Практические советы по ведению дневника
Затем я прочитал книгу Гордона Макдоналда «Приводя в порядок ваши откровения». Макдоналд предлагал вести дневник, но использовал при этом несколько иной подход.
Сбавляя шаг, чтобы молиться
119
Автор советовал сходить в канцелярский магазин и купить блокнот на спирали. Далее он рекомендовал принять решение делать в нем записи ежедневно, но в объеме не более одной страницы в день. Причем каждый раз, открывая блокнот на новой странице, писать слово «вчера». Затем в двух абзацах описать свои впечатления от вчерашних событий.
Макдоналд предлагал записывать все, что вы хотите: описывать людей, с которыми вы встречались, ваши дела, принятые решения, мысли, чувства, достижения и неудачи, разочарования, впечатления от прочитанного в Библии, ваши планы. Макдоналд утверждал, что подобные упражнения являются важнейшим шагом на пути духовного развития. Его подход мне понравился, но я все равно был настроен по отношению к ведению дневника скептически. «Как могут помочь подобные упражнения?» — думал я.
Большинство из нас, утверждал автор книги, не размышляют над прожитой жизнью. Мы повторяем одни и те же ошибки день ото дня. Принимая решения, правильные или неправильные, мы не извлекаем из них нужные уроки. Мы зачастую не понимаем, почему мы находимся здесь и куда мы идем. Ведение дневника заставляет нас анализировать прожитое, и в этом его польза.
Но, что еще важнее, утверждал Макдоналд, так это сам процесс ведения дневника. Вам приходится сесть за стол, достать свой блокнот, сосредоточить мысли на своей жизни, делать записи минут пять-десять. Все это снижает обороты вашего двигателя.
«Вот то, что мне нужно», — подумал я.
Обычно по утрам я чувствую себя необычайно работоспособным. Я не могу дождаться момента, когда окажусь в офисе и примусь за дела. В крови появляется адреналин, звенит телефон, приходят люди. В такой обстановке я легко поддерживаю скорость вращения двигателя в десять
120
Слишком занят, чтобы не молиться
тысяч оборотов, пока не выдохнусь к вечеру. И вот я принимаю решение начать вести дневник. Чем же мне придется поступиться?
Моя первая запись в дневнике была такова: «Вчера я сказал, что мне не нравится идея ведения дневника, а люди, у которых хватает времени вести его, вызывают у меня серьезные подозрения. Я и сейчас думаю так, но если это поможет мне снизить ритм моей жизни, чтобы научиться ходить со Христом, то я согласен вести журнал».
Так я и поступаю. Каждый день! Не думаю, что я записал когда-нибудь в моем дневнике нечто выдающееся, но не в этом суть. Меня восхищает то, что происходит с оборотами моего двигателя, когда я сажусь за дневник. К моменту, когда я заканчиваю обширный абзац о прошедшем дне, мой разум отвлекается от ежедневной рутины, и я настраиваюсь на то, чему посвящены мои мысли и каковы мои действия. Обороты двигателя снижаются наполовину.
Запись молитв
Итак, ведение дневника — первый важный шаг к снижению темпа жизни и развитой молитве. Оно дает телу необходимый кратковременный отдых и позволяет сосредоточиться на своих мыслях. Оно способно позволить вашему духу свободно действовать в течение нескольких минут. Ведение дневника может значительно улучшить вашу духовную жизнь, но помните: это только первый шаг к настоящей христианской жизни.
Вы купили блокнот, заполнили его первую страницу, снизили наполовину обороты своего двигателя. Что же дальше? Ваш мотор все еще вращается с губительной для обычного автомобиля скоростью.
Второй шаг в нашей программе замедления темпа жизни уже вам известен. Возможно, вы даже начали его практиковать. Я описал его в четвертой главе. Это запись молитв на бумаге.
Сбавляя шаг, чтобы молиться
121
Некоторые люди утверждают, что не нуждаются в постоянном выбранном времени для молитвы, они молятся на скорую руку. Такие люди одурачивают себя. Попробуйте, к примеру, построить на ходу семью. Мы никогда не сможем в спешке построить отношения с Богом или человеком. Чтобы хорошенько узнать человека, необходимо приостановиться и проводить время вместе.
