Сообщение Святого Духа всем истинным христианам

Святой Дух есть “везде сый и вся исполняяй”, но особым местом Его присутствия и действия является Церковь. Святой Дух пребывает в Церкви и животворит ее со дня Пятидесятницы, когда “Он сошел на Апостолов в виде огненных языков”10. С этого времени Святой Дух сообщается в Церкви всем истинным христианам. Прп. Серафим Саровский определяет цель христианской жизни как стяжание Святого Духа. По словам ап. Павла, человек может исполниться Святого Духа в такой степени, что не только душа его, но даже и тело может сделаться храмом Духа Святого (1 Кор. 6, 19). Святой Дух продолжает спасительное дело Господа Иисуса Христа. Действием Духа Святого мы усыновляемся Богу Отцу (Еф. 2, 18), становимся сынами Божиими (Рим. 8, 14). Усыновленные Богу творят волю Отца не по страху, а в силу сыновней любви. Кроме того, совместно с Господом Иисусом Христом Святой Дух освобождает человека и от рабства греху, делает нас свободными, так как Святой Дух есть Дух свободы (2 Кор. 3, 17).

Сделаться причастным Святому Духу можно через молитву и участие в церковных таинствах.

“Итак, если вы, будучи злы, умеете деяния благие давать детям вашим, тем более Отец даст Духа Святого просящим у Него” (Лк. 11, 13).

“Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас… по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего” (Тит. 3, 4–6).

“Механизм” воздействия на нас Святого Духа нам неизвестен.

“Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа” (Ин. 3, 8).

Однако плоды воздействия Духа Святого на нас известны и ощутимы:

“… любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Гал. 5, 22).

От плодов Святого Духа надо отличать Его дары. В отличие от плодов Духа, которые суть благодатные расположения сердца, дары Духа Святого представляют собой силы, подаваемые для достойного прохождения того или иного служения на благо Церкви. В Церкви нет дара без соответствующего ему служения, и наоборот, нет служения без соответствующего дара. Ап. Павел приводит примеры таких даров: слово мудрости и знания, дары исцеления и чудотворения, дар пророчества, дар языков и др. (1 Кор. 12, 1–10). К дарам Святого Духа относятся также и дарования иерархического служения в Церкви11. Церковь живет Духом Святым, и только Им человек и мир могут достичь своего назначения.

Примечания. Глава IX.

1. О духоборах-македонианах см.: Поснов М. Э. изд. цит., сс. 366–367.

2. С. 48.

3. Там же.

4. О Маркионе и его учении см.: Болотов В. В. изд. цит., т. II, сс. 226-230.

5. Пространный Христианский Катихизис…, с. 49.

6. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 241.

7. Блж. Феодорит. О третьем Вселенском Соборе. Цит. по: Помазанский М., протопр. изд. цит., с. 49.

8. Там же.

9. Цит. по: Пространный Христианский Катихизис…, с. 49.

10. Там же.

11. Александр (Семенов-Тян-Шанский), еп., изд. цит., с. 53.

Глава X
О девятом члене Символа веры

Понятие о Церкви Христовой

Совершив дело нашего Искупления, Господь Иисус Христос предусмотрел также и способ нашего приобщения к плодам искупительного подвига. С этой целью Им была основана Церковь.

Слово “церковь (ejkklhsiva)” происходит от глагола ejkkalevw, что значит “собирать, вызывать”. В древних Афинах “экклесией” называли городское собрание, в котором принимало участие не все население города, а только избранные, то есть те, кто соответствовал определенным требованиям.

В христианстве изначально под церковью понималось собрание призванных в общество Господне лиц, услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву, а потому составляющих “род избранный” (1 Пт. 2, 9).

В Символе веры мы исповедуем свою веру в Церковь, но “как может быть предметом веры Церковь, которая видима, когда вера, по Апостолу, есть «уверенность в невидимом»(Евр. 11, 1)?”1.

Церковь имеет две стороны — видимую и невидимую, подобно тому как Господь Иисус Христос состоит из двух естеств — видимого человеческого и невидимого Божеского. С видимой стороны Церковь предстает как человеческое объединение, общество христиан, а с невидимой — это Сам Господь Иисус Христос и спасительная благодать, изливаемая от Него на всех принадлежащих к Церкви. По своей невидимой стороне Церковь является предметом веры.

Согласно “Пространному Катихизису”, веровать в Церковь

“значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа”2.

В самом общем смысле под Церковью понимают от Бога установленное общество всех личностных существ, верующих во Христа Спасителя и соединенных с Ним как с единой Главой.

Из всех новозаветных образов Церкви наиболее глубоким следует признать образ Главы и тела. Согласно этому образу, Церковь есть богочеловеческий организм, тело Христово, Главою которого является Сам Христос, а членами — все верующие во Христа и соединенные с Ним как со своей Главой.

“Бог Господа нашего Иисуса Христа… по действию державной силы Его, которою он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах… все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, Которая есть тело Его…” (Еф. 1, 17–23)

“И вы — тело Христово, а порознь — члены” (1 Кор. 12, 27).

Принадлежат к Церкви:

а) “все православные христиане, живущие на земле”;

б) “все, скончавшиеся в истинной вере и святости”3;

в) ангелы (Еф. 1, 10; Кол. 1, 18–20; Евр. 12, 22–24).

Таким образом, у Господа Иисуса Христа имеется как бы два стада. Первое стадо — это Церковь, состоящая из членов, живущих на земле, и обычно называемая “странствующей” (Евр. 13, 14) или “воинствующей” (Еф. 6, 12). Второе стадо — Церковь, состоящая из Ангелов и всех усопших в вере и покаянии, обычно называемая небесной или “торжествующей” (Евр. 12, 13).

Странствующая и торжествующая Церкви отличаются как по составу, так и по условиям жизни своих членов,

“поелику одна воинствует и находится в пути, а другая торжествует победу, достигла отечества и получила награду”4.

Наши рекомендации