Высказывания праведных предшественников о скромности и связанные с ней истории

Аль-Фудайля ибн Ийада спросили о скромности, и он сказал: «Это когда человек покоряется истине, подчиняется ей и принимает ее от того, кто произносит ее».

Говорят, также, что скромность – это когда ты не придаешь душе своей никакой ценности, тот же, кто считает, что душа его имеет какую-то ценность, не имеет в скромности никакой доли.

Таково мнение аль-Фудайля и его единомышленников.

А аль-Джунайд ибн Мухаммад сказал: «Это преклонение крыла и мягкость».

Абу Язид аль-Бистами сказал: «Это когда человек воспринимает себя как пустое место и считает, что нет среди творений никого хуже него».

Ибн Ата сказал: «Это принятие истины, от кого бы она ни исходила. Величие – в скромности, и кто ищет его в высокомерии, тот подобен ищущему воду в огне».

Ибрахим ибн Шейбан сказал: «Почет – в скромности, величие – в богобоязненности, а свобода – в умении довольствоваться малым…»

Урва ибн аз-Зубайр (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Я увидел, как Умар ибн аль-Хаттаб нес на своем плече бурдюк с водой, и сказал: «О повелитель верующих! Не приличествует тебе это».

Он же сказал: «Когда пришли ко мне делегации слушающихся и повинующихся, в душу мою вошла гордость и мне захотелось сломить ее».

А в бытность свою предводителем Абу Хурайра носил на спине связку дров и говорил: «Дайте дорогу эмиру».

Однажды Зейд ибн Сабит ехал верхом и Ибн Аббас подошел, чтобы взяться за стремя, но Зейд сказал: «Нет-нет, о сын дяди Посланника Аллаха».

Тот сказал: «Так нам было велено поступать с нашими предводителями».

Тот же сказал: «Дай мне свою руку».

И он подал ему руку, и тот поцеловал ее и сказал: «Так нам было велено поступать с членами семьи Посланника Аллаха».

Как-то раз Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, распределил между сподвижниками вещи и послал Муазу ценную одежду.

Тот продал ее, купил шесть рабов и освободил их.

Узнав об этом, Умар послал ему еще одну одежду, и Муаз упрекнул его за это, а Умар сказал: «Ты ведь продал первую».

Муаз сказал: «А тебе-то что? Давай мне только причитающуюся мне долю. Поистине, я поклялся, что ударю тебя этой одеждой по голове».

Умар сказал: «Вот моя голова, перед тобой, а юному предписано проявлять мягкость и жалость к пожилому».

Однажды аль-Хасан проходил мимо мальчишек, у которых был кусок хлеба, и они пригласили его побыть их гостем.

Он сел и поел с ними, после чего отвел их в свой дом и накормил их и дал им одежду, и при этом сказал: «Они лучше меня, потому что у них не было ничего, кроме этого, но они накормили меня, а у нас больше того, что мы дали им».

Сообщается также, что Абу Зарр однажды попрекнул Биляля его темной кожей, а потом пожалел об этом, упал на землю и поклялся, что не поднимет головы, пока Биляль не возложит ступню свою на его щеку, и он действительно не поднял головы, пока Биляль не сделал это.

Раджа ибн Хайва сказал: «Когда Умар ибн Абдуль-Азиз произносил проповедь, я примерно оценил одежду, которая была на нем, и у меня получилось двенадцать дирхемов, а при этом на нем была верхняя одежда, чалма, рубаха, шаровары, плащ, кожаная обувь и феска».

Однажды Мухаммад ибн Васи увидел, как его сын идет неподобающей походкой, и сказал ему: «Знаешь, сколько я отдал, чтобы жениться на матери твоей? Триста дирхемов. А твой отец – да не увеличит Аллах число подобных ему среди мусульман! – я, и ты ходишь такой походкой?!»

Хамдун аль-Кассар сказал: «Скромность – это когда ты считаешь, что никому не нужен – ни в том, что касается религии, ни в мирском».

А кто-то из них сказал: «Мне довелось видеть человека, перед которым, когда он обходил вокруг Каабы, шли люди, которые из-за него не позволяли другим совершать обход. А спустя некоторое время я увидел его просящим подаяние на мосту Багдада.

Меня это удивило, а он сказал: «Поистине, я проявил высокомерие там, где люди проявляют скромность, и Аллах испытал меня унижением там, где люди обычно превозносятся!»

Умар ибн Абдуль-Азиз как-то узнал, что его сын купил перстень за тысячу дирхемов.

Умар написал ему: «Мне стало известно, что ты купил перстень за тысячу дирхемов, и когда получишь мое письмо, продай этот перстень и накорми тысячу человек, и приобрети себе перстень за два дирхема, и пусть широкая часть будет из китайского железа, на котором будет выгравировано: Да помилует Аллах человека, знающего свое место!»

См. «Мадаридж ас-саликин»

СМЕЛОСТЬ И ТРУСОСТЬ

Всевышний Аллах сказал: «Не слабейте и не печальтесь, в то время, как вы будете на высоте, если вы действительно являетесь верующими» (Сура 3 «Семейство Имрана», аят 139).

И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сильный верующий лучше и любимее для Аллаха, чем слабый верующий, хотя в каждом из них есть благо. Стремись же к тому, что приносит тебе пользу, проси помощи у Аллаха и не проявляй слабости» (Муслим, 2664).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просил защиты от трусости. Трусость – качество, которое все считают порицаемым. Трусливые люди обычно плохо думают об Аллахе. А люди смелые и щедрые, напротив, думают об Аллахе благое. Смелость оберегает человека от всего неприятного и скверного, тогда как трусостью человек помогает врагу своему против себя. Это воинство и оружие, которое он дает врагу, чтобы тот сражался с ним посредством него.

Наши рекомендации