Практические советы по ведению дневника

Затем я прочитал книгу Гордона Макдоналда «Приводя в порядок ваши откровения». Макдоналд предлагал вести дневник, но использовал при этом несколько иной подход.

Сбавляя шаг, чтобы молиться

119

Автор советовал сходить в канцелярский магазин и ку­пить блокнот на спирали. Далее он рекомендовал принять решение делать в нем записи ежедневно, но в объеме не бо­лее одной страницы в день. Причем каждый раз, открывая блокнот на новой странице, писать слово «вчера». Затем в двух абзацах описать свои впечатления от вчерашних со­бытий.

Макдоналд предлагал записывать все, что вы хотите: описывать людей, с которыми вы встречались, ваши дела, принятые решения, мысли, чувства, достижения и неуда­чи, разочарования, впечатления от прочитанного в Биб­лии, ваши планы. Макдоналд утверждал, что подобные упражнения являются важнейшим шагом на пути духов­ного развития. Его подход мне понравился, но я все равно был настроен по отношению к ведению дневника скепти­чески. «Как могут помочь подобные упражнения?» — ду­мал я.

Большинство из нас, утверждал автор книги, не раз­мышляют над прожитой жизнью. Мы повторяем одни и те же ошибки день ото дня. Принимая решения, правиль­ные или неправильные, мы не извлекаем из них нужные уроки. Мы зачастую не понимаем, почему мы находимся здесь и куда мы идем. Ведение дневника заставляет нас анализировать прожитое, и в этом его польза.

Но, что еще важнее, утверждал Макдоналд, так это сам процесс ведения дневника. Вам приходится сесть за стол, достать свой блокнот, сосредоточить мысли на своей жиз­ни, делать записи минут пять-десять. Все это снижает обо­роты вашего двигателя.

«Вот то, что мне нужно», — подумал я.

Обычно по утрам я чувствую себя необычайно работо­способным. Я не могу дождаться момента, когда окажусь в офисе и примусь за дела. В крови появляется адреналин, звенит телефон, приходят люди. В такой обстановке я лег­ко поддерживаю скорость вращения двигателя в десять

120

Слишком занят, чтобы не молиться

тысяч оборотов, пока не выдохнусь к вечеру. И вот я при­нимаю решение начать вести дневник. Чем же мне придет­ся поступиться?

Моя первая запись в дневнике была такова: «Вчера я сказал, что мне не нравится идея ведения дневника, а люди, у которых хватает времени вести его, вызывают у меня серьезные подозрения. Я и сейчас думаю так, но если это поможет мне снизить ритм моей жизни, чтобы научить­ся ходить со Христом, то я согласен вести журнал».

Так я и поступаю. Каждый день! Не думаю, что я запи­сал когда-нибудь в моем дневнике нечто выдающееся, но не в этом суть. Меня восхищает то, что происходит с оборо­тами моего двигателя, когда я сажусь за дневник. К момен­ту, когда я заканчиваю обширный абзац о прошедшем дне, мой разум отвлекается от ежедневной рутины, и я настра­иваюсь на то, чему посвящены мои мысли и каковы мои действия. Обороты двигателя снижаются наполовину.

Запись молитв

Итак, ведение дневника — первый важный шаг к сниже­нию темпа жизни и развитой молитве. Оно дает телу необ­ходимый кратковременный отдых и позволяет сосредото­читься на своих мыслях. Оно способно позволить вашему духу свободно действовать в течение нескольких минут. Ведение дневника может значительно улучшить вашу ду­ховную жизнь, но помните: это только первый шаг к на­стоящей христианской жизни.

Вы купили блокнот, заполнили его первую страницу, снизили наполовину обороты своего двигателя. Что же дальше? Ваш мотор все еще вращается с губительной для обычного автомобиля скоростью.

Второй шаг в нашей программе замедления темпа жиз­ни уже вам известен. Возможно, вы даже начали его прак­тиковать. Я описал его в четвертой главе. Это запись мо­литв на бумаге.

Сбавляя шаг, чтобы молиться

121

Некоторые люди утверждают, что не нуждаются в пос­тоянном выбранном времени для молитвы, они молятся на скорую руку. Такие люди одурачивают себя. Попробуйте, к примеру, построить на ходу семью. Мы никогда не смо­жем в спешке построить отношения с Богом или челове­ком. Чтобы хорошенько узнать человека, необходимо при­остановиться и проводить время вместе.

