Тем не менее относиться к другим с любовью не обязательно означает позволять другим вести себя так, как им хочется.

Родители быстро постигают это со своими детьми. Взрослым не так легко удается познать это с другими взрослыми, как и одному народу с другим. Но нельзя допускать, чтобы деспоты процветали, — с их деспотизмом должно быть покончено. Этого требует и любовь к Себе, и любовь к деспоту.

Вот ответ на твой вопрос: «Если любовь — это все, что есть, то как вообще человек может оправдывать войну?» Иногда человек должен отправиться на войну, чтобы сделать наиважнейшее заявление о том, кем он на самом деле является: тем, кто ненавидит войну.

Бывают времена, когда тебе приходится отказаться от того, Кто Ты Есть, чтобы быть тем, Кто Ты Есть.

Были Мастера, которые учили: ты не можешь обладать, пока ты не готов от всего отказаться.

Таким образом, чтобы «обрести» себя как мирного человека, тебе, может быть, придется отказаться от представления о себе как о человеке, который никогда не идет на войну. История предоставляла людям возможность принимать подобные решения. То же самое верно и относительно большинства межличностных и большинства личностных отношений. Жизнь не один раз может дать тебе шанс доказать, Кто Ты Есть, демонстрируя какой-либо аспект того, Кто Ты Не Есть.

Это не так трудно понять, если ты уже прожил сколько-то лет, хотя для совсем молодого человека это может показаться полным противоречием. При более зрелом взгляде это легче представляется божественной дихотомией.

В человеческих взаимоотношениях это не означает, что, если тебя обижают, ты должен «дать сдачи». (То же — ив отношениях между народами.) Просто это значит, что позволять другому постоянно причинять страдания — вовсе не самое стоящее дело во имя любви — ни к Себе, ни к другому.

Пора отправить на покой некоторые пацифистские теории о том, что высочайшая любовь не требует силового ответа на то, что вы считаете злом.

Здесь беседа снова становится эзотерической, потому что никакое серьезное исследование этого утверждения не может проигнорировать слово «зло» и суждения, которые с ним связаны. На самом деле не существует ничего злого —только объективные феномены и жизненный опыт. Но сама цель твоей жизни требует того, чтобы из пополняющейся коллекции бесконечных феноменов ты отбирал некоторые и называл их «злом». Пока ты этого не сделаешь, ты не можешь называть себя или что-либо другое добрым и поэтому не сможешь познать, или сотворить, самого Себя.

Таким образом, самым большим злом было бы совсем ничего не объявлять злым.

В этой жизни ты существуешь в мире относительного, где одно может существовать только постольку, поскольку оно соотносится с другим. Это является одновременно и функцией, и целью взаимоотношений: обеспечить арену для опыта, где ты обретаешь себя, характеризуешь себя и — если ты это выбираешь — постоянно воссоздаешь того, Кто Ты Есть.

Выбор быть Богоподобным не означает, что ты выбираешь быть мучеником. И конечно же, это не означает, что ты выбираешь быть жертвой.

Но то, что другие думают, говорят или делают, иногда будет обижать тебя — до тех пор, пока это станет невозможным. И выведет тебя из одного состояния в другое абсолютная честность — готовность с уверенностью подтвердить, признать и высказать именно то, что ты чувствуешь по поводу чего-либо. Говори свою правду —доброжелательно, но целиком и полностью. Живи своей правдой — спокойно, но всецело и последовательно. Изменяй свое мнение по ее поводу легко и быстро, когда твой жизненный опыт вносит новую определенность.

Когда ты переживаешь обиду во взаимоотношениях, никто в здравом уме (и уж точно не Бог) не скажет тебе, чтобы ты «не брал в голову, не придавал этому никакого значения». Если тебе сейчас обидно, то уже слишком поздно думать, что это ничего не значит. Теперь твоя задача решить, что это действительно значит, и проявить свои чувства. Поступая так, ты совершаешь выбор и становишься тем, Кем Ты Стремишься Быть.

Значит, мне не надо быть многострадальной женой, униженным мужем или жертвой моих взаимоотношений, чтобы придать им святость или сделать меня приятным в глазах Бога.

Ну конечно, нет.

И мне не нужно мириться с нападками на мое достоинство, оскорблением моей гордости, ущербом для моей психики и ранами на моем сердце, чтобы сказать, что «я отдал лучшее, на что способен» во взаимоотношениях; «исполнил свой долг» или «выполнил свои обязательства» в глазах Бога и человека.

Ни на минуту.

Тогда, молю тебя, Бог, скажи мне, какие обещания я должен давать во взаимоотношениях, какие договоренности соблюдать? Какие обязательства несут взаимоотношения? Каким указаниям я должен следовать?

С этим ответом ты не сможешь согласиться, поскольку он оставляет тебя без указаний и лишает всякой силы каждое соглашение в тот момент, когда ты его заключаешь. Ответ таков: у тебя нет обязательств. Ни в отношениях, ни вообще по жизни.

Нет обязательств?

Нет обязательств. Нет никаких ограничений или оговорок, как нет и никаких указаний или правил. И ты вообще не связан никакими обстоятельствами или ситуациями, как и не стеснен никаким кодексом или законом. И ты не заслуживаешь наказания ни за какой проступок, ты просто не способен ни на какой проступок, — ведь для Бога пет такого понятия, как «проступок».

Я уже слышал раньше о такой религии «без правил». Это духовная анархия. Не представляю, как это может работать.

Это не может не работать, если твое дело — