Если Вы сомневаетесь, надо вспомнить все грехи, записать их и открыть перед священником.
В книге преподобных Варсонуфия и Иоанна об Исповеди сказано так: в течение дня мы часто согрешаем -- помыслами, делами или словами. Как только -- СОГРЕШИЛИ, нужно сразу взывать к Богу: "Господи, прости, согрешили! Осудили, ругались, матерились, обидели ближнего и сами обижались и не хотели прощать, завидовали, грубили старшим, курили, плохой пример подали, плохо работали, пожадничали, плохо о людях думали, не уступали, гневались, раздражались и т.д." И Господь, Духом Святым -- ПРОЩАЕТ нам эти грехи.
За сутки миллионы помыслов пролетают, но, если все их считать грехом и самим не бороться с ними, не побеждать добрыми мыслями, а все батюшке зачитывать, мы батюшку вымотаем на нет. Надо учиться – НЕ ПРИНИМАТЬ худые помыслы. Ведь, это бес вкладывает их в наши головы, это не наши скверные мысли. В нашем сердце грех рождается тогда, когда мы эти помыслы -- принимаем, обижаем ближнего неприязнью, гневом, раздражением. Ни с того, ни с сего резко, зло -- ответим ему, нагрубим. В наше сердце входит зло. Почему? Потому что вовремя -- не отличили помысел от своей мысли. Это умение приходит с опытом, когда сами устанем от своих грехов. Тогда будем контролировать себя постоянно. Искушений будет столько же, а грехов много -- меньше, чем шестьдесят...
На исповедь свои грехи надо приготовить так: вспомнить, все ПОСТОЯННО -- повторяющиеся грехи и их записать: гневаюсь, раздражаюсь на ближних, обижаюсь, ругаюсь, кричу, сквернословлю, курю, выпиваю и другие Священнику сказать, например, так: - Батюшка, я на этой неделе согрешил: возмущался, спорил, обманул, молился рассеянно, осквернял душу нечистыми воспоминаниями, в храме стоял без внимания...
Этого достаточно, чтобы Господь простил нам грехи. Если вы живете перед очами Божьими, ходите пред Богом и помните о Нем постоянно, то знаете, что Господь видит -- ваше Покаяние, вашу борьбу с грехом, стремление к очищению. И на исповеди достаточно засвидетельствовать, что "вот в этом и в этом грехе я приношу покаяние". Бог Духом Святым -- ПРОЩАЕТ грехи.
Важно не просто равнодушно перечислить грехи, ВАЖНО -- ИСПРАВИТЬСЯ, избавиться от грехов, НЕ ПОВТОРЯТЬ -- старые грехи. А то, некоторые на Исповеди каждый раз перечисляют: "Возмущалась, раздражалась, обижалась, ругалась...", а отойдут от исповеди, снова -- за своё. Таких лживых людей Бог – НЕ ПРОЩАЕТ.
Как бывает с нами: поначалу мы даже вроде и не обратили внимания на тот или иной помысел, забыли его. А бес, вложив его в нас, отступает, не надоедает, прячется. Позже мы вспоминаем помысел и, принимая за свой, начинаем о нем думать. А там уже и мысли от молитвы -- отвлеклись, и имя Божие не произносим, и чувства нехорошие в сердце -- родились, и раздражение... Помысел, как семя, пророс в нашем сердце и принес свой плод -- грех. Открываем помыслы на Исповеди -- это как из-под камня спугиваем -- притаившуюся там змею: подняли камень, она и исчезла.
Советую каяться пред Богом в принятии -- помыслов, а на исповеди называть те грехи, которые были рождены на свет этими помыслами. Если же вы сумели побороть помысел, не раздражились, не осудили, а нашли верную мысль для оправдания ближнего, то вы победили демона. А брань - это не грех. За брань вас ждет от Бога награда. На земле эта награда - благодать Божия, а в потустороннем мире - вечная жизнь. Если же священник поинтересуется каким-то грехом, то можно объяснить подробнее.
Приготовившись, подхожу на исповедь, но начинаю смущаться и торопиться: "Ой, за мной еще народ!" Что мне делать?
Подготовьте генеральную исповедь, с детства, но не расписывайте грехи подробно. Все можно кратко, сжато сказать. Нам кажется, что уже все забыто, что в детстве делали неправильного. Но наша совесть, оживая на первой исповеди, подсказывает все новые и новые проступки, новые грехи. Вот это настоящая исповедь. Человек после такой исповеди физически чувствует, что стало легче на душе, а потом, человек начинает записывать на бумажке новые грехи, готовиться к исповеди. Сделал бы прежде тот или иной грех, а теперь помнит: "Мне же придется на исповеди его говорить. Так, может, не делать его? Ведь стыдно - я уже в нем каялся". И не совершает грех. Это уже начало духовной брани со злыми духами.
Духовная жизнь должна быть под руководством опытного духовника. На приходах, батюшка один, а народу много, это сложно. Найдите духовника в монастыре. Там священников много и они уделят вам больше времени.
Написала все грехи на бумагу, подала священнику, а он, не читая, разорвал: "Бог знает твои грехи". Совершилась ли моя исповедь?
Если ваша исповедь – НЕ БЫЛА прочитана, или священник вас -- не выслушал, значит, все грехи ОСТАЛИСЬ -- на вас. Исповедь как таинство – не совершилась, хотя бы тот священник и прочитал над Вами разрешительную молитву, но он – НЕ ЗНАЛ, от чего Вас разрешает.
Если так случилось, то НЕ ОБИЖАЙТЕСЬ -- на этого батюшку, иногда такое бывает, простите и подойдите -- либо к другому батюшке, либо снова -- подготовьтесь к исповеди, но к этому батюшке -- не ходите, найдите другого, внимательного священника и исповедуйтесь у него. И лучше всего исповедовать свои грехи -- без бумажки, на память. Записать грехи можно, но в бумажку загляните, если вдруг забыли о каком-то грехе.
Когда человек ПЕРЕЖИВАЕТ -- о грехах – он тогда хорошо ПОМНИТ -- все свои грехи, ведь, что у человека болит – о том он и говорит. Вот это и есть настоящая исповедь!