Аль-Хасан спросил слугу: «Что главное в религии?» Тот ответил: «Благочестие». Он спросил: «А что пагубно для нее?» Тот ответил: «Алчность». И аль-Хасан подивился его ответам.

Аль-Хасан сказал: «Благочестие на вес пылинки лучше, чем в тысячу раз больше постов и молитв».

Абу Хурайра говорил: «Находящимися при Аллахе завтра станут благочестивые и равнодушные к мирским благам».

Один из наших праведных предшественников сказал: «Не достичь рабу истинной богобоязненности до тех пор, пока он не станет оставлять то, в чем нет ничего зазорного, из опасения впасть в зазорное».

А один из сподвижников сказал: «Мы оставляли семьдесят врат дозволенного из боязни войти в одни врата запретного».

См. «Мадаридж ас-саликин»

СТЕПЕНИ ЩЕДРОСТИ

Существует десять степеней щедрости.

Первая: щедрость посредством души. Это наивысшая степень щедрости.

Щедр он на душу свою, а скупец бережет ее.

Высшая степень щедрости – жертва душой …

Вторая: щедрость посредством главенства. Это вторая степень щедрости. Щедрость заставляет своего обладателя пренебрежительно относиться к своему главенству, ставить его на службу людям и предпочитать удовлетворение нужд других своим собственным интересам.

Третья: щедрость посредством отдыха и комфорта. Человек жертвует ими, утомляясь и уставая ради других. В качестве примера можно привести того, кто жертвует своим сном и удовольствием ради позднего собеседника. Как говорится:

Насколько щедр он, что если скажет

Проситель: «Дай мне!» - глаз он не сомкнет …

Четвертая: щедрость посредством знания. Эта щедрость также относится к наивысшим степеням щедрости. Эта щедрость лучше щедрости посредством имущества, потому что знание достойнее имущества. Люди отличаются друг от друга в этой щедрости, и Всевышний Аллах по мудрости Своей предопределил, что скупящемуся на знание оно никогда не принесет пользы.

К проявлениям щедрости посредством знания относится то, что ты не просто даешь его тому, кто просит его у тебя, но и даешь ему больше, чем он просит.

К проявлениям щедрости посредством знания относится то, что, когда тебе задают вопрос о чем-то, ты даешь исчерпывающий ответ на него, а не ограничиваешься лишь совершенно необходимыми сведениями, как поступают некоторые, не выходящие за пределы «да» или «нет» при вынесении фетвы.

Шейхуль-Ислам Ибн Теймийя (да помилует его Аллах) вел себя поистине удивительно. Когда ему задавали вопрос о постановлении Шариата в отношении чего-то, он упоминал в своем ответе мазхабы четырех имамов, если мог, и причину разногласий, затем упоминал о наиболее правильном мнении, а также приводил полезные сведения, имеющие отношение к заданному вопросу, которые порой оказывались полезнее для задавшего вопрос, чем то, о чем он спрашивал, и он радовался этим комментариям и дополнениям больше, чем непосредственному ответу на свой вопрос. Эти его фатвы известны людям, и кто пожелает ознакомиться с ними, обнаружит, что все действительно так.

К проявлениям щедрости посредством знания относится и то, что человек не ограничивается ответом на заданный ему вопрос, но и упоминает другие связанные с ним вопросы и дает полезные комментарии, так что ответ получается исчерпывающим и достаточным.

Как-то раз сподвижники спросили Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о том, можно ли совершать малое омовение морской водой, и он ответил: «Вода его (моря) чиста, а мертвечина его дозволена» («Сахих Сунан Абу Дауд», 76). Таким образом, он не только ответил на вопрос сподвижников, но и дал им дополнительное знание, сообщив и о том, что в некоторых случаях могло пригодиться им даже больше, чем то, о чем они его спросили.

Когда его спрашивали о постановлении Шариата в каком-то вопросе, он обращал внимание вопрошающих на причину и смысл этого предписания. Как-то его спросили о продаже свежих фиников за сушеные, и он сказал: «Разве свежий финик не уменьшается, когда высыхает?» Они ответили: «Конечно, это так». Тогда он сказал: «Вот (потому-то) это и запрещено» («Сахих Сунан Абу Дауд», 2871).

Разумеется, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, понимал, что финик, высыхая, уменьшается, однако, посредством этого вопроса, он обратил внимание сподвижников на причину и смысл данного предписания. Подобное часто встречается в его ответах.

Так, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если ты продал брату своему плоды и их погубило бедствие, то тебе не дозволено брать у него что-либо. Как можно брать имущество брата твоего без права?».

Наши рекомендации