Поэтому после того как дневник позволил мне снизить обороты двигателя с десяти тысяч до пяти, я снова беру в руки блокнот и записываю свои молитвы. Как и в случае ведения дневника, я стараюсь уложиться в одну страницу. Такое ограничение позволяет не уставать от подобных за­нятий и не прерывать процесс. Кроме того, это не занимает слишком много времени и не уводит от исполнения других обязанностей.

После записи молитвы, я кладу блокнот на сервант и преклоняю колени. Все люди разные, но мне лично удоб­нее молиться стоя на коленях. Я прочитываю молитву вслух, добавляя то, что приходит мне на сердце.

Слушать в тишине

К этому моменту обороты моего двигателя падают до пя­тисот, и я чувствую себя полностью успокоившимся. Мое сердце смягчается, и я приглашаю Господа говорить мне Своим Духом. Я пребываю в тишине и способен услышать Его голос (см. 3 Цар. 19:12).

И это третий шаг в нашей программе — слушайте Гос­пода. Этот шаг настолько важен, что я решил посвятить ему остаток книги. Достаточно сказать, что эти моменты в Божьем присутствии значат больше всего остального. Это та точка, из которой появляются на свет истинные христи­ане. Ничем не прерываемое, тихое общение нашего духа с Духом Господа.

Вы не станете настоящим христианином, бесконечно занимаясь делами, пусть даже церковными. Служение,

122

Слишком занят, чтобы не молиться

христианские концерты, конференции по выходным, соб­рания церковного совета — все это важно, но не являет­ся нашим основным источником силы. Сила приходит из уединения. Решения, изменяющие весь ход жизни, прихо­дят обычно из Святого Святых.

Повторю сказанное в начале главы: главный враг духов­ного развития — занятость. Пришло время замедлить шаг, думать и слушать. Давайте теперь обратимся к жиз­ненно важной теме — умению слушать.

Важность слушания

Время говорить к Богу. Нам для этого не нужен священ­ник или святой, или какой-нибудь иной посредник. Нам не обязательно следовать определенному ритуалу. Нам не нужно ждать приглашения. Везде, в любое время, в лю­бых обстоятельствах у нас есть следующее: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовремен­ной помощи» (Евр. 4:16).

Может показаться смешным, но обычно мы полагаем, что молитва — это обращение к Богу. Нас редко посещает удивительная мысль о том, что Бог тоже может говорить к нам. Когда я изучал предмет молитвы и молился, я ощу­тил, как Бог проговорил: «Если тебе нравятся отношения со Мной, то почему ты все время без умолку говоришь? Позволь Мне хоть иногда вставить слово!»

Бог желает говорить

Как же Бог говорит? Во-первых, через Свое Слово. Во вре­мя нашего чтения и размышления над Библией Он пока­зывает, как применить ее истины к нашей жизни. Зна­комый стих как будто возникает на странице Библии в

124

Слишком занят, чтобы не молиться

момент, когда мы в нем нуждаемся. Кажется, что он при­обретает новый смысл, относящийся к нашим обстоятель­ствам. Стих, конечно же, не менялся, он всегда оставался частью Божьего Слова. Просто Святой Дух дает нам его в наиболее нужный момент.

Во-вторых, Бог говорит к нам через людей. «Я хочу дать это вам», — говорит Он через соседа, который неожиданно появляется с блюдом еды, на которую у нас не было ни де­нег, чтобы купить, ни времени, чтобы приготовить. «Я по­забочусь о тебе», — говорит Он через друга, который по­нимает нашу печаль и пришел с утешением. «Я направлю тебя», — говорит Он словами консультанта, который ука­зывает нам на Божий путь.

В-третьих, Бог говорит к нам через водительство Свя­того Духа. Он третья Божественная Личность и способен, готов и желает общаться с нами. Писание утверждает, что Он направляет, обличает, подтверждает, утешает и вдох­новляет последователей Христа.

К сожалению, многие христиане не ожидают, что Бог будет обращаться к ним. Глядя на их действия, создается впечатление, что Иисус упаковал вещи и взошел на небо на сороковой день после воскресения, и с тех пор Его не было слышно. Такое мнение широко распространено, но оно не соответствует библейской картине.

Бог говорил к Израилю

Писание изобилует примерами того, как Бог напрямую и персонально обращался к Своим детям. Бог бродил по Эдемскому саду в прохладе дня и останавливался, чтобы поговорить с Адамом и Евой (см. Быт. 3:8). Он часто гово­рил к Аврааму, призывая его перебраться с одного места на другое и обещая произвести от него великий народ. Он обращался к Моисею из горящего куста, а также на горе Синай и во многих других местах, когда израильтяне нуж­дались в водительстве на пути в обетованную землю. Бог

Важность слушания

125

дал Иисусу Навину совет по ведению войны, который поз­волил одержать победу над жителями Ханаана. Он раз­говаривал с Давидом об управлении страной, его личных грехах и трудностях. Действительно, через весь Ветхий Завет можно проследить, как Бог говорил, а Его народ слушал Его или же игнорировал Его обращения. Тот же самый пример мы находим и в Новом Завете.

