Писания рабби эльазара из вормса

Из сохранившихся до нашего времени автобиографических сочинений рабби Эльазара из Вормса особенно важно отметить его предисловие к Книге мудрости, составленное в 1217 году. Это предисловие написано рабби Эльазаром под влиянием двух событий: смерти его учителя, рабби Йеуды Хасида, и гибели его сына. Рабби Эльазар остался один; хранимой им мистической традиции грозило исчезновение. Поэтому он пишет сначала Книгу мудрости – нечто вроде введения в учение германских хасидов, а затем другие свои произведения, в которых его мистические представления излагаются более подробно. Таким образом, можно разделить труды рабби Эльазара на две основные группы: тексты, написанные им преимущественно до 1217 года, и те, которые были написаны после.

До смерти своего учителя рабби Эльазар написал два больших сочинения: галахическое произведение под названием Книга рокеаха и комментарий к молитвам. Книга рокеаха называется так оттого, что числовое значение букв реш, куф и хет, составляющих слово «рокеах», равно числовому значению букв, составляющих имя «Эльазар», – а как мы помним, автор, в отличие от рабби Йеуды Хасида, всегда подписывал свои сочинения, хотя и добавлял к своему имени прозвище «Малый». Рабби Эльазар – первый автор, называвший себя так; позднее это прозвище получило широкое распространение❋Отметим, что здесь возникает нисходящий ряд обозначений статуса: рабби Шмуэль Хасид, Святой и Пророк; рабби Йеуда Хасид; и рабби Эльазар Малый.. В Книге рокеаха излагаются правила и обычаи, основанные не столько на талмудическом выяснении галахи, сколько на практической традиции, принятой в семьях и домах учения Калонимидов. В начале книги рабби Эльазар дает определение двум областям традиционного законотворчества, связанным с этикой: галахические принципы благочестия и покаяния ❋Эти области галахи подробно рассматриваются в 5–6 частях курса..

писания рабби эльазара из вормса - student2.ru

Иллюстрация 9

Титульный лист Книги премудрости души, Цфат 5673 (1913). Надо отметить, что год издания (буквы тет, рейш, аин, гимель) написан внизу страницы рукой Гершома Шолема. Коллекция Гершома Шолема, Национальная и Университетская Библиотека, Иерусалим.

Комментарий рабби Эльазара к молитвам – самое древнее из дошедших до нас толкований еврейской литургии. Рабби Эльазар писал его, по-видимому, на протяжении многих лет; в этом комментарии можно найти и биографические фрагменты, и отзывы на события, происшедшие при жизни автора. Этот комментарий до сих пор не опубликован. В настоящее время известно о его существовании в трех рукописях: оксфордской, парижской и венской. Между текстами этих рукописей имеются существенные расхождения; однако возможно, что автор сам составил несколько вариантов книги.

В своем сочинении рабби Эльазар прибегает к комментированию текста на трех уровнях:

• простое толкование – объяснение слов, указание на то, где и как они употребляются в Писании, и определение их контекстуального значения в различных литургических формулах;

• эзотерическое толкование – выяснение теологического смысла;

• мистическое толкование – выявление числовой гармонии, заложенной в структуре молитвы❋Эта тема подробно обсуждается в 12 части курса. .

В некоторых случаях комментарий рабби Эльазара к избранному отрывку из текста молитвы состоит из этих трех частей: простое толкование, эзотерическое толкование и исчисление числовых значений.

❒ Вопрос 13
Существует ли, на ваш взгляд, противоречие между занятием галахой, с одной стороны, и комментированием текстов и мистикой – с другой? ❑

Следует полагать, что рабби Эльазар занимался также толкованием Писания. До нас дошли некоторые из его комментариев к Свиткам (т.е. Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст и Есфирь) и отдельным стихам Пятикнижия. В последние годы своей жизни, после того, как было составлено его предисловие к Книге мудрости❋В этой книге он формулирует методы распознания тайн Писания., рабби Эльазар написал несколько мистических трактатов. Пять таких трактатов собрано в книге, названной автором Тайны тайн; числовое значение букв, составляющих слова «тайны тайн» в этом названии, равняется числовому значению имени «Эльазар» на иврите. Скажем вкратце несколько слов об этих сочинениях:

• «Тайна деяния Начала» – составлено как комментарий к буквам алфавита. В трактате ощутимо сильное влияние Книги творения. Часть трактата вошла в более поздний сборник, известный под названием Книга Разиэля❋Сборник сочинений и фрагментов, посвященных мистике, космологии и магии. Впервые издан в 1601 году в Амстердаме, а в рукописном виде известен и со времен, предшествовавших изобретению книгопечатания. Кроме Тайны Творения рабби Эльазара, в сборник вошли многочисленные тексты камей и талисманов; особенно много их в конце сборника. Книга часто издавалась и была широко известна благодаря поверью, что ее наличие в доме оберегает от пожара, о чем говорится в начале книги..

• «Тайна Колесницы» – здесь речь идет о Славе Господней, об ангелах, о Метатроне, о высших силах и Провидении. Текст издан Й. Камеляром под названием Тайны тайн, хотя в нем содержится только часть книги Тайны тайн рабби Эльазара (об этом и остальных трактатах подробнее говорится в 9 – 12 частях курса).

• «Книга Имени» – самое большое сочинение рабби Эльазара, а возможно и самое важное. Трактат не только не издан, но и практически не изучен. В нем толкуется четырехбуквенное Имя Всевышнего и другие священные имена и приводятся древние мистические традиции.

