Формализм и равнодушие -- к богу и к церкви.

Протоиерей Алексий Уминский.

Оглядываясь на последние 20 лет, мы понимаем, что мир сильно изменился и продолжает очень быстро меняться. Есть вещи, которые уже трудно повернуть вспять или поставить на их прежние места. Но мир меняется не последние 20 лет, -- мир меняется давно и прошлое столетие стало кардинальным в изменении картины мира. В первую очередь, этому способствовали колоссальные войны и революции.

Но самая главная революция, которая за это время произошла, -- это РЕВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ – ПОТЕРЯ людьми веры во Христа, ПОТЕРЯ своих национальных, семейных ценностей и традиций, -- затронувшая всё человечество, и культурное и даже не совсем цивилизованное. Так или иначе, этот сдвиг касается и нас, православных христиан.

Что происходит в последнее время? Переоценивается жизнь как таковая, и более всего теряет ценность сам человек -- и в своих собственных глазах, и в общественном сознании; человек как личность, человек-индивидуум, человек как образ и подобие Божие обезценивается. Параллельно происходит и ещё один процесс, связанный с этим очень серьёзно, -- всё обезсмысливается. Предается забвению то, чем осознавало себя человечество благодаря приходу Христа в мир. Мир был осмыслен, потому что в мир пришло Слово Божие. Слово стало плотью, и Оно стало главенствовать в человеческом обществе; Евангелие сформировало человеческое сознание последних двух тысячелетий.Христианство осмыслило человеческое существование на Земле, подняло ценность человека на невообразимую высоту, которой до этого не было никогда в мире. И эту ценность человека и человечества отражала культура во всех её проявлениях.

Сейчас же происходит обратный процесс, он катастрофически, обвально идёт вниз. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО -- ДЕГРАДИРУЕТ. Человек -- ПОТЕРЯЛ веру в Бога, а значит, и Смысл, и всякую ценность, потому что, -- если человек не связан с Богом, то он ровно ничего НЕ СТОИТ и не ЗНАЧИТ. В этом случае человек -- это только механизм, только инструмент или винтик, работающий в общей машине ради определённых целей.

Знание ЗАМЕНЯЕТСЯ -- Информацией. Культура познания, культура жизни, в которой человек пытается выражать самые глубокие и серьёзные смыслы, -- полностью ПОДМЕНЯЕТСЯ культурой игры, культурой развлечений и безсмысленной жизнью. И то, что происходит сейчас, -- есть пришествие ПУСТОТЫ в мир. Казалось бы, Церковь -- это место, которое хранит смыслы, которое взращивает и оберегает культуру смысла. На пороге Церкви должно кончаться безумие, в котором пребывает современный мир. Но современное христианство оказалось настолько заражённым, подвластным и уже воспитанным в этой культуре распада, что и мы, приходя в Церковь (а мы же в основном христиане новые, недавние, а не традиционно воспринявшие для себя христианство как плоть и кровь), несём в себе следы этой всеобщей опустошённости.

Происходит ПОТЕРЯ христианских ценностей, потеря смыслов, и в этом процессе на место здравого смысла встаёт некая схема. А схема – это не жизнь, это всего лишь -- некий способ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ к жизни.

ХРИСТИАНСТВО: ЖИЗНЬ ИЛИ СХЕМА?

Приходя в Церковь и становясь православными христианами, мы часто идём по очень простому и лёгкому пути, не осознавая, не понимая, не осмысливая до конца то, что с нами происходит. Бывает так, что на вопрос “Почему мы христиане? Почему мы православные? Что для нас значит верить в Бога?” Мы не можем ничего толком сказать. Это только знак того, что мы – НЕ ПРИУЧЕНЫ во всём искать смысл, отвечать за каждое слово. Мы уже в каком-то смысле продукты -- Пустоты, продукты Безсмыслицы. Скажем, многие из нас жили в советское время, когда смыслы были затемнены, оболганы и изуродованы; очень многие настоящие смыслы уходили, прятались, а вместо них подавалась ложь, иллюзия, фальшивка. Всё это сейчас очень востребовано, как ни странно, -- оказалось, что даже ценности советского общества были более осмысленны, чем то, ради чего люди живут сейчас во время демократии. Парадокс, но тем не менее это так.

Мы не приучили себя задавать вопросов и искать правильных ответов, а зачастую, нам просто лень и нам это не нужно; мы привыкли пользоваться готовеньким, тем, что нам предлагают, и принимать это легко и просто, не оценивая и не осмысляя.

За долгие годы советской власти мы просто -- ПРИВЫКЛИ к тому, что, кто-то ДОЛЖЕН за нас ДУМАТЬ, решать и принимать решения, а своей головой жить и думать мы уже -- НЕ ХОТИМ – это ведь ТРУДНО, да и ОТВЕЧАТЬ придётся за свои поступки и дела, а так, всегда можно – ОПРАВДАТЬСЯ и свалить ВИНУ на других, что дескать это не мы виноваты, а те, кто за нас -- думал и принимал решение.

Мы и сегодня всю полноту Ответственности за свою жизнь – ПЕРЕЛОЖИЛИ на священников – дескать вы сами за нас ДУМАЙТЕ и решайте -- как нам жить и что делать. Хорошо, если священник добрый и мудрый попадётся – он хоть может – ПРАВИЛЬНО наставить на Добрую жизнь и вас в этом тяжком Грехе обличит – заставит раскаяться.

Но ведь, встречаются и малоопытные, да и просто равнодушные -- и к людям и к Богу священники, и впавшие в Прелесть гордыни, так называемые «Младостарцы» -- эти священники -- могут только навредить своими наставлениями и усугубить дело. Вот, почему Господь и сказал – «Не сотвори себе -- Кумира». Головой надо своей учиться думать.

Удобно жить СТРАУСАМИ, как все – НИЧЕГО не знаю и знать не хочу и ни за что -- НЕ ОТВЕЧАЮ, моя хата с краю! Только вот, Господь такого Инфантильного ГРЕШНОГО образа жизни -- не принимает. Потому, когда мы приходим в Церковь, с нами происходят неприятные вещи.

Мы не утруждаем себя поиском -- смыслов духовной жизни, значения наших поступков, нашей молитвы, нашего участия в Евхаристии, в богослужении, нашего участия в жизни церковной и приходской.

Наши рекомендации