Бог говорил к ранней Церкви

Бог проговорил из потока ослепительного света к Савлу, гонителю Церкви, когда тот направлялся в Дамаск. Затем Он направлял апостола Павла в его миссионерских путе­шествиях по Римской Империи. Бог обратился к апостолу Петру через видение, говоря о необходимости принять в христианство обращенных язычников. Он говорил к апос­толу Иоанну, когда тот находился в изгнании на острове, и явил Свои замыслы для истории человечества. Через Свя­того Духа Бог направлял всех членов ранней Церкви, ког­да они избирали лидеров, заботились о нуждах друг друга и распространяли на всяком месте Благую весть Иисуса Христа.

Иисус обещал, что Святой Дух будет пребывать с Церко­вью всегда: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешите­ля, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить» (Иоан. 14:16-18).

Нелепо предполагать, что Бог потерял голос в конце первого столетия. Если квинтэссенция христианства за­ключается в личных отношениях между Всемогущим Бо­гом и человеком, то логично заключить, что Бог и по сей день говорит к верующим. Невозможно построить отноше­ния на одностороннем монологе. Необходим постоянный,

126

Слишком занят, чтобы, не молиться

близкий контакт между обеими сторонами, причем обе они должны и говорить, и слушать.

Двусторонний диалог между смертным человеком и вечным Богом, конечно же, носит сверхъестественный ха­рактер. Но почему это должно нас удивлять? Нормальная христианская жизнь проходит в сверхъестественном изме­рении. Апостол Павел говорит во Втором послании к Ко­ринфянам (5:7): «Мы живем верой, а не видением».

Слушать, что Бог говорит нам через Святого Духа, не просто нормально, но жизненно необходимо. Павел писал: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Бо­жий живет в вас» (Рим. 8:9). Он говорил верующим, чтобы те жили Духом, были водимы Духом, находились в согла­сии с Духом (Гал. 5 гл.).

Когда человек обращается к Иисусу Христу, его при­вычный ход жизни меняется. Жизнь перестает состоять только из того, что видно глазом, осязаемо руками или ло­гически представляемо в мыслях. В нее входит такое поня­тие, как хождение в вере, а это означает быть открытым к сверхъестественному служению Святого Духа.

Два неверных подхода

Некоторые из нас все равно не стремятся открывать себя для Божьего водительства. Мы знаем христиан, которые утверждают, что ведомы Святым Духом, но их подход вну­шает подозрения. В их головах полно неправильных пред­ставлений, и они ожидают, что Святой Дух будет указы­вать им, какие носки надеть утром или в какой ресторан зайти на обед. Они утверждают, что ощущают водитель­ство каждый час, получают видения ежедневно, а чудеса происходят с ними не реже раза в неделю.

Боюсь, что такие люди настолько глубоко «помышля­ют о горнем», что на земле от них нет никакой пользы. То, что они называют «божественным водительством», в действительности обычный человеческий способ ухода от

Важность слушания

127

ответственности. Однажды мне довелось повстречать тако­го «божественно настроенного» пастора. Он был потрясен тем, сколько времени я затрачиваю на подготовку к каж­дой проповеди. Обычно это занимает у меня от десяти до двадцати часов, которые расходуются на чтение, изучение темы, молитву, составление конспекта проповеди. Тот пас­тор воскликнул: «Зачем так мучиться? Я просто встаю за кафедру и ожидаю чуда». Меня подмывало спросить, счи­тает ли община его проповеди чудом?

Поймите меня правильно. Как я указывал в главе о сдви­гающей горы молитве, я был свидетелем Божьих чудес, происходящих за кафедрой, и даже за моей кафедрой! Но, думаю, было бы неправильно положить руки в карманы, а мозги в ящик стола, затем прыгнуть вниз со скалы и ожи­дать, что Бог подхватит тебя, когда ты уже летишь вниз.

С другой стороны, некоторые христиане допускают про­тивоположную крайность в отношении слушания Божье­го голоса. Став свидетелями нездорового отношения и не­правильного истолкования служения Святого Духа, они начинают отвергать все сверхъестественное.