• «Книга премудрости души» – излагает учение германского хасидизма о душе. Трактат напечатан во Львове в 5636 (1876) году и переиздан в Цфате в 5647 (1887) году.

• «Комментарий к Книге творения» – обширный, подробный комментарий к названному древнему тексту. В трактате рассматриваются, среди прочего, предания о создании голема. Напечатано в Пшемысле в 5643 (1883) году.

Эти сочинения посвящены основным темам мистического учения германских хасидов, чрезвычайно важным для понимания их мировоззрения в целом. Кроме того, рабби Эльазар из Вормса был автором большого числа других произведений, включая пийуты и другие поэтические тексты (в том числе очень своеобразную личную исповедь), а также «Тайны единства», где он пишет о состоянии души во время молитвы и об Откровении. Кроме этого, рабби Эльазар писал комментарии к пийутам и т. д. Так как мистическое учение германских хасидов пользовалось большим влиянием среди еврейских адептов, каббалисты второй половины 13 века (рабби Йицхак Коэн из Кастилии) и начала 14 века (рабби Шем Тов бен Гаон) ссылались на книгу рабби Эльазара Тайны единства в своих псевдоэпиграфических произведениях (рабби Шем Тов, например, ссылается на нее в книге Шесты ковчега).

КНИГА РАЗУМНОГО»

Особое место в истории германского хасидизма занимает «Книга разумного» – небольшое сочинение, автор которого неизвестен. «Книга» дает возможность по-новому оценить духовную жизнь немецкого еврейства в рассматриваемый нами период. Это сочинение сохранилось в нескольких рукописях; оно составлено как комментарий к литургическому отрывку, начинающемуся со слов «Услышь, Израиль»12. Общее направление и образ мыслей «Книги» напоминают литературу Единства, созданную германскими хасидами❋См. выше, часть 1, 1.6.2.

. «Книга разумного» содержит также подробный комментарий к Шиур Кома, древнему мистическому сочинению, относящемуся к литературе Чертогов, в котором описываются размеры Божественного тела.

Автор «Книги разумного» часто ссылается на Саадию Гаона, цитируя его писания по переложению Верований и мнений на иврите, хотя следует полагать, что во время составления «Книги разумного» этого переложения в распоряжении автора не было. Цитируя Саадию, автор приводит выдержки из текста, который он называет «Книгой неопровержимой» – имея в виду, по-видимому, полемическое сочинение рабби Моше Таку, известное как «Письмо неопровержимое» ❋См. ниже, 3.4.4.. Из этого следует сделать вывод, что автор не только не поддерживал никаких связей с основным кружком германских хасидов, но даже достать такое широко известное произведение, как Верования и мнения, было для него невозможно, и он мог ознакомиться с учением Саадии Гаона только по полемическому сочинению, в котором учение этой книги оспаривается.

Таким образом, выясняется, что наряду с основной школой семейства Калонимидов действовали мистики, не имевшие прямого отношения к каким-либо из известных кружков германских хасидов. Они развивали свое мистическое учение независимо друг от друга и от основного потока германского хасидизма. Так работал, по-видимому, автор «Книги жизни». То же самое можно сказать и об авторе «Книги разумного».

РАББИ ЭЛЬХАНАН БЕН ЙАКАР

Сочинения рабби Эльханана бен Йакара представляют собой нечто вроде краткого изложения мышления кружка «Особого Херувима», второго по своей важности кружка германских хасидов. Рабби Эльханан учился во Франции вместе с учениками рабби Йицхака Старого, выдающегося тосафиста, но свои собственные сочинения писал, по-видимому, в Лондоне. Рабби Эльханан бен Йакар был одним из первых и наиболее значительных еврейских мыслителей, живших в Англии до изгнания евреев из этой страны. До нас дошли три из его сочинений; два из них носят название «Толкование Книги творения», а третье называется «Тайна тайн», хотя и оно, в принципе, является комментарием к Книге творения. Как и другие авторы, принадлежавшие к кружку «Особого Херувима», рабби Эльханан считал, что мироздание зиждется на тайнах, содержащихся в этом древнем космогоническом тексте.

В своих сочинениях рабби Эльханан подчеркивает, что он не является создателем нового учения, а лишь открывает тайны, бывшие до сих пор читателю недоступными. Он часто употребляет выражение «вот тебе разгадка дела по сей день подспудного» и подобные фразы. Действительно, в его произведениях можно найти фрагменты, где слово в слово цитируются «Берайта Йосефа бен Узиэля», трактат «О богобоязненности и вере» и «Комментарий к Книге творения», приписываемый Саадие Гаону. Автор сплетает эти фрагменты воедино, стремясь изложить тайны кружка «Особого Херувима» в виде систематизированного учения.

Рабби Эльханан проявляет также большой интерес к наукам – в основном к астрономии и медицине; в его трудах мы находим подтверждение его осведомленности в этих областях. Й. А. Вайда обнаружил чрезвычайно интригующие параллели между фрагментами из книг рабби Эльханана и научной литературой на латыни того же периода❋См. Й. А. Вайда, «Первый комментарий рабби Эльханана бен Йакара из Лондона к Книге творения», Ковец аль-йад (16) (ивр.), ч. 1, 1966, сс. 145–198.. Возможно, влияние европейской мысли на мышление рабби Эльханана было сильнее, чем на образ мыслей других германских хасидов.

❒ Вопрос 14
Как вы думаете, доказывает ли наличие параллелей между отдельными местами в писаниях рабби Эльханана бен Йакара и современной ему латинской литературой, что христианская культура оказала какое-то влияние на учение этого еврейского автора? Почему? ❑

Наши рекомендации