Также любящего (Всевышнего) и совершающего великие благие дела прощается то, что не прощается другим, и к нему проявляется снисхождение, которое не проявляется к другим.

Я слышал, как шейх Ибн Теймийя говорил: «Посмотри на Мусу, мир ему и благословение Аллаха: он бросил скрижали со Словами Аллаха, которые Он записал Своей Рукой, и разбил их, и потянул за бороду пророка, подобного ему самому (то есть Харуна) и ударил ангела смерти по глазу и выбил его, и упрекнул Господа своего в ночь вознесения из-за Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и из-за того, что Он возвысил его над ним. И Господь ничего не сделал ему за это, и Он любил его, оказывал ему почет и одарял его благом, потому что он совершал ради Аллаха великие деяния, идя наперекор злейшему врагу (Фараону), разъясняя Его веления, и проводил дня свои с коптами и израильтянами, стремясь исправить их, усердствуя в этом и преодолевая трудности, так что все те деяния подобны волосу в море.

И посмотри на Юнуса ибн Матта. Он не делал того, что сделал Муса. Он прогневал Всевышнего один раз, и Он заключил его в чрево кашалота, не проявив к нему той снисходительности, которую проявил к Мусе. Очевидны различия между тем, кто провинился однажды, но не имел в запасе благих и достойных дел, которые могли послужить ходатайством за него, и тем, кто, провинившись, имел в запасе благодеяния, которые могли послужить ходатайством за него. Как говорится:

Когда любимый совершил поступок один,

Его достоинства привели заступников тысячу…

Деяния ходатайствуют за совершившего их пред Аллахом и напоминают о нем, когда с ним приключается беда. Всевышний Аллах сказал о Юнусе:

«Если бы он не был одним из прославляющих Аллаха, то непременно остался бы в его чреве до того дня, когда они будут воскрешены» (37:143-144).

А у фараона не было благих дел, которые могли бы стать ходатайством за него, и когда он сказал: «Я уверовал в то, что нет Бога, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраиля» (10:90), Джибриль ответил ему: «Только сейчас! А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие» (10:91).

См. «Мадаридж ас-саликин»

ПУСТЫЕ МЕЧТАНЬЯ, ПОРТЯЩИЕ СЕРДЦЕ

Океан пустых мечтаний – безбрежный океан, по которому плавают разорившиеся нашего мира. Как говорится, пустые мечтанья – капитал разорившихся, и все, что есть у плывущих по нему, - обещания шайтана, грезы и неосуществимом и ложном. Волны ложных мечтаний и грез играют плывущими по ним подобно тому, как играют собаки гниющей тушей. Это скарб всякой низкой и ничтожной души, у которой нет пыла и стремления, посредством которых она может обрести внешние истины. Она отворачивается от них ради грез, существующих в ее воображении.

Положение у всех разное. Кто-то грезит о могуществе и власти, кто-то – о дальних странствиях, кто-то – о богатстве и драгоценностях, кто-то – о женщинах или о юношах. Объект грез такого человека обретает желаемую форму в его душе, и ему кажется, будто он обрел это, и он наслаждается этим обретением. И вот он пребывает в таком состоянии и вдруг просыпается и видит свою (пустую) руку да циновку …

А мечтанья обладателя высоких стремлений вращаются вокруг знания, веры и деяний, которые приближают его к Аллаху.

Мечтанья такого человека – вера, свет и мудрость, а мечты тех – обман и обольщение.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, похвалил мечтающего о благом и даже приравнял в некоторых случаях его награду к награде совершившего данное действие. Например, человек говорит: «Если бы у меня были средства, я сделал бы то же, что и такой-то, который боится Аллаха в отношении к своему имуществу, поддерживает родственные связи и отдает то, что должен отдавать». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Их награда будет одинаковой» (ат-Тирмизи, 2325).

И Пророк, мир ему и благословение Аллаха, во время прощального хаджа желал совершить хадж-таматту’, снять ихрам и не гнать жертвенный скот, однако он уже выбрал до этого хадж-кыран. И Аллах даровал ему награду за совершенный им хадж-кыран и за хадж-таматту’, который он мечтал совершить. То есть Он даровал ему две награды.

См. «Мадаридж ас-саликин»

ПРИВЯЗАННОСТЬ СЕРДЦА НЕ К АЛЛАХУ ПОРТИТ ЕГО

Это величайший из недугов сердца, и нет ничего вредоноснее его, и ничто так не отделяет человека от Аллаха и от того, что в его интересах и приносит ему счастье.

Когда сердце привязывается не к Аллаху, Аллах поручает его тому, к чему оно привязалось, и делает так, что и от объекта своей привязанности оно не получает ожидаемого. Таким образом, человек не получает желаемого от Аллаха из-за привязанности не к Нему, и в результате он не получает свою долю от Аллаха и не получает того, что надеялся получить от объекта своей привязанности.

Всевышний Аллах сказал: «Они стали поклоняться наряду с Аллахом другим богам, чтобы те одарили их могуществом. Но нет! Они отрекутся от поклонения им и станут их противниками» (19:81-82).

Наши рекомендации