Глава восьмая. Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страданий – и царям, и князьям, и всяких чинов людям, и священникам, и монахам, и всем христианам.

Кто же в дерзости своей страха божьего не имеет и воли божией не творит, закону христианского отеческого предания не следует, о церкви божьей, и о церковном пении, и о келейном правиле, и о молитве, и о восхвалении Бога не думает, ест и пьёт без удержу до объядения и до пьянства в неурочное время, и правил общежития не соблюдает: Воскресения и Среды и Пятницы, праздников, и Великого поста, и дня святой Богородицы,– без воздержанья блудит и в неурочное время, нарушая закон и природу, или те, что от жён блудят или совершают содомский грех и всякую мерзость творят и всякие богоотвратные дела: блуд, распутство, сквернословие и срамословие, бесовские песни, пляски и скакание, игру на бубнах, трубах, сопелках, заводят медведей и птиц и ловчих собак и конские гонки устраивают,– всё, угодное бесам.

Не должно быть никакого общения у христиан с иудеями. Поэтому, если сыщется кто-то, кто их опресноки ест или приглашает врача их для своего исцеления, или кто моется с ними в бане, или иначе как-то общается с ними,– то , если из притча он, – из церкви его изгнать, если мирянин – отлучить.

Глава двенадцатая. Как мужу с женою и домочадцами дома у себя молиться Богу.

Всякому христианину следует молиться о своих прегрешениях и об отпущении грехов, о здравии царя и царицы, и чад их, и братьев его, и бояр его, и о христолюбивом воинстве, о помощи против врагов, об освобождении пленных, и о священниках, попах и монахах, и об отцах духовных, и о болящих, о заключённых в темницы, и за всех христиан. Жене же нужно молиться о своих прегрешениях и за мужа, и за детей, и за домочадцев, и за родичей, и за духовных отцов.

Глава тринадцатая. Как мужу и жене молиться в церкви, пребывая в чистоте и всякого зла избегая.

По воскресеньям и в праздники господни, в среду и в пятницу, в святой Великий пост и в день богородицын пребывать в чистоте. А обжорства и пьянства, и пустых бесед, непристойного смеха остерегаться всегда. От воровства и блуда, от лжи, клеветы, от зависти и всякого неправедного побора: от ростовщичества, от кормчества, от взятки и от любого иного лукавства отречься и вместе с тем ни на кого не сердиться, не помнить зла, а разбоя и грабежа, и всякого насилия, и неправедного суда никогда не творить. От ранней еды и питья и от поздней – после вечерней службы – воздерживаться; если же есть и пить, то во славу божию и только в законное время; малых же детей и работников кормить по усмотрению хозяев.

Глава пятнадцатая. Как с домочадцами угощать благодарно приходящих в дом твой. А к тому и ещё добавь: когда пригласят тебя на пир, не упивайся до страшного опьянения и не сиди допоздна, потому что во многом питии и в долгом сидении рождается брань и свара, и драка, а то и кровопролитие. И ты, если здесь находишься, хоть не бранишься и не задираешься, в той брани и драке не будешь последний, но первый: ведь долго сидишь – дождёшься и брани. И хозяин с этим – к тебе упрёк – спать к себе не идёшь, а домочадцам его нет ни покоя, ни времени для других гостей. Если упьёшься допьяна, а спать к себе не идёшь не едешь, тут и уснёшь, где пил, останешься без присмотра, ведь гостей -то много, не ты один. И в этом твоём перепое и небрежении изгрязнишь на себе одежду, утеряешь колпак или шапку. Если же были деньги в мошне иль кошельке, их вытащат, а ножи заберут – и вот уж хозяину, у кого пил, и в том по тебе кручина, а тебе тем более: и сам истратился, и от людей позор, скажут: там, где пил, тут и уснул, кому за ним присмотреть, коли все пьяны? Видишь сам, какой позор, и укор, и ущерб тебе от чрезмерного пьянства.

Глава двадцатая. Как воспитать дочерей и с приданым замуж выдать

Если дочь у кого родится, благоразумный отец, который торговлей кормится – в городе ли торгует или за морем, – или в деревне пашет, такой от всякой прибыли откладывает на дочь (и в деревне также): или животинку растят ей с приплодом, или из доли её, что там Бог пошлёт, купит полотна и холстов, и куски ткани, и убрусы, и рубашки – и все эти годы ей в особый сундук кладут или в короб: и платье, и уборы, и мониста, и утварь церковную, и посуду оловянную и медную и деревянную, добавляя всегда понемножку, каждый год, как сказано, а не вдруг, себе в убыток. И всего, даст Бог, будет полно. Так дочь растёт, страху божью и знаниям учится, а приданое ей всё прибывает. Только лишь замуж сговорят – отец и мать могут уже не печалиться: дал Бог, всего у них вволю, в веселии и в радости пир у них будет. Если же отец и мать незапасливы, для дочери своей, по сказанному здесь, ничего не приготовили и доли ей никакой не выделили, лишь станут замуж её отдавать – тотчас же кинутся и покупать всё, так что скорая свадьба у всех на виду. И отец и мать впадут в печаль от свадьбы такой, ведь купить всё сразу – дорого. Ежели по божьей милости дочь преставиться, то её приданным поминают душу её в сорокоуст и милостыню из него же дают. А есть и другие дочери, таким же образом заботиться и о них.



Наши рекомендации