Мы ищем СХЕМУ, и последствия этого бывают страшными и катастрофическими – особенно, когда дело касается -- ВОСПИТАНИЯ наших детей в вере.

Мы, оказывается, не Веру, не любовь и уважение к Богу и страх Божий -- своим детям ПЕРЕДАЕМ, а мы ПЕРЕДАЁМ им уже готовую СХЕМУ – способ, как можно спокойно жить и быть Православными – то есть УЧИМ детей – КАЗАТЬСЯ Православными.

Ведь, Покаяние есть один из глубочайших моментов серьезного осмысления и понимания своей жизни в Боге, и именно Покаяние -- даёт человеку возможность по-настоящему себя увидеть, осознать, осмыслить, оценить. То есть на деле, в жизни при попытке передать наш опыт следующему поколению, этот наш христианский опыт – оказывается мёртвым, пустым, нежизненным.

Когда мы переходим к тому, чтобы что-то ПЕРЕДАТЬ другому, мы это делаем в виде некоей.схемы, и… часто очень неудачной. Скажем, придя к Богу в моменты осмысленные и осознанные, мы потом всё очень быстро превращаем сами для себя в лёгкий путь, то есть в схему.

Например Исповедь, которая для многих людей -- ПРЕВРАТИЛАСЬ именно в такую -- чисто формальную Схему. И вот, мы читаем книги с бесконечным перечислением грехов, составляем списки грехов, как будто -- ЗАПОЛНЯЕМ квитанцию в прачечную, стараемся, чтобы эти грехи были как можно подробнее -- перечислены и высказаны священнику.

Превращаем саму Исповедь -- в некий особый ПРОПУСК -- к Причастию: вместо Покаяния -- формируем Схему, забывая о главном – о настоящем СМЫСЛЕ Покаяния.

Зачем мы тогда -- вообще ходим на Покаяние? Только для того, чтобы только Причаститься – и этим ИСПОЛНИТЬ некий ОБРЯД? Но Господь -- не Благословляет подобное Причастие – ради Причастия – и пользы от этого человеку – НЕ БУДЕТ.

Или мы действительно идём на Исповедь – вдумчиво РАБОТАТЬ над собой, над своими Недостатками -- и ИСПРАВЛЯТЬ самих себя?

Когда же дело касается молитвы, то мы ЗАПИРАЕМ молитву только -- в Молитвенное правило и не осознаём -- почему оно такое?Почему оно состоит из этих молитв? Зачем нам их читать? Что значит три канона? Что значит то или иное слово?И всё это происходит только потому, что мы -- НЕ ХОТИМ самостоятельно думать, нам НЕКОГДА -- думать и молиться, у нас много других важных и интересных дел, к примеру, тот же телевизор или хлопоты по дому. Зачем нам лишние проблемы?

Молитва для нас -- дело очень СКУЧНОЕ – надо ПОБЫСТРЕЙ -- Прочитать Молитвенное правило и можно со спокойной душой -- приниматься за все свои дела.Часто мы читаем слова, смысл которых не понимаем, да и не нужно нам это. Например, каждый вечер мы каемся в мшелоимстве, но что это такое, подавляющее большинство -- не знает, и самое горькое -- не утруждает себя тем, чтобы это узнать. Это один из маленьких примеров.

МЕЖДУ МОЖНО И НЕЛЬЗЯ.

За каждое праздное слово, говорит нам Евангелие, мы дадим ответ на Страшном Суде, в нашей жизни не должно быть пустоты. Наша религиозная жизнь, наше Православие, к сожалению, часто строится на этих двух названных параметрах, но к жизни в Боге это никакого отношения не имеет. Такое представление о Христианстве -- когда почти ничего нельзя -- складывается у наших детей. Эта схема приходит вместо духовной жизни, вместо любви, вместо живого отношения человека и Бога. Это становится главным вопросом Поста -- что во время Поста можно есть, а чего нельзя. Разве же в этом смысл Поста?Если мы зададимся этим вопросом, то отбросим раз и навсегда эту схему “можно-нельзя” и не будем мучить батюшку на исповеди тем, что “я в какой-то день был в гостях и съел кусочек рыбы”, “мне пришлось выпить глоточек вина”, ”мне пришлось то сделать и другое”… Какое это вообще имеет отношение к Посту?

Пост -- это не когда “Можно-Нельзя”. Пост -- это ПУТЬ твоей личной БОРЬБЫ с Грехом прежде всего. Пост -- это путь ПРЕОДОЛЕНИЯ и Исправления самого себя, своих недостатков, своих дурных привычек например: эгоизма, гордыни, тщеславия, жадности, зависти, обидчивости, раздражительности, лени, уныния, сквернословия, нетерпеливости, чревоугодия, курения, пьянства, болтливости, хвастливости.

Пост -- это путь победы над самим собой! А всё остальное -- это всего лишь СРЕДСТВА, какими ты пользуешься. Вот, тебе удобнее сейчас этим средством воспользоваться, или другим, или тем, который предлагает Церковь в своём Уставе.

Но мы должны понять, что Устав -- это тоже схема. Любая схема, не наполненная содержанием и смыслом, -- КАЛЕЧИТ человека, препятствует его духовному росту, как то же молитвенное правило может человеку помогать, а может его КАЛЕЧИТЬ.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что НЕЛЬЗЯ быть рабом -- Молитвенного правила, потому что, не человек для правила, а правило -- для человека.

Как проявляется то, что человек -- СТАЛ Рабом молитвы? Если человек – НЕ УСПЕЛ вычитать правило – он РАЗДРАЖАЕТСЯ, или впадает в уныние, или бывает у человека портится настроение от того, что он вставая читать правило – видит, что читать очень много, а ему лень и не хочется.

Наши рекомендации