А в другой версии говорится: «Если Аллах не позволит этим плодам налиться и созреть, то за что тогда один из вас берет деньги у своего брата без права?»
То есть он показал причину, по которой запрещается принуждать человека к выплате стоимости плодов в данном случае: ведь Аллах сделал так, что плодов не было, и покупатель не имеет к этому никакого отношения.
Недруги шейхуль-Ислама Ибн Теймийи часто ставили ему в вину подобные ответы и говорили: мол, человек спросил его о том, как добраться до Египта, а он рассказывает ему в придачу и то, как добраться до Мекки, Медины, Хорасана, Ирака и Индии, - какой спрашивающему прок от этого?
Но, клянусь Аллахом, это не изъян. Изъян – невежество и высокомерие. Как раз об этом сказано:
Кислым его называли, хоть был он сладок:
Просто рука их, увы, не достала до грозди.
Пятая: щедрость посредством принесения людям пользы с помощью своего влияния. это может быть ходатайство или сопровождение человека, который отправляется к правителю, и тому подобное. Это «закят», который должен выплачивать влиятельный со своего влияния, подобно тому, как «закятом» обладателя знания является обучение других и передача этого знания.
Шестая: щедрость посредством телесной пользы разных видов. Как сказал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Каждый день, в который встает солнце, любой из вас просыпается, и на каждом сочленении тела его лежит обязанность подавать милостыню. Справедливое отношение к двоим – милостыня. Помочь человеку с верховым животным, посадив его на него или подняв ему на него его вещи, - милостыня. Благое слово – милостыня. Каждый шаг к молитве – милостыня. И убрать с дороги то, что мешает проходить людям, - милостыня» (аль-Бухари, 2989; Муслим, 720).
Седьмая: щедрость посредством собственной чести. Это щедрость, подобная щедрости сподвижника Абу Дамдама, который говорил по утрам: «О Аллах! Поистине, нет у меня имущества, чтобы подавать людям милостыню, и я подал им в качестве милостыни честь мою, и я заранее простил всякого, кто обругает меня или возведет на меня клевету». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто из вас сможет быть таким, как Абу Дамдам?» (Абу Дауд, 4887).
Эта щедрость способствует умиротворению, приносит сердцу отдохновение и помогает избавиться от вражды с творениями.
Восьмая: щедрость посредством терпения, выдержки и снисходительности. Это почетная степень и такая щедрость приносит своему обладателю больше пользы, чем щедрость посредством имущества, она лучше и благороднее, так как требует большей власти над собственной душой и потому почетнее: ведь способны на такую щедрость лишь обладатели великих душ.
Кому трудно проявлять щедрость посредством имущества, тому следует проявлять эту щедрость, ибо она приносит своему обладателю благие плоды уже в этом мире прежде мира вечного. Это благородная щедрость.
Всевышний Аллах сказал: «… а за раны – возмездие. Но если кто-нибудь пожертвует этим, то это станет для него искуплением» (5:45).
И Всевышний Аллах сказал об этой щедрости: «Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Поистине, Он не любит несправедливых» (42:40).
Таким образом, Всевышний упомянул в этом аяте три ситуации. Это справедливое воздаяние, которое Он разрешил, великодушие, к которому Он побуждает, и несправедливость, которую Он запрещает.
Девятая: щедрость посредством благонравия, приветливости и открытости. Эта степень выше щедрости и посредством терпения, выдержки и невзыскания, и именно посредством этой щедрости человек достигает положения постящегося днем и молящегося ночью. Это самое тяжелое из того, что будет положено на весы. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть никакое добро не кажется вам незначительным, пусть даже это будет встреча брата своего приветливым выражением лица» (Муслим, 2626).
Это щедрость заключает в себе много пользы, радости и блага. Человек не может охватить всех своим благонравием и кротостью.
Десятая: щедрость посредством равнодушия к тому, что принадлежит другим людям. Обладатель такой щедрости не обращает внимания на принадлежащее другим, и сердце его не стремится к обладанию этим, и он не предпринимает ничего, чтобы завладеть этим, и даже не говорит ни о чем подобном. Об этом виде щедрости АбдуЛлах ибн аль-Мубарак сказал: «Это лучше щедрости человека посредством даяния».
Предопределение как будто говорит щедрому бедняку: если тебе не дано то, чем ты можешь щедро одаривать людей, то проявляй щедрость посредством равнодушия к их имуществу и тому, что принадлежит им, и ты превзойдешь их в щедрости и при этом душа твоя будет спокойна.
У каждой щедрости есть свои отличительные особенности и каждая из них оказывает особое влияние на сердце и положение человека. И Всевышний Аллах гарантировал увеличение щедрым и лишение скупцу. А Аллах – Тот, Кого просят о помощи.
См. «Мадаридж ас-саликин»