Поэтому после того как дневник позволил мне снизить обороты двигателя с десяти тысяч до пяти, я снова беру в руки блокнот и записываю свои молитвы. Как и в случае ведения дневника, я стараюсь уложиться в одну страницу. Такое ограничение позволяет не уставать от подобных занятий и не прерывать процесс. Кроме того, это не занимает слишком много времени и не уводит от исполнения других обязанностей.
После записи молитвы, я кладу блокнот на сервант и преклоняю колени. Все люди разные, но мне лично удобнее молиться стоя на коленях. Я прочитываю молитву вслух, добавляя то, что приходит мне на сердце.
Слушать в тишине
К этому моменту обороты моего двигателя падают до пятисот, и я чувствую себя полностью успокоившимся. Мое сердце смягчается, и я приглашаю Господа говорить мне Своим Духом. Я пребываю в тишине и способен услышать Его голос (см. 3 Цар. 19:12).
И это третий шаг в нашей программе — слушайте Господа. Этот шаг настолько важен, что я решил посвятить ему остаток книги. Достаточно сказать, что эти моменты в Божьем присутствии значат больше всего остального. Это та точка, из которой появляются на свет истинные христиане. Ничем не прерываемое, тихое общение нашего духа с Духом Господа.
Вы не станете настоящим христианином, бесконечно занимаясь делами, пусть даже церковными. Служение,
122
Слишком занят, чтобы не молиться
христианские концерты, конференции по выходным, собрания церковного совета — все это важно, но не является нашим основным источником силы. Сила приходит из уединения. Решения, изменяющие весь ход жизни, приходят обычно из Святого Святых.
Повторю сказанное в начале главы: главный враг духовного развития — занятость. Пришло время замедлить шаг, думать и слушать. Давайте теперь обратимся к жизненно важной теме — умению слушать.
Важность слушания
Время говорить к Богу. Нам для этого не нужен священник или святой, или какой-нибудь иной посредник. Нам не обязательно следовать определенному ритуалу. Нам не нужно ждать приглашения. Везде, в любое время, в любых обстоятельствах у нас есть следующее: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16).
Может показаться смешным, но обычно мы полагаем, что молитва — это обращение к Богу. Нас редко посещает удивительная мысль о том, что Бог тоже может говорить к нам. Когда я изучал предмет молитвы и молился, я ощутил, как Бог проговорил: «Если тебе нравятся отношения со Мной, то почему ты все время без умолку говоришь? Позволь Мне хоть иногда вставить слово!»
Бог желает говорить
Как же Бог говорит? Во-первых, через Свое Слово. Во время нашего чтения и размышления над Библией Он показывает, как применить ее истины к нашей жизни. Знакомый стих как будто возникает на странице Библии в
124
Слишком занят, чтобы не молиться
момент, когда мы в нем нуждаемся. Кажется, что он приобретает новый смысл, относящийся к нашим обстоятельствам. Стих, конечно же, не менялся, он всегда оставался частью Божьего Слова. Просто Святой Дух дает нам его в наиболее нужный момент.
Во-вторых, Бог говорит к нам через людей. «Я хочу дать это вам», — говорит Он через соседа, который неожиданно появляется с блюдом еды, на которую у нас не было ни денег, чтобы купить, ни времени, чтобы приготовить. «Я позабочусь о тебе», — говорит Он через друга, который понимает нашу печаль и пришел с утешением. «Я направлю тебя», — говорит Он словами консультанта, который указывает нам на Божий путь.
В-третьих, Бог говорит к нам через водительство Святого Духа. Он третья Божественная Личность и способен, готов и желает общаться с нами. Писание утверждает, что Он направляет, обличает, подтверждает, утешает и вдохновляет последователей Христа.
К сожалению, многие христиане не ожидают, что Бог будет обращаться к ним. Глядя на их действия, создается впечатление, что Иисус упаковал вещи и взошел на небо на сороковой день после воскресения, и с тех пор Его не было слышно. Такое мнение широко распространено, но оно не соответствует библейской картине.
Бог говорил к Израилю
Писание изобилует примерами того, как Бог напрямую и персонально обращался к Своим детям. Бог бродил по Эдемскому саду в прохладе дня и останавливался, чтобы поговорить с Адамом и Евой (см. Быт. 3:8). Он часто говорил к Аврааму, призывая его перебраться с одного места на другое и обещая произвести от него великий народ. Он обращался к Моисею из горящего куста, а также на горе Синай и во многих других местах, когда израильтяне нуждались в водительстве на пути в обетованную землю. Бог
Важность слушания
125
дал Иисусу Навину совет по ведению войны, который позволил одержать победу над жителями Ханаана. Он разговаривал с Давидом об управлении страной, его личных грехах и трудностях. Действительно, через весь Ветхий Завет можно проследить, как Бог говорил, а Его народ слушал Его или же игнорировал Его обращения. Тот же самый пример мы находим и в Новом Завете.
