Господь сказал: «Если вы отпустите -- ближнему грех, то и Я отпущу вам -- долги ваши; вы простите – и Я прощу; вы не судите – и потому, НЕ БУДЕТЕ -- судимы».

Братия и сестры, в Священном Писании, в «молитве Манассии», сказано: «Аврааму, и Исааку, и Иакову, не согрешившим Тебе...» Св. Димитрий Ростовский говорит: «Все люди грешны, даже праведник пять раз в день падает и встает, как написано в притчах», – конечно, падение его, может быть не как наше, но падение где-то в мыслях, в сердце: «Никто -- не чист от греха, хотя бы прожил на земле один день». А как же Священное Писание говорит, что Авраам, Исаак и Иаков не согрешили пред Господом? Неужели же Писание ошибается?

«Нет! – говорит святой Димитрий Ростовский. – Авраам, Исаак и Иаков – НЕ ИМЕЛИ злого чувства ни к кому, они всех -- ПРОЩАЛИ, они не судили -- никого, они НЕ ЖЕЛАЛИ -- несчастья ни одному человеку – даже, врагам своим. Они не погрешили пред Богом -- грехом ЗЛОБЫ».

Однако, некоторые говорят: «Если мы будем прощать все грехи, то зло возрастет, грешники будут становиться ещё наглее». Но чаще бывает наоборот: когда человеку оказывают милосердие, в душе его ПРОБУЖДАЕТСЯ -- совесть, а зло только -- УМНОЖАЕТ зло.

Про святого епископа Аммона рассказывают, что к нему привели на суд женщину, которая обвинялась в грехе прелюбодеяния (тогда епископ выполнял и роль судьи). Посмотрев на несчастную, святой епископ сказал: «Ты зачала ребенка, роды твои будут трудными». Затем обратился к своим служителям: «Дайте ей десять аршин полотна: если она умрет во время родов, то оно будет ей саваном, а если родится ребенок, то оно пригодится для него». И отпустил женщину, не наказав ее и не дав никакой епитимии. Тогда одна дева, присутствовавшая на суде и жаждавшая, чтоб порок был наказан, закричала: «Этот епископ, наверно, безумный!» На это святой ответил ей: «Долгие годы я молился в безмолвии в пустыне, чтобы стяжать это безумие, и теперь -- не желаю расстаться с ним, не променяю его ни на какую мирскую мудрость». То есть, он достиг такой степени совершенства, что НЕ ВИДЕЛ -- уже зла в людях. И в данном случае он своим мудрым поступком ПРИВЕЛ грешницу -- к глубокому Покаянию, напомнив ей о смерти, спас ее душу.

В другой раз пришли к нему братия одного монастыря и стали жаловаться на монаха, который пал так низко, что к нему ночью приходила женщина, и стали требовать от преподобного Аммона, чтобы он изгнал этого монаха. Епископ отказался: «Я не поверю, пока не смогу убедиться в этом сам». И вот монахи проследили, как блудница зашла в келлию этого несчастного инока, и сообщили об этом епископу – и он сказал: «Пойдемте вместе». Постучались в дверь к монаху; тот, в страхе, вышел им навстречу. Епископ с братией вошли в келлию. Аммон догадался, что монах спрятал свою ночную гостью под стоявшую в келлии бочку; он сел на эту бочку и сказал монахам: «Обыщите все углы комнаты». Те начали искать, залезли в погреб, но никого не нашли. Никто из них не посмел попросить: «Встань, Владыко, мы посмотрим под бочкой». Постояв, они сказали: «Мы никого не нашли». Аммон ответил им: «Видите, как вы согрешили? Идите и кайтесь».

А сам остался с тем монахом, подошел к нему, не сказав и слова в укор, а только, взяв его за руку с любовью, шепнул ему тихо: «Брат, брат, следи -- за душой своей, помни, как коротка эта жизнь», – и вышел. Эти слова так поразили грешника, что он тут же дал -- пред Богом слово никогда больше -- не согрешать и, прогнав ту женщину, впоследствии СТАЛ -- добрым подвижником и свое спасение приписывал милосердию Аммона: его могли изгнать с позором, и тогда, уйдя в мир, он бы уже совершенно безстыдно -- погрузился в бездну грехов.

Но есть и совсем иной пример! В некоем храме служили две девственницы. Служили усердно, с юных лет посвятив себя Богу, они почти не выходили за ограду храма. Но страдали при этом -- пороком Осуждения. Осуждали они -- богомольцев, осуждали -- священников, дерзость их простиралась даже -- до осуждения епископа.

Братия и сестры, вы, наверное, сами часто встречались с такими людьми, ОДЕРЖИМЫЕ духом -- ЗЛОСЛОВИЯ и ОСУЖДЕНИЯ, но считающими САМИ -- себя хорошими людьми, борцами за правду...

Епископ той области увещевал сестер, но ничего не помогало. Тогда он дал им епитимью. И вот, находясь под епитимьей архиерея, эти девы -- заболели и умерли. Так как, они всю жизнь посвятили служению в храме, то их похоронили внутри церкви.

И что же? Когда шла Литургия и диакон возглашал: «Оглашенные, изыдите!», то многие из молящихся видели, как две ТЕНИ -- выходили из гробницы. Приклонившись низко к земле, как преступники, словно стыдясь даже посмотреть на свет Божий, они выходили -- тихо из храма – это продолжалось долгое время.

Священник понял, что эти несчастные души – НЕ ИМЕЮТ места в Церкви Небесной, и потому, Бог зримо ВЫГОНЯЕТ их из храма, и – что Он изгоняет их из милости к ним, чтобы видевшие это УСИЛИЛИ -- молитву за них. Он сообщил об этом архиерею, тот пришел в церковь и просил собравшихся, чтобы все встали на молитву; они молились -- об упокоении сестер. Епископ попросил, чтобы верующие ПРОСТИЛИ -- этим умершим девам всё, что кто имел против них, так как почти все были -- ОСКОРБЛЕНЫ и задеты их злыми языками; и весь народ сказал: «Да простит их Господь».

Наши рекомендации