Этот человек сказал: «И я не сомневаюсь в том, что есть у меня Господь, Который прощает грех и наказывает за него».
Эта категория людей привязалась к текстам, вселяющим надежду, и положилась на них, вцепившись в них обеими руками. И когда их упрекают за грехи и неподобающее поведение, они приводят тебе заученные ими тексты о безграничной милости Аллаха и Его прощении и тексты, вселяющие надежду. Невежественные люди, относящиеся к этой категории, порой доходят до явных странностей.
Например, они говорят:
Совершай грехи, совершай их как можно больше,
Ведь прибыть тебе предстоит к Великодушному!
Другой сказал: «Отдаление от грехов — незнание о безграничности милости Аллаха». Другой же сказал: «Отказ от грехов — дерзость по отношению к прощению Аллаха и преуменьшение его».
Мухаммад ибн Хазм сказал: «Я видел, как один из них говорил, обращаясь к Аллаху с мольбой: “О Аллах, поистине, я прошу у Тебя защиты от безгрешности!’» Некоторые из этих обольщённых отстаивают позицию джабаритов, утверждая, что нет у раба Аллаха ни собственных действий, ни выбора, и он принуждён совершать грехи.
А некоторые из них разделяют убеждения мурджиитов и считают, что вера — это просто вера сердцем и деяния к вере не относятся, и вера у нечестивейшего из людей такая же, как и у ангелов Джибриля и Микаиля.
А некоторых обольстила любовь к бедным, шейхам и праведникам. Они часто приходят на их могилы и взывают к ним, используя их в качестве заступников и ища приближения к Аллаху через них. Они просят Аллаха, заклиная Его их правом и их высоким положением у Него.
А для некоторых источником обольщения становятся предки. Они считают, что их предкам отведено особое положение у Аллаха, и они праведны, и они, разумеется, спасут его, как в случае с царями, которые прощают проступки сыновей и родственников своих приближённых, и если один попадает в прескверное положение, его отец или дед вызволяют его посредством своего влияния и положения.
А некоторых обольщает неверное понимание Корана и Сунны, и они полагаются на это понимание подобно тому, как кто-то полагается на слова Всевышнего: «Господь твой непременно одарит тебя, и ты будешь удовлетворён» (сура 93 «Утро», аят 5).
А он не будет удовлетворён, если кто-то из его общины войдёт в Огонь.
Всё это отвратительные проявления невежества и явная ложь, возводимая на Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ибо ему угодно то, что угодно его Всевышнему Господу, а Всевышнему угодно подвергать наказанию несправедливых, нечестивцев и вероломных и упорствующих в совершении тяжких грехов, и нельзя допускать даже мысли о том, что Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) может быть угодно то, что не угодно Аллаху.
А некоторые из них полагаются на слова Всевышнего: «Поистине, Аллах прощает все грехи» (сура 39 «Толпы», аят 53).
Это также относится к отвратительным проявлениям невежества, ибо, поистине, сказанное в аяте распространяется и на придавание Аллаху сотоварищей (ширк), ибо оно — главный из всех грехов и основа их.
И среди учёных нет никаких разногласий относительно того, что этот аят — о раскаявшихся, то есть грехи прощаются всякому кающемуся, в каком бы грехе он ни раскаялся. И если бы этот аят был не о раскаявшихся, то все тексты, содержащие угрозы Всевышнего, не имели бы никакого смысла, равно как и хадисы о том, что некоторые люди из числа приверженцев единобожия будут выведены из Огня благодаря заступничеству. Людей с такими убеждениями подвела скудность их знаний и неправильное понимание текстов, ибо, поистине, здесь Всевышний Аллах говорит в общем и известно, что Он имел в виду раскаявшихся. А в суре «Ан-Ниса = Женщины» упомянуты условия и ограничения. Всевышний Аллах сказал:
«Поистине, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные [или менее тяжкие] грехи, кому пожелает» (сура 4 «Женщины», аят 48).
Всевышний Аллах сообщил, что Он не прощает ширк, и Он сообщил, что прощает остальное, и если бы это было сказано о раскаявшемся, то не было бы разницы между ширком и другими грехами. Некоторые невежественные люди обольщаются словами Всевышнего:
«О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа» (сура 82 «Раскалывание», аят 6).
Они говорят: «Великодушие Его!»
А некоторые говорят: мол, Он Сам подсказал ему довод.
Это отвратительное невежество. Его обольстил и ввёл в заблуждение обольщающий — шайтан, и собственная душа его, побуждающая к скверному, его невежество и страсти. Всевышний Аллах употребил слово «Аль-Карим», означающее «великий господин, которому покоряются, и в отношении которого не следует обольщаться, и к праву которого нельзя относиться пренебрежительно». И этот обольщённый поместил обольщение не туда, где ему место, и впал в заблуждение относительно Того, относительно Кого не следует впадать в заблуждение.
Так некоторых из них обольстили слова Всевышнего:
«Будет гореть в нём только самый несчастный, который считает истину ложью и отворачивается» (сура 92 «Ночь», аяты 15-16).
А также Его слова: «...уготован неверующим» (сура 2 «Корова», аят 24).
И такой обольщённый не знает, что в словах Всевышнего «Я предостерёг вас от пылающего Огня» (сура 92 «Ночь», аят 14) подразумевается особое пламя, одно из тех, которые есть в слоях Геенны, и если бы подразумевалась вся Геенна, то Всевышний сказал бы, что туда войдёт только самый несчастный, но Он сказал: «Будет гореть в нём только самый несчастный» (сура 92 «Ночь», аят 15).
И то, что он не будет гореть в этом пламени, не указывает в обязательном порядке на то, что он туда не войдёт, потому что гореть — более узкое понятие, нежели «войти», и отрицание более узкого понятия не предполагает отрицания более широкого понятия.