И потом, молитвы краткие МОЖНО -- всегда читать про себя – ДЕЛАЯ свои дела, они только ПОМОГУТ -- тебе быстрее и лучше сделать все дела.

Читать псалмы – это хорошо, даже если не понимаешь их! Когда-нибудь Бог разъяснит их тебе.

– Мы знаем, что читать Псалтирь – очень хорошо, но есть такие псалмы, в которых душа -- не находит утешения и которых мы не понимаем. Хорошо ли, несмотря на это, читать их и дальше, не понимая?

– Да! Нет никакой нужды понимать их тут же. Ты поймешь всё со временем. А читать их – это хорошо, даже если не находишь в них утешения и не понимаешь! Потому что может случиться, что в них говорится о невидимом враге, диаволе, а ты себе это как-то интерпретируешь по-своему. Читай ему и дальше. И наступит день, когда Бог (ты диву дашься – через кого-нибудь или Сам лично) разъяснит тебе, о чем тут речь, ведь в Священном Писании уже не осталось ничего неразъясненного.

– Из притчи о блудном сыне надо сделать такой вывод, что Бог больше любит -- кающегося, чем служащего Ему постоянно?

– Нет! Брат, который -- не падал и гордился этим, когда пришел домой и услышал там великую милость своего отца, соблазнился. Ибо говорит: ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями. (Лк. 15: 29). Но почему он сказал козленка, почему не сказал барашка? Потому что коза считается чем-то плохим. То есть, бесом. «Не дал мне козленка» – то есть не позволил мне предосудительного увеселения. И блудный оказался -- лучше него. Ведь Бог оставляет весь Свой дом и идет -- за заблудшей овцой. Он ее любит и ищет. Но это не означает, что другие нелюбимы. Просто Он любит этого, потому что он НУЖДАЕТСЯ -- в любви.

О святом апостоле Иоанне говорится, что он был апостолом, которого любил Христос (см.: Ин. 13: 23). Но что вы думаете, что остальных апостолов Он не любил? Любил! Так что же происходит? Просто у святого апостола Иоанна БЫЛА -- более сильная потребность в любви.

– Что вы можете сказать нам -- о покаянии, совершаемом с радостью, и покаянии, совершаемом с некоторой печалью сердца, страхом Божиим и страхом смерти?

– Дорогие мои! Нет никакой причины для печали, когда у нас есть Бог спасающий, Который может простить нам все грехи! Ее не существует! Но если речь идет -- о раскаянии в том, что «я согрешил и огорчил благость Божию», тогда твое раскаяние угодно. Потому что каждый человек, когда согрешит, кается. И он не кается вот так: «Ха-ха-ха!» – а кается со слезами. А кто дерзнет сказать о себе, что он не согрешил? Кто из вас может бросить камень, говоря, что он не согрешил? Все согрешили! Но, чтобы согрешение было исправлено, оно нуждается в покаянии. Ты каешься и радуешься! Радуешься внутри себя, что Бог послал тебе покаяние в дар.

А знаете что? У нас ведь нет уверенности, что Он его у нас принимает. Мы только надеемся, что Он его примет. Это только католики говорят, что они УВЕРЕНЫ -- в своем спасении. А я не уверен в спасении, но я надеюсь.

– Есть такие священники и братия, которые привыкли вычитывать определенное число акафистов или молебнов и чувствуют себя чуть ли не одержимыми бесом, если не вычитали их, неважно как. Как нам быть и как совершать это монастырское правило, чтобы и его исполнять и не было лености с нашей стороны, и в то же время иметь трезвение, не терять -- трезвомыслия?

– «Я совершил свое правило! А теперь, Господи, подай мне то, что я заслужил!» Нет, дорогие мои! Надо иметь трезвение постоянно! Правило – это обязанность монаха. Но, если у него послушание продолжительное и лишает его возможности совершить правило, тогда послушание, отсечение воли ВЫШЕ, чем правило.

Ну вот посмотрите, чтобы вы меня поняли, приведу вам такой пример. Поженились парень с девушкой, Нику и Иоанна. И вот, после свадьбы Иоанна отправляется на кухню, а Нику идет на работу. И у молодой еда подгорает. «Ой! Что скажет Нику? – терзается бедняжка. – Он заругает меня, что я сожгла еду!» – переживает девочка. И вот возвращается Нику. «Нику, дорогой, прости меня, у меня подгорела еда!» – «Да ладно, дорогая, это меня вообще не интересует. А вот почему ты не думала обо мне весь день? Вот это меня интересует!»

И спросит нас Бог: «Я создал вас и наградил столькими дарами, приставил к вам охрану, Ангелов-хранителей. Небеса были в ваших руках. Богами по благодати вы могли быть, так почему же вы не думали обо Мне? Почему были рассеянны? Почему ДУМАЛИ -- о своих мирских делах, а не обо - Мне?» Ведь, Бог – ревнив.

Немощи в благодеяние.

И даже приходя в возраст, становясь уже престарелыми, многие люди всеми способами СТАРАЮТСЯ -- продлить привычные плотские радости, продолжают жить во грехах – не думая о покаянии.

Немощи старости, когда ослаблены телесные силы, хотящему спастись -- помогают, поскольку «взыграния плоти» уже не отвлекают его внимания от «Единого на потребу». Также и ослабление зрения -- помогает ему «не видети суеты».

Один афонский схимонах, утративший зрение, говорит: «Бог для того ЛИШИЛ -- меня зрения, чтобы через него НЕ РАССЕИВАЛСЯ -- мой ум. Так Господь СОХРАНИЛ -- меня от многих искушений, которые приходят - через зрение. В жизни мне пришлось -- увидеть много всего греховного, но перед исходом в мир иной мне была ДАНА -- возможность ЛУЧШЕ -- видеть свое греховное состояние – чтобы раскаяться».

Господь милостив; в конце жизни, когда уже немного осталось человеку жить, Он отнимает -- его телесную красоту. Когда человек состарится, у него ВЫПАДАЮТ -- зубы, волосы, он становится морщинистым, непривлекательным. Обезображивание внешности стариков – утрата свежести и обаяния юности – ограждает от соблазнителей противоположного пола.

Оглохшее ухо также ОГРАЖДАЕТ -- спасающегося от непотребных звуков и ритмов века сего, непотребство которых достигает уже крайности, от «ненормативной лексики», наконец… Лишение зубов делает недоступным множество гастрономических услад. Вместо свиных отбивных он будет, подобно младенцу, кашки протертые есть, как бы возвращаясь в детство.

Немощи старости – величайшее благодеяние Божие. Все эти ограничения старым людям «хотящим спастися» облегчают сосредоточение на «Едином на потребу», НА ЛЮБВИ -- к Богу в течение уже небольшого срока, оставшегося до перехода в Вечность. Хотящему спастися «вся поспешествуют во благое» (ср.: Рим. 8:28).

Мечта сатаны.

Но люди ПРОТИВЯТСЯ -- своему спасению. Они вставляют себе -- зубные протезы, чтобы не расставаться с гастрономическими усладами. Чтобы смотреть телевизор, они прибегают -- к помощи глазного хирурга, вставляют себе искусственные хрусталики. Зубы вставляют, глаза, уши; чтобы сохранить красоту -- прибегают к пластическим операциям, к новейшим способам омоложения. Чтобы, в сущности, ПРОДОЛЖАТЬ -- грешить…

И существует настойчивая тенденция создать такое общество, в котором с помощью уже возникающих ультратехнологий должно быть реализовано -- безсмертие грешной плоти. Чтобы все его члены вечно услаждались -- удовлетворением своих страстей. Это вместо -- Царствия Небесного, о котором мы говорили, – Блаженства неизъяснимого, несказуемого.

«Смелый новый мир – новый МИРОВОЙ глобальный порядок антихриста» всеобщего благоденствия, который должен быть построен без Бога, – это давняя заветная мечта древнего змия, сатаны, который давно замыслил построить свое царство -- вопреки и в противовес Царству Небесному – царство свободы от Бога и совести.

Наши рекомендации