Эти современные прагматики считают водительство Святого Духа противоречащим человеческой природе и об­щепринятому мировоззрению. Они привыкли ходить ви­дением, а не верой, самостоятельно определять курс своей жизни и принимать односторонние решения. Их тошнит от мысли, что Святой Дух может начать Свое сверхъесте­ственное служение в их жизни. Они бы хотели, чтобы все было в жизни точно, предсказуемо и заранее прописано. Святой Дух же выглядит иллюзорным и мистическим, а это их сильно нервирует.

Поэтому, ощутив водительство Святого Духа, они про­тивятся ему. Они анализируют свои ощущения и заклю­чают: «Это все неоправданно, а потому недостойно внима­ния». Они ставят под сомнение водительство, обличение и утешение Духа.

128

Слишком занят, чтобы не молиться

Другие хотят повиноваться Святому Духу, но они не знают, как различить Его голос. Что они обычно ощуща­ют: свои собственные желания или Божье водительство? Не дожидаясь прояснения ситуации, они игнорируют и то и другое.

Такого рода реакции людей объяснимы. Признаюсь, что часто допускал их сам. Но результаты противления сверхъ­естественному водительству всегда были неудачными. Те, кто отказывается от Божьего водительства, делают свою христианскую жизнь безжизненной, скучной и предсказу­емой, а потом зачастую и вовсе оставляют ее в прошлом.

Дух и вечное предназначение

В последующей главе мы узнаем, как отличить истинное водительство Духа от ложного. Эта глава будет особенно по­лезна энтузиастам, которые в глазах своих рационалисти­чески настроенных друзей выглядят безрассудными. В этой главе, однако, мы взглянем на обратную сторону медали.

Почему водительство Святого Духа настолько важно?

Во-первых, наша судьба в вечности определяется тем, как мы отвечаем на водительство Духа.

Если вы расспросите нескольких зрелых христиан о том, как они пришли к своей вере в Иисуса Христа, вы найдете в их рассказах много общего. Большинство из них отметят определенные события в жизни; потом они расска­жут о том, как услышали Евангелие; потом_ обязательно упомянут о том, как что-то увлекло их в объятия Христа.

Их рассказ может выглядеть примерно так: «Когда я ус­лышал о том, что Иисус сделал для меня, я ощутил внут­реннее побуждение узнать об этом больше, пройти этот путь до конца. Меня как будто кто-то привлек к Иисусу».

В Евангелии от Иоанна (6:44) Иисус сказал: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, послав­ший Меня». Кто привлекает нас к Христу? Бог Святой Дух привлекает, любит, побуждает и ведет ищущих к Кресту.

Важность слушания

129

Если вы христианин, то наверняка вспомните побуж­дение, приведшее вас к Кресту, где вы познали, что Иисус умер за ваши грехи, а затем и к покаянию, прощению и возрождению. Замечательно, что после того, как вы стали христианином, Бог продолжает побуждать вас.

Дух и уверенность

Во-вторых, водительство Святого Духа важно, поскольку ваша уверенность как христианина частично зависит от того, как вы принимаете Святого Духа и отвечаете на водительство.

Иногда, находясь в аэропорту, вы можете заметить раз­личие между пассажирами, которые получили свои биле­ты, и теми, кто еще ожидает их. Пассажиры с билетами читают газеты, разговаривают с друзьями или дремлют. Те же, кто ждет их, суетятся у билетной кассы и выша­гивают взад и вперед. Различие между ними объясняется фактором уверенности.

Если вы узнаете, что через пятнадцать минут вы пред­станете перед судом Бога и услышите свой вечный при­говор, то какова будет ваша реакция? Будете ли вы не­рвно шагать взад и вперед? Зададите ли вы себе вопрос: «Не знаю, что скажет Бог: „Добро пожаловать, дитя" или: „Отойди, Я не знаю тебя"?»

А может быть, вы упадете на колени и начнете покло­няться Иисусу? Скажете ли вы: «Я не могу дождаться это­го момента, потому что знаю, что Бог откроет передо мной двери и пригласит войти»? Вы видите, что разница состоит в наличии фактора уверенности.

Как же это относится к водительству Святого Духа? Павел говорит в Послании к Римлянам (8:16): «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Бо­жий». Другими словами, Святой Дух шепчет, влечет и дает ощущение в духе истинных верующих, которое говорит:

130

Слишком занят, чтобы не молиться

«Радуйся! Ты уверовал в Иисуса, и теперь ты часть Его се­мьи. Успокойся! Агония позади, ты на пути на небо».

Сотнями различных способов, используя различные виды водительства, Святой Дух утешает и говорит верую­щим, убеждая их в том, что они могут иметь полную уве­ренность в своей принадлежности к Божьей семье.

