Любовь, страх и благочестие в сочинениях рабби эльазара из вормса

СУТЬ ЛЮБВИ

В «Законах благочестия», открывающих Книгу рокеахарабби Эльазара из Вормса, содержится пассаж, описывающий служение Богу из любви. В этом заключена вся концепция благочестия рабби Эльазара. Как видно из приводимого ниже фрагмента, рабби Эльазар не игнорирует в своей концепции и страха Божьего; более того, из его слов следует, что любовь должна сопровождаться страхом: «когда душа углубляется мыслью в страх…». Тем не менее этот пассаж посвящен не путям, необходимым усилиям и этапам, ведущим к совершенству, но наивысшему духовному свершению – любви к Богу.

Суть любви – чтобы душа была полна любовью к Богу, была привязана узами любви1 в веселии и радости сердца2. Не так, как тот, кто вынужден работать на хозяина, но так, что если бы даже препятствовали ему, любовь, горящая в его сердце, заставляла бы его служить. И он радуется исполнять волю своего Творца, как сказал псалмопевец: «Служите Господу с веселием» (Пс 100:2). И служит он правым сердцем – «и на правых сердцем – веселие» (Пс 97:11). Он не служит ни для своего удовольствия, ни для своей славы, говоря: «кто я таков, презренный и ничтожный средь людей3, сегодня здесь, а завтра – в могиле. Вот, я в беззаконии зачат4, полон скверны! Как же я был избран и создан быть слугою Царю Славы5?». Ибо когда душа углубляется мыслью в страх, искра любви сердечной воспламеняется в ней, и торжество радости недр обильно, и веселие сердца, и ликование утробы велико, и мудрость человека просветляет лице его6, и обретут радость в Нем любящие Имя Его.
Ибо всякий человек, в сердце которого мудрость Божья, помышляет в радости о желании исполнять волю Творца своего, чтобы исполнять заповеди Его всем сердцем.
Любящий не думает о наслаждениях этого мира, не уделяет внимания развлечениям с женой, сыновьям и дочерям; все пред ним как ничто7 – лишь бы исполнять волю Творца своего, и приводить других к праведности, и освящать Его Имя, и отдавать себя любви к Нему, как Авраам, сказавший: «поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремешка обуви не возьму из всего твоего» (Быт 14:22-23) и как Финеес, который шел на смерть, когда поразил Зимри (Чис 25:7 - 15). И он не возносит себя, и не говорит о суетном, и не глядит на лица женщин, и, слыша оскорбления, не отвечает. Все мысли его – с Творцом его, он поет ликующие гимны Владыке своему, и все помыслы его пламенеют любовью к Нему – блажен он и в этом мире, и в грядущем.Из: Рабби Эльазар из Вормса, Книга рокеаха (Иерусалим, 1977), «Законы благочестия», «Суть любви», с. 5.

Из приведенных выше строк ясно, что образ германских хасидов, приписывающий им аскетическое, монашеское мировоззрение, которое находит выражение в мрачном и печальном настрое их богопочитания, не соответствует действительности. Согласно рабби Эльазару, тот, кто осуществил в себе все условия благочестия, – то есть, отрекся от суеты этого мира и замкнул для нее свое сердце, – может служить Богу из любви, которая по своей сути связана с радостью и ликованием. Рабби Эльазар подчеркивает особый характер этого пути, противопоставляя его служению ради награды, и тем более служению из страха, которое он решительно отвергает. Более того, служение Богу, берущее свое начало в любви, порождается преданностью Богу. Это бескорыстная любовь, к которой не примешиваются никакие посторонние помыслы. Преданность, отречение от мира с его бедами и его соблазнами, приводят не к унынию и меланхолии, а к глубокому чувству радости и счастья, преисполняющему любящего в его служении Богу.

Приведенный выше пассаж, как и многие другие места в сочинениях рабби Эльазара из Вормса, свидетельствует о том, что само служение Богу в этом случае не отличается от служения, возложенного на каждого человека, которое состоит в изучении Торы и исполнении заповедей. Для любящего не существует особых предписаний, равно как, разумеется, и особых послаблений. Его особенность состоит лишь в том настрое, с которым он исполняет свой долг, в том чувстве, которым проникнуто его служение: он, бренное существо, ничтожное и низменное, удостоился любви Бога, превознесенного надо всем. Осознание огромного разрыва между тварью и Творцом, разрыва, преодоленного любовью, – именно это наполняет его радостью.

Историки еврейской религии ссылаются на приведенный выше пассаж как доказательство того, что принцип служения Богу в радости не был изобретением Нового хасидизма❋Речь идет о движении хасидизма в Восточной Европе, основателем которого в первой половине 18 в. был рабби Йисраэль Баал Шем Тов (Бешт)., и что он имеет глубокие корни в предшествующих религиозно-этических доктринах и в нравоучительных сочинениях, появившихся за сотни лет до Баал Шем Това и его учеников. Действительно, наличие подобного пассажа на первых страницах популярного галахического сочинения, в начале «Законов благочестия», оставило заметный след в истории нравоучительной литературы и наложило отпечаток на многих мыслителей и авторов, принадлежащих различным идейным течениям более позднего времени.



Наши рекомендации