Бог говорил к ранней Церкви
Бог проговорил из потока ослепительного света к Савлу, гонителю Церкви, когда тот направлялся в Дамаск. Затем Он направлял апостола Павла в его миссионерских путешествиях по Римской Империи. Бог обратился к апостолу Петру через видение, говоря о необходимости принять в христианство обращенных язычников. Он говорил к апостолу Иоанну, когда тот находился в изгнании на острове, и явил Свои замыслы для истории человечества. Через Святого Духа Бог направлял всех членов ранней Церкви, когда они избирали лидеров, заботились о нуждах друг друга и распространяли на всяком месте Благую весть Иисуса Христа.
Иисус обещал, что Святой Дух будет пребывать с Церковью всегда: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить» (Иоан. 14:16-18).
Нелепо предполагать, что Бог потерял голос в конце первого столетия. Если квинтэссенция христианства заключается в личных отношениях между Всемогущим Богом и человеком, то логично заключить, что Бог и по сей день говорит к верующим. Невозможно построить отношения на одностороннем монологе. Необходим постоянный,
126
Слишком занят, чтобы, не молиться
близкий контакт между обеими сторонами, причем обе они должны и говорить, и слушать.
Двусторонний диалог между смертным человеком и вечным Богом, конечно же, носит сверхъестественный характер. Но почему это должно нас удивлять? Нормальная христианская жизнь проходит в сверхъестественном измерении. Апостол Павел говорит во Втором послании к Коринфянам (5:7): «Мы живем верой, а не видением».
Слушать, что Бог говорит нам через Святого Духа, не просто нормально, но жизненно необходимо. Павел писал: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас» (Рим. 8:9). Он говорил верующим, чтобы те жили Духом, были водимы Духом, находились в согласии с Духом (Гал. 5 гл.).
Когда человек обращается к Иисусу Христу, его привычный ход жизни меняется. Жизнь перестает состоять только из того, что видно глазом, осязаемо руками или логически представляемо в мыслях. В нее входит такое понятие, как хождение в вере, а это означает быть открытым к сверхъестественному служению Святого Духа.
Два неверных подхода
Некоторые из нас все равно не стремятся открывать себя для Божьего водительства. Мы знаем христиан, которые утверждают, что ведомы Святым Духом, но их подход внушает подозрения. В их головах полно неправильных представлений, и они ожидают, что Святой Дух будет указывать им, какие носки надеть утром или в какой ресторан зайти на обед. Они утверждают, что ощущают водительство каждый час, получают видения ежедневно, а чудеса происходят с ними не реже раза в неделю.
Боюсь, что такие люди настолько глубоко «помышляют о горнем», что на земле от них нет никакой пользы. То, что они называют «божественным водительством», в действительности обычный человеческий способ ухода от
Важность слушания
127
ответственности. Однажды мне довелось повстречать такого «божественно настроенного» пастора. Он был потрясен тем, сколько времени я затрачиваю на подготовку к каждой проповеди. Обычно это занимает у меня от десяти до двадцати часов, которые расходуются на чтение, изучение темы, молитву, составление конспекта проповеди. Тот пастор воскликнул: «Зачем так мучиться? Я просто встаю за кафедру и ожидаю чуда». Меня подмывало спросить, считает ли община его проповеди чудом?
Поймите меня правильно. Как я указывал в главе о сдвигающей горы молитве, я был свидетелем Божьих чудес, происходящих за кафедрой, и даже за моей кафедрой! Но, думаю, было бы неправильно положить руки в карманы, а мозги в ящик стола, затем прыгнуть вниз со скалы и ожидать, что Бог подхватит тебя, когда ты уже летишь вниз.
С другой стороны, некоторые христиане допускают противоположную крайность в отношении слушания Божьего голоса. Став свидетелями нездорового отношения и неправильного истолкования служения Святого Духа, они начинают отвергать все сверхъестественное.
