Говоря проще: это есть несомненная надежда в получении просимаго нами от Бога, когда человек не имеет ни малейшаго сомнения в том, что непременно получит то, чего просит у Бога.
Собственно же говоря, это есть одна вера - единая, нераздельная. И последняя утверждается на первой, как на своём основании и без оной быть и состоятся не может.
Вера в своём правильном течении по степеням возвышения приемлет силу и свойство как бы осязаемости, и здесь она называется верою созерцательною, тогда как прежде была верою от слуха (Рим. 10:17.).
Здесь, на этой степени, сердце или чувство души, сорастворяясь, проникается истиною и получает в ней всецело несомненную уверенность, потому что зрит её своим духовным оком, как и мы смотрим телесными глазами на вещественные предметы; или как, прикасаясь рукою к чему-нибудь, чувствуем свойство предмета - мягкость его или же твёрдость. Так и вера зрит духовные предметы в их внутренней существенности и не очами плоти, а внутренними очами сердца, коим открыт бывает духовный мир. В духе нашем есть способность к восприятию сверхчувственнаго. Она непосредственно приемлет впечатления из духовнаго мира - на подобие того, как наши телесныя чувства приемлют впечатления от чувственных и видимых предметов.
Если сия способность наша находится в здравом состоянии и не омрачена грехом, то мы имеем такую же лёгкую возможность убеждаться в были предметов духовнаго мира, как убеждаемся в были чувственных земных предметов, при посредстве своих телесных чувств, потому что, как наши телесныя чувства, непосредственно соприкасаясь предметам мира сего, приемлют соотвтственныя впечатления, так и сия способность наша, устремляясь в вышечувственный мир, непосредственно получает оттуда ощущения, согласныя своей духовной природы. И Бог, действуя на сию нашу способность, являет Себя нашему духу, а мы, приемля сие действие, молитвою можем удержать его на себе; и молитва есть средство общения и единения нашего духа с Богом.
Поэтому и вера в Бога не есть какое-нибудь мысленное построение понятий или логический вывод доказательств или какая-либо мысленная уверенность. Вся эта работа производится в голове. Нет! Но это есть чувство сердца или живое ошущение нашим духом бытия Божия. Или ещё более: она есть самая сущность нашей души, коренная ея природа, и внутренний закон, написанный на сердцах народов,- так как без мысли о Боге душа наша не может быть человеческою, а будет тогда скотскою. Человек потому и есть человек, что ему прирождена вера в Бога, а без этого он не отличался бы от животных.
ГЛАВА 40. О применении Веры к деятельности пустынника. О любви. О Христианской надежде
Без живой веры в промысл Божий решительно невозможно прожить в пустыне, потому что супостат диавол старается прежде всего и более всего смущать живущих здесь помыслами маловерия и сомнения в Божие промышление о нас, а когда поколеблет этим наше сердце, то мы делаемся по всему слабыми, как трость, ветром колеблема. Начинающаго или даже ещё только намеревающагося жить в пустыне враг берёт помыслами: ну где ты возмёшь денег, чтобы приобретать себе пропитание, откуда будешь брать одежду, а когда, бывает, заболеешь, что соделаешь в пустыне непроходной?... Живущаго же в пустыне устрашает разбойниками, от которых действительно и пострадали многие пустынники, конечно, по его же злобному наущению; то зверями, то сам устрашая ночью разными привидениями.
Но когда человек утвердил себя в вере в Бога, то всё сие ему как ничто. Он не обращает никакого внимания, хотя бы, как говорит один угодник Божий, столкнулись вместе Небо и Земля - и тогда не убоится ничего. Но чтобы приобресть таковую веру, нужно прежде всего молиться о сем ко Господу Иисусу Христу, как показали сие святые Апостолы. Молясь о сем, они говорили: "Господи, приложи нам веру" (Лк.17:5),- и Господь не отказал, как не откажет и ныне никому из просящих о сем. Сею верою они победили мир. Сия есть победа, победившая мир вера наша (1 Ин.5:4.) Без веры не возможно угодить Богу (Евр.11:6.) Чтобы приобрести её, нужно и самому иметь о сем старание; нужно уяснить догматы веры, вникать в смысл Божественнаго Писания.
Всякая добродетель, по словам святого Григория Богослова, состоит из трёх частей; из них две части принадлежат Богу, а одна часть человеку, которую он всенепременно и должен исполнить, а без этого добродетель не состоится.
В особенности же нужно со всем старанием уразумевать Евангельское учение Господа нашего Иисуса Христа. Не лишним будет здесь обратить внимание и на то: почему, при совершении чудес над недужными, Господь Иисус Христос всегда требовал веры в Себя, как Сына Божия: веруете ли, яко могу сие сотворити,- вопрошает Он двух слепцов, следовавших за ним, по воскрешении Им дочери Таировой (Мф.9:28). Иерихонскаго слепца тоже вопрошает: что хощеши да ти сотворю!... Он же рече: Господи, да прозрю! - Прозри,- отвещает Господь - вера твоя спасе тя (Лк. 18:41-42.) Кровоточивую похваляет: "дерзай дщи - вера твоя спасе тя" (Лк.8:48.)
Жене Хананеянке удивляется: о, жено! Велия вера твоя: буди тебе якоже хощеши! (Мф.15:28).
Равным образом, и все прочие случаи исцелений: глухих, немых, слепых, разслабленных, по собственному ли их прошению или же по просьбе других, описанные в Евангелии, показывают нам наглядным образом и осязательно дают видеть и понимать спасительную силу веры в Господа Иисуса Христа; или же в чём состоит молитва веры, которая никогда не остаётся неуслышанною, но всегда входит во уши Господа, Человеколюбца и приемлет просимое. "По вере,- говорит Первосвятитель Московский Филарет,- искали Его, с верою приближались к нему, верою духовною прикасались к Его силе!", прикасалис телесно к Его пречистому телу или ризам, верою почерпали из источника благодати, как будто силою похищали всеисцеляющую силу Спасителя".
Но посмотрим сию веру в ея производстве. Возьмите какой угодно случай исцеления и смотрите: вот, примерно, кровоточивая прежде всего размышляет в себе, глаголющи: аще точию прикоснуся ризам Его - спасена буду (Мф.9:21). От этого размышления родилась в ея сердце несомненная надежда, а сия проредила веру во всемогущую силу Христа Спасителя, которая и привлекла её к Источнику исцелений. "Итак, то, что было пред очами телесными приближение и прикосновение, по созерцанию духовному Господь называет "верою" (Свят. Филарет, Митрополит Московский).
Как здесь, так и во всех других исцелениях, не исключая воскрешения мертвых, показан путь веры ко Господу самым очевидным и наглядным образом. Из сего можно видеть, что всякий, получивший от Господа Иисуса исцеление, пришёл к Нему именно с верою и надеждою получить исцеление.
Но почему же именно требуется вера при совершении чуда, которое всегда есть действие силы Божией? Это потому, что как наше падение произошло от неверия Богу, то теперь необходимо требуется противовес сему и противоположение; требуется положить другое начало в душе своей и дать ей направление противоположное прежнему; нужно утвердить в себе несомненную веру в Бога, как истиннаго и неложнаго. И сия вера, свидетельствуемая добрыми делами, возстановляет нас в первобытное состояние, соединяя с Богом. Вера раскрывает наше сердце для приятия силы Божией на подобие того, как открытый сосуд для вмещения влаги; а безверие, сомнение, маловерие делает его закрытым и не допускается войти в него силе Божией; или как дождь, падая на вспаханную землю, весь поглощается землёю, а падая на железную крышу, скатывается на низ, так и сердце, раскрытое для веры, вмещает в себе все словеса Божии, а закрытое - пускает их поверх себя.