Однако Бог -- МОЛЧИТ. Бог всегда -- действовал так. Бог вершил Свои дела -- в молчании.

Он являлся в мире, но в то же время, словно -- отсутствует в том, что происходит в этом мире, и не только в жизни человека, но и в жизни Церкви. Когда мы читаем жития святых и мучеников первых веков христианства и нашего времени, мы видим, что. были христиане, которых -- преследовали, которые страдали и кровью заплатили -- за веру во Христа. Были периоды, когда казалось, что Церковь вот-вот рухнет, что враги Церкви достигли -- апогея своей мощи, силы и славы, а Церковь падает до самого предела безсилия и унижения.

Кто-нибудь сказал бы: «Почему же Бог -- не вмешивается, почему Еретики -- торжествуют? Потому, думаю, что нас, посланников, Бог поставил -- последними, как бы приговоренными к смерти, ибо мы сделались позорищем для мира -- для Ангелов и человеков. Последними людьми, самыми униженными оказались мы, апостолы.

Бог так действует в жизни. Почему? Потому что Он хочет -- ИЗМЕНИТЬ образ нашего мышления, хочет, чтобы в нас ПОЯВИЛОСЬ -- Покаяние, изменение -- ума и образа нашего мышления и нашей жизни, чтобы мы ОТОШЛИ -- от мирского образа мыслей и мирской жизни, и ВОШЛИ -- в Божий образ мыслей, который ЕСТЬ -- жертва, любовь за другого человека. Начали наконец-то жить -- по Заповедям и покаянием – ИЗМЕНИЛИ свою жизнь.

Подумайте и увидите, что Сам Господь в Своей земной жизни -- поступал так, когда был пойман, предан в руки людей и уничижил Себя самым унизительным образом. Тогда святой апостол Петр, руководствующийся человеческими критериями, хотел -- отрезать ухо слуге, чтобы проявить доблесть и исполнить свою волю, но Христос укорил его и сказал: -- Постой, ты что, думаешь, что Я – НЕ МОГУ защитить Себя? Если захочу, Я защищу -- Себя и могу представить здесь 12 тысяч Ангелов, чтобы они -- защитили Меня, но Я не хочу этого и не нуждаюсь в человеческой защите. Я добровольно ПРЕДАЮ -- Себя на смерть, не противясь происходящему.

Естественно, подобное происходит в жизни -- каждого из нас, всех без исключения, тогда в душе действительно рождается такое чувство, что Бог больше -- не может молчать: «Боже, сделай же наконец что-нибудь! Восстань, пробудись!» Но это не значит, что Христос воскрес тогда, это просто молитва Церкви, в которой мы молим Бога воскреснуть: «Восстань, воскресни наконец, не будь столь безмолвен, унижен, сокрыт во Гробе». Это человеческое ожидание, наше желание того, чтобы что-то -- произошло. И хорошо, что мы не боги. Ведь, если бы мы БЫЛИ -- богами, мы за пару минут -- перевернули бы весь мир с ног на голову! Мы осудили -- бы всех и посадили на скамью подсудимых -- по-человечески!..

Вспоминаю, как однажды, когда я был молодым диаконом, произошло нечто, и я реагировал подобным образом: -- Ну, что это такое?! Этот человек должен быть -- наказан, его надо поставить на место, пусть он понесет такое-то наказание! Старец, естественно, слушал меня, качал головой и ничего не говорил. А я сказал что-то из тех обычных слов, которые мы говорим, когда нас переполняет чувство несправедливости.

На другой день во время литургии читали Евангелие, в котором повествуется, как однажды Христа изгнали из одного города, и Он ушел, а ученики сказали Ему: -- Учитель, хочешь, мы помолимся, чтобы огонь сошел с неба и сжег их? Ведь они Тебя гонят! Они уже совершили к тому времени некоторые чудеса, как Христовы апостолы и думали, что поскольку Христос этого не делает, то лучше им самим помолиться, чтобы сошел огонь с неба и сжег -- жителей того города. Ведь те были грешными и неправедными, а они-то сами были «за справедливость».