Эти современные прагматики считают водительство Святого Духа противоречащим человеческой природе и общепринятому мировоззрению. Они привыкли ходить видением, а не верой, самостоятельно определять курс своей жизни и принимать односторонние решения. Их тошнит от мысли, что Святой Дух может начать Свое сверхъестественное служение в их жизни. Они бы хотели, чтобы все было в жизни точно, предсказуемо и заранее прописано. Святой Дух же выглядит иллюзорным и мистическим, а это их сильно нервирует.
Поэтому, ощутив водительство Святого Духа, они противятся ему. Они анализируют свои ощущения и заключают: «Это все неоправданно, а потому недостойно внимания». Они ставят под сомнение водительство, обличение и утешение Духа.
128
Слишком занят, чтобы не молиться
Другие хотят повиноваться Святому Духу, но они не знают, как различить Его голос. Что они обычно ощущают: свои собственные желания или Божье водительство? Не дожидаясь прояснения ситуации, они игнорируют и то и другое.
Такого рода реакции людей объяснимы. Признаюсь, что часто допускал их сам. Но результаты противления сверхъестественному водительству всегда были неудачными. Те, кто отказывается от Божьего водительства, делают свою христианскую жизнь безжизненной, скучной и предсказуемой, а потом зачастую и вовсе оставляют ее в прошлом.
Дух и вечное предназначение
В последующей главе мы узнаем, как отличить истинное водительство Духа от ложного. Эта глава будет особенно полезна энтузиастам, которые в глазах своих рационалистически настроенных друзей выглядят безрассудными. В этой главе, однако, мы взглянем на обратную сторону медали.
Почему водительство Святого Духа настолько важно?
Во-первых, наша судьба в вечности определяется тем, как мы отвечаем на водительство Духа.
Если вы расспросите нескольких зрелых христиан о том, как они пришли к своей вере в Иисуса Христа, вы найдете в их рассказах много общего. Большинство из них отметят определенные события в жизни; потом они расскажут о том, как услышали Евангелие; потом_ обязательно упомянут о том, как что-то увлекло их в объятия Христа.
Их рассказ может выглядеть примерно так: «Когда я услышал о том, что Иисус сделал для меня, я ощутил внутреннее побуждение узнать об этом больше, пройти этот путь до конца. Меня как будто кто-то привлек к Иисусу».
В Евангелии от Иоанна (6:44) Иисус сказал: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня». Кто привлекает нас к Христу? Бог Святой Дух привлекает, любит, побуждает и ведет ищущих к Кресту.
Важность слушания
129
Если вы христианин, то наверняка вспомните побуждение, приведшее вас к Кресту, где вы познали, что Иисус умер за ваши грехи, а затем и к покаянию, прощению и возрождению. Замечательно, что после того, как вы стали христианином, Бог продолжает побуждать вас.
Дух и уверенность
Во-вторых, водительство Святого Духа важно, поскольку ваша уверенность как христианина частично зависит от того, как вы принимаете Святого Духа и отвечаете на водительство.
Иногда, находясь в аэропорту, вы можете заметить различие между пассажирами, которые получили свои билеты, и теми, кто еще ожидает их. Пассажиры с билетами читают газеты, разговаривают с друзьями или дремлют. Те же, кто ждет их, суетятся у билетной кассы и вышагивают взад и вперед. Различие между ними объясняется фактором уверенности.
Если вы узнаете, что через пятнадцать минут вы предстанете перед судом Бога и услышите свой вечный приговор, то какова будет ваша реакция? Будете ли вы нервно шагать взад и вперед? Зададите ли вы себе вопрос: «Не знаю, что скажет Бог: „Добро пожаловать, дитя" или: „Отойди, Я не знаю тебя"?»
А может быть, вы упадете на колени и начнете поклоняться Иисусу? Скажете ли вы: «Я не могу дождаться этого момента, потому что знаю, что Бог откроет передо мной двери и пригласит войти»? Вы видите, что разница состоит в наличии фактора уверенности.
Как же это относится к водительству Святого Духа? Павел говорит в Послании к Римлянам (8:16): «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий». Другими словами, Святой Дух шепчет, влечет и дает ощущение в духе истинных верующих, которое говорит:
130
Слишком занят, чтобы не молиться
«Радуйся! Ты уверовал в Иисуса, и теперь ты часть Его семьи. Успокойся! Агония позади, ты на пути на небо».
Сотнями различных способов, используя различные виды водительства, Святой Дух утешает и говорит верующим, убеждая их в том, что они могут иметь полную уверенность в своей принадлежности к Божьей семье.
