Вид четырнадцатый: сообщение о том, что обрести желаемое, спастись от пугающего и ненавистного и войти в Рай можно, лишь проявляя терпение.

Всевышний Аллах сказал: «Ангелы будут входить к ним через любые врата. Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна Последняя обитель!» (сура 13 «Гром», аяты 23-24).

15 - Вид пятнадцатый: сообщение о том, что терпение возвышает своего обладателя до уровня предводителя. Я слышал как шейх Ибн Теймийя (да помилует его Аллах) говорил: «Благодаря терпению и твердой убежденности достигается предводительство в религии». И потом он читал слова Всевышнего:

«Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и твердо верили в Наши знамения» (сура 32 «Земной поклон», аят 24).

Вид шестнадцатый: терпение неотделимо от веры и Ислама. Всевышний Аллах упоминает его вместе с верой и твердой убежденностью, богобоязненностью и упованием, благодарностью, благими деяниями и милостью.

См. «Мадаридж ас-саликин»

ЧТО ПОМОГАЕТ ПРОЯВЛЯТЬ ТЕРПЕНИЕ

Поскольку терпение представляет собой борьбу побуждений разума и религии с побуждениями страстей и души и каждая из борющихся сторон пытается одолеть вторую, то необходимо укреплять ту сторону, которой ты желаешь победы, и ослаблять вторую. Если говорить об укреплении побуждений религии, то добиться этого можно следующими способами.

Способ первый: возвеличивание Всевышнего Аллаха, мешающее ослушиваться Его притом, что Он видит и слышит тебя, и если сердце наполнено возвеличиванием Его, то оно никогда не подчинится побуждениям к ослушанию.

Способ второй: любовь к Всевышнему, которая заставляет верующего отказываться от ослушания из любви к Нему, поскольку любящий, как известно, покорен тому, кого любит, и лучшее оставление — оставление любящих, и лучшая покорность — покорность любящих, и между оставлением любящего и его покорностью, с одной стороны, и оставлением того, кто просто страшится наказания, и его покорностью — с другой, — очень большая разница.

Способ третий: милость и благодеяние. Благородный не станет отвечать злом тому, кто делает ему добро — так поступают лишь низкие люди. Благодеяние Всевышнего Аллаха по отношению к Его рабу и милости, которыми Он одаряет его, удерживают его от ослушания Его. Он стыдится допустить, чтобы в ответ на нисходящие к нему от Аллаха блага и милости от него к Нему поднималось ослушание и скверные деяния: ангел, нисходящий с этим, и ангел, восходящий с тем - скверный это ответ.

Способ четвертый: гнев и возмездие. Когда раб Аллаха упорно совершает грехи, Всевышний Господь гневается, а когда Он гневается, ничто не способно устоять перед Его гневом, не говоря уже о Его слабом рабе.

Способ пятый: упущение. Ослушиваясь Аллаха, человек упускает благо мира этого и мира вечного. В результате ослушания у него появляются названия, порицаемые разумом, Шариатом и обычаем, и он лишается названий, которые разум, Шариат и обычай признают похвальными. Достаточно задуматься о возможности лишиться веры - а ведь вера весом с пылинку во много раз лучше всего этого мира со всем, что в нём, так как же он может продать её за страсть, наслаждение от которой уйдёт, а утомление останется? Уйдёт страсть и останется несчастье.

В достоверном хадисе Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не совершает человек прелюбодеяния, будучи верующим» [Бухари, 6772; Муслим, 57].

Один из сподвижников сказал: «Вера забирается у него, и остаётся над его головой, подобно тени, а если он покается, она возвращается к нему».

Один из последователей сподвижников сказал: «Вера будет снята с него, как снимают рубаху, а если он покается, то наденет её вновь».

Поэтому в хадисе, который приводит аль-Бухари, говорится: «Прелюбодеи будут находиться голыми в печи» - потому что они сбросили с себя одеяние веры, и печь страсти, которая была в их сердцах, превратилась в настоящую печь, в которой они подвергнутся мучениям в Огне.

Способ шестой: одоление и победа. Одоление страсти и победа над шайтаном приносит особую сладость и радость, по сравнению с победой над врагом из числа людей. Эта победа не только приятнее и отраднее, но и последствия её более похвальны, поскольку она оказывает такое же воздействие, как и полезное лекарство, устраняющее телесный недуг и возвращающее телу здоровье и равновесие.

Способ седьмой: возмещение. Всевышний Аллах обещал возмещение тем, кто откажется от запретного ради Него и запретит душе своей следовать страстям её. Пусть же он сравнит это возмещение с тем, вместо чего он может его получить, и решит, что предпочесть и избрать для себя.

Способ восьмой: близость Аллаха. Она бывает двух видов: близость общая и близость особая. Общая близость это знание Господа обо всём - ведь от Его знания ничто не укрывается. Об этом уже упоминалось ранее.

Наши рекомендации