Мы живем не зная страха перед смертью, потому что Святой Дух уверил нас в том, что мы не останемся в мо­гиле. Бог обещал дать такую уверенность каждому чле­ну Своей семьи. Если вы чувствуете себя иначе, если вы отождествляете себя с теми, кто топчется в неуверенности перед билетной кассой, то, возможно, вы еще не довери­лись Христу. Может быть, вы все еще пытаетесь заполу­чить свой собственный билет на небо. Что ж, ваша обеспо­коенность может сослужить вам хорошую службу, приве­дя вас в объятия Христа.

Дух и духовный рост

В-третьих, водительство Святого Духа важно, потому что ваше духовное возрастание зависит от того, как вы при­нимаете водительство и отвечаете на него.

Иисус обещал: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить бу­дет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Иоан. 16:13). Святой Дух будет побуждать, влечь и направлять вас во время чтения Божьего Слова.

Как верующие мы обязаны повиноваться всему Божье­му Слову. Но Библия — объемная книга, и за один раз ее не поглотить. Поэтому часто Бог дает нам Свою истину не­большими порциями. Так Он поступает со мной.

Когда я в возрасте шестнадцати лет стал христианином, я ощутил, как Святой Дух проговорил ко мне: «Тебе нужно понимать учение: в чем заключено различие между благо­датью и добрыми делами в смысле спасения; каково значе­ние веры; какова личность Бога; личность Иисуса Христа;

Важность слушания

131

как проявляется действие Святого Духа». Поэтому я при­нялся за изучение и молитву, я разговаривал на эти темы с друзьями и прошел курсы по изучению доктрин.

Спустя несколько лет акценты изменились. Теперь уда­рение было сделано на моем христианском характере. Свя­той Дух говорил мне: «Тебе необходимо возрастать в чувс­твительности и сострадании». Мне было сложно проявлять доброту, мягкость, сердечность. Эти качества мне были не свойственны. Поэтому я исследовал и заучивал стихи, по­добные следующему: «Но будьте друг ко другу добры, со­страдательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32).

Позже, когда я женился, Святой Дух буквально про­нзил мое сердце и произнес: «Ты не ведешь себя как бла­гочестивый муж; ты не бережешь жену, как Христос бере­жет Церковь, отдав Себя за нее (см. Еф. 5:25). Сейчас глав­ное для тебя — научиться быть любящим мужем».

В последние годы Святой Дух побуждал меня изучать предмет молитвы: как мы наилучшим способом можем строить общение с Богом и как Он говорит к нам. В следу­ющем году Он, возможно, акцентирует мое внимание на другой истине.

Если вы стараетесь быть чувствительными к водитель­ству Святого Духа и стремитесь следовать Его указаниям, вы можете быть уверенными в том, что он приведет вас к познанию истины и поможет возрасти духовно. Этот факт, конечно же, не дает вам права пренебрегать Писанием и говорить: «Святой Дух не подчеркивает это сейчас в моей жизни». Мы должны исполнять все Божье Слово. Но Свя­той Дух в различные времена может делать особое ударе­ние на той или иной истине.

Дух и направление

В-четвертых, водительство Святого Духа важно, потому что ваши жизненные планы напрямую зависят от того, как вы принимаете водительство и отвечаете на него.

132

Слишком занят, чтобы не молиться

Вы важны для Бога. Он создал вас и знает, что для вас лучше всего. Он знает, какой род занятий лучше соответ­ствует вашим талантам и способностям. Он знает, оста­ваться ли вам холостым или лучше вступить в брак; Он знает, какой партнер вам подойдет. Он знает, в какой церк­ви вы будете процветать. Вот что Он говорит: «Я хочу на­правлять ход вашей жизни. Я знаю путь, который прине­сет Мне славу и будет полезен вам. Я сделаю это прежде всего через водительство, поэтому остановитесь и слушай­те Меня».

Теперь давайте обратимся к этой важной теме — как слушать и слышать голос Святого Духа, когда Он обраща­ется к вам.

Как распознать Божье водительство

Умение различать водительство Святого Духа чрезвы­чайно важно для здоровой христианской жизни. Дух по­буждает нас ответить на Божий призыв к спасению, убеж­дает нас в том, что мы члены Божьей семьи, ободряет нас возрастать и направляет на определенный Богом путь. Но очень часто в момент, когда Дух желает дозвониться до нас, Он слышит сигнал «занято».

Что же необходимо нам изменить в себе, чтобы мы мог­ли слышать Бога всегда, когда Он хочет обратиться к нам через Свой Дух?

Наши рекомендации