Мы живем не зная страха перед смертью, потому что Святой Дух уверил нас в том, что мы не останемся в могиле. Бог обещал дать такую уверенность каждому члену Своей семьи. Если вы чувствуете себя иначе, если вы отождествляете себя с теми, кто топчется в неуверенности перед билетной кассой, то, возможно, вы еще не доверились Христу. Может быть, вы все еще пытаетесь заполучить свой собственный билет на небо. Что ж, ваша обеспокоенность может сослужить вам хорошую службу, приведя вас в объятия Христа.
Дух и духовный рост
В-третьих, водительство Святого Духа важно, потому что ваше духовное возрастание зависит от того, как вы принимаете водительство и отвечаете на него.
Иисус обещал: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Иоан. 16:13). Святой Дух будет побуждать, влечь и направлять вас во время чтения Божьего Слова.
Как верующие мы обязаны повиноваться всему Божьему Слову. Но Библия — объемная книга, и за один раз ее не поглотить. Поэтому часто Бог дает нам Свою истину небольшими порциями. Так Он поступает со мной.
Когда я в возрасте шестнадцати лет стал христианином, я ощутил, как Святой Дух проговорил ко мне: «Тебе нужно понимать учение: в чем заключено различие между благодатью и добрыми делами в смысле спасения; каково значение веры; какова личность Бога; личность Иисуса Христа;
Важность слушания
131
как проявляется действие Святого Духа». Поэтому я принялся за изучение и молитву, я разговаривал на эти темы с друзьями и прошел курсы по изучению доктрин.
Спустя несколько лет акценты изменились. Теперь ударение было сделано на моем христианском характере. Святой Дух говорил мне: «Тебе необходимо возрастать в чувствительности и сострадании». Мне было сложно проявлять доброту, мягкость, сердечность. Эти качества мне были не свойственны. Поэтому я исследовал и заучивал стихи, подобные следующему: «Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32).
Позже, когда я женился, Святой Дух буквально пронзил мое сердце и произнес: «Ты не ведешь себя как благочестивый муж; ты не бережешь жену, как Христос бережет Церковь, отдав Себя за нее (см. Еф. 5:25). Сейчас главное для тебя — научиться быть любящим мужем».
В последние годы Святой Дух побуждал меня изучать предмет молитвы: как мы наилучшим способом можем строить общение с Богом и как Он говорит к нам. В следующем году Он, возможно, акцентирует мое внимание на другой истине.
Если вы стараетесь быть чувствительными к водительству Святого Духа и стремитесь следовать Его указаниям, вы можете быть уверенными в том, что он приведет вас к познанию истины и поможет возрасти духовно. Этот факт, конечно же, не дает вам права пренебрегать Писанием и говорить: «Святой Дух не подчеркивает это сейчас в моей жизни». Мы должны исполнять все Божье Слово. Но Святой Дух в различные времена может делать особое ударение на той или иной истине.
Дух и направление
В-четвертых, водительство Святого Духа важно, потому что ваши жизненные планы напрямую зависят от того, как вы принимаете водительство и отвечаете на него.
132
Слишком занят, чтобы не молиться
Вы важны для Бога. Он создал вас и знает, что для вас лучше всего. Он знает, какой род занятий лучше соответствует вашим талантам и способностям. Он знает, оставаться ли вам холостым или лучше вступить в брак; Он знает, какой партнер вам подойдет. Он знает, в какой церкви вы будете процветать. Вот что Он говорит: «Я хочу направлять ход вашей жизни. Я знаю путь, который принесет Мне славу и будет полезен вам. Я сделаю это прежде всего через водительство, поэтому остановитесь и слушайте Меня».
Теперь давайте обратимся к этой важной теме — как слушать и слышать голос Святого Духа, когда Он обращается к вам.
Как распознать Божье водительство
Умение различать водительство Святого Духа чрезвычайно важно для здоровой христианской жизни. Дух побуждает нас ответить на Божий призыв к спасению, убеждает нас в том, что мы члены Божьей семьи, ободряет нас возрастать и направляет на определенный Богом путь. Но очень часто в момент, когда Дух желает дозвониться до нас, Он слышит сигнал «занято».
Что же необходимо нам изменить в себе, чтобы мы могли слышать Бога всегда, когда Он хочет обратиться к нам через Свой Дух?