И вот «случилось» это евангельское чтение. Христос ответил им: -- Вы не знаете, какого вы духа! Вы еще не поняли, какого вы духа и какого духа мы. Я пришел -- не губить души человеческие, но спасать -- людей. Как только я прочел Евангелие, старец остановил меня в церкви и сказал:

-- Прочитай его еще два-три раза, что понять смысл -- сначала тебе самому, а затем и другим!

Действительно, это великое дело -- изменить способ, которым мы мыслим, ОТСТРАНИТЬСЯ -- от мирской справедливости и вступить -- в Божию справедливость, где Бог действует совсем по-другому, как Отец, желающий СПАСТИ -- всех людей, даже диавола.

А мы функционируем как люди, ЖЕЛАЮЩИЕ установления -- своей справедливости: -- Посмотри, он же меня -- мучает, тиранит, он угрожает моей жизни, хватит уже! Я не выдерживаю, не могу больше, закрой же ему рот! Или схвати его за горло! Ну, хорошо, я не говорю: «Убей его», но уж если он умрет, я не заплачу.

В житии святого апостола Карпа, жившего в Риме и благовествовавшего Евангелие, говорится, что там был некий Еретик-обманщик, притворявшийся христианином, и был он таким красноречивым и ловким шарлатаном, что всё время чинил апостолам препятствия, и им не удавалось проповедовать. Христиане хотели сделать что-нибудь духовное, а он шел и всё проваливал, и они, как люди, вознегодовали.

Молясь, святой апостол Карп имел видение в Святом Духе. Он увидел бездну, над которой ВИСЕЛ -- тот еретик. Еретик дрожал и весь трясся, а бездна в любой момент готова была его поглотить. -- Ну, сказал сам себе святой апостол Карп, -- в конце же концов! Пусть он упадет туда, чтобы мы наконец вздохнули свободно! Сколько еще он будет -- терзать нас, он же измучил нас! И как только произнес эти слова, он увидел перед собой -- распятого Христа, Который сказал ему: -- Посмотри, Я снова готов РАСПЯТЬСЯ -- за этого человека!

А тебя, если будешь продолжать -- в таком же духе, Я отправлю -- в бездну! Если будешь продолжать так думать, то и не поймешь, Кто Мой Дух и какой дух -- должен иметь ты!

Это действительно трудно, но Церковь своим исцеляющим действием совершает это изменение, а более всего совершает его Сам Бог, Который действует, как знает, и в конечном счете это -- нам помогает. Иногда проходят долгие годы, а Бог вообще -- не говорит и попускает человеку -- терзаться, пока тот НЕ ИЗМЕНИТ -- свой образ жизни. И нас разрывает это чувство -- чтобы Бог в конце концов восстал и прекратил -- наши терзания.

Передо мной лежит один еще неопубликованный текст. Однажды некая семья поехала к старцу Софронию, в Эссекс, в Англию, к святогорскому старцу, описавшему жизнь преподобного Силуана Афонского, поистине современного святого. У этих людей была проблема с ребенком, у него была -- неизлечимая болезнь, и они НЕСЛИ -- тяжкий жизненный крест. Ребенок был у них -- единственным. Жизнь их была -- сплошным мучением.

Пошли они к старцу Софронию, заплакали, открыли свою боль и скорбь, попросили сказать им несколько слов, и, помолясь, он с огромным состраданием рассказал им кое-что из своей жизни, что они тут же записали. Он был русским и безупречно говорил по-гречески. Это небольшой текст, в нем он рассказывает о своем жизненном опыте. Я зачитаю его вам, чтобы вы увидели, как драматично ПЕРЕНОСИЛИ святые -- это молчание Бога в своей жизни; в конечном счете, это и было ключом, помогшим им открыть дверь -- к святости.

