятия, с одной стороны, а с другой – это взаимодополнительные составляющие мира человеческого бытия. Этот мир искусственных порядков как результат человеческой деятельности и принято определять в качестве культуры, противопоставляя его природе. Культура нередко определяется как совокупность элементов природы, переработанных людьми в своих интересах (в элементы природы включая и самого человека, в частности его мозг и способность к сознанию). Отсюда выходит, что природа – это все, что еще не культура, а культура – это все, что уже не природа. Все ученые сходятся во мнении, что культура не наследует социальный опыт генетически, а освоение его следующими поколениями происходит методом обучения и подражания. Очевидно именно здесь, в вопросе о механизме накопления, обобщения и трансляции опыта жизнедеятельности и пролегает основная грань между П. и К.

Прогресс (в культуре) – процесс поступательного развития, исторической эволюции культуры. Социокультурная эволюция главным образом вызвана потребностью сообществ в адаптации к природным условиям и особенно к динамично меняющимся историческим обстоятельствам своего существования. Источником П. является также реализация свойственной всякой открытой динамической системе тенденции к структурному и организационному саморазвитию и расширению функций. Социокультурный П. возможен, но отнюдь не предопределен, т.к. реализация этой возможности зависит от множества факторов, благоприятное сочетание которых бывает далеко не всегда, поэтому остановившиеся в своем развитии сообщества либо консервируются в качестве исторических реликтов, либо дезинтегрируются, растворяясь в более развитых и утрачивая свою социальную целостность и культурную самобытность.

ПРОТЕСТАНТИЗМ – (лат. protestans – возражающий, несогласный, публично доказывающий), – одно из трех основных направлений христианства наряду с православием и католичеством охватывает лютеранство, кальвинизм и англиканство. П. возник в результате широкого антикатолического движения – Реформации в ХVI в. Для П. характерны: отсутствие противопоставления духовенства и мирян, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, обязательного безбрачия духовенства (целибат). У протестантов нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон. Существуют только два таинства – крещение и причащение. Основной источник вероучения – священное писание (Ветхий и Новый Заветы).

ПРОТОРЕНЕССАНС – период истории итальянского искусства (13 – начало 14 вв.), ознаменовавшийся ростом светских реалистических тенденций, обращением к античной традиции. Творчество поэта Данте, зодчество Арнольфо ли Камбио, скульптора Никколо Пизано, живописцев Пьетро Каваллини и особенно Джотто во многом подготовило почву для искусства Возрождения.

ПРОТОЦИВИЛИЗАЦИЯ – сообщество, не вышедшее вполне из недр первичного типа, не имеющее универсальной духовности и подверженное влиянию мировых религий (например, культурное сообщество народов тропической Африки).

Р

РАВВИН – (др.-евр.) – служитель культа, духовный руководитель верующих в иудейской религиозной общине.

РАМАЗАН, РАМАДАН – (ар.) – девятый месяц мусульманского лунного календаря, в течение которого соблюдается строгий пост от восхода до захода солнца.

РАННИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ – первые по времени возникновения человеческие цивилизации, рождавшиеся на основе общих характеристик хозяйственной и религиозной жизни (цивилизации Древнего Востока).

РАПСОД – (гр. rapsodos on rhapto – сливаю + ode – песнь) – странствующий певец в Др. Греции, певший под аккомпанемент лиры эпические песни.

Наши рекомендации