Старец сказал им следующее: «57 лет я ношу рясу, и мне кажется, что я старался не быть нерадивым к моему спасению, с великим страхом и слезами я всегда молил Бога, чтобы Он стал -- для меня солнцем, чтобы Он простил мне все грехи. Я старался, по силе своей, НЕ ОБИДЕТЬ -- никого на земле, и чтобы Бог скорее дал мне мужество служить людям, НЕ ОЖИДАЯ -- от них никакой отдачи -- ни материальной, ни духовной. И при всём том, за всё это время я не знал -- ни мира, ни безопасности, но всегда чувствовал рядом с собой какую-нибудь опасность или, по меньшей мере, -- неблагоприятное отношение (ко мне)».

Действительно, жизнь этого старца была запечатлена -- сильным отвержением его со стороны людей, но великими дарованиями со стороны Бога. «Что бы я ни начинал делать, даже малейшее дело, почти всегда наталкивался -- на непреодолимые препятствия. Двери мира сего, почти все, были всегда закрыты предо мною». Представьте себе человека, который 57 лет старается -- творить Божие дело, а все двери мира сего закрыты для него! Что бы он ни начинал делать, встречал -- огромные препятствия.

«Я состарился и так и не понял смысла всех этих испытаний – то есть всё, что я переношу, -- препятствия, напасти и т. д., -- случается, потому что Бог разгневан -- на меня из-за того, что я грешен, или что-то другое происходит в моей жизни? Я не мог этого понять. Много раз я молил Бога открыть -- мне, почему всё всегда идет так, но Бог всегда -- отвечал мне молчанием».

Этот старец, говоривший с Богом лицом к лицу, и испытавший такие великие состояния благодати, молил Бога открыть ему, почему в его жизни всё идет так, почему у него -- столько трудностей и препятствий и всё закрыто для него, но Бог всегда отвечал ему молчанием. Бог никогда ему -- не отвечал. Поэтому старец сказал этим людям: «Из всего того, что я сказал вам, вы поймете, что я не могу дать вам объяснение -- того тяжкого испытания, в котором вы -- находитесь, но буду поминать вас в своих молитвах с любовью и состраданием».

И завершает: «Нам трудно обвинить - Бога и оправдать себя». Трудно -- сказать, что Бог виновен или Бог -- разгневан, что всё в жизни у меня идет наперекосяк, но я сам - невиновен. Нелегко нам сказать эти слова, ВЗВАЛИТЬ -- всю вину на Бога и обезвинить себя. «Но точно так же, нелегко сделать и противоположное, подобно приятелям Иова, возжелавшим стать поборниками правды Божией, забывая о том, через какие мучения проходил Иов». Но говорит старец, нам нелегко сказать и: «Вы виновны, а Бог -- невиновен!» Сказать страдающему человеку: -- Ты знаешь, Бог не виноват, это ты -- виноват и поэтому терпишь всё это!

«Другими словами, есть два положения. Первое: “Я невиновен, а виновен - Бог, Который мучает меня и терзает, поскольку разгневан!” И второе: “Я виновен, а Бог - невиновен!” Но оба они - трудны.

И заканчивает он следующими замечательными словами: «Поэтому Бог -- молчит, молчим и мы». Поскольку Бог молчит, то молчим -- и мы и не можем -- сделать ничего, как только поминать -- друг друга в молитве с любовью и состраданием. Думаю, это очень сильный текст.

Для всех нас без исключения наступает час, когда мы проходим через такие трудности, когда мы не знаем даже, что и сказать. Взять ли на себя -- бремя ответственности? Но мы его -- не выдержим. Мы не можем его понести. На нас и без того давит столько напастей, что мы не выдерживаем их бремени и тягот. Приписать ли их опять же Богу? Но и это тяжело, этого мы тоже сделать -- не можем.

Мы должны делать то, что говорит старец Софроний: «Бог -- молчит, потому, с доверием - ТЕРПИМ и МОЛЧИМ -- мы». Вручаем жизнь свою в РУКИ -- Божии с великим доверием. Это то, что мы возглашаем на святой литургии: «Сами себе и друг друга и весь живот наш -- Христу Богу предадим».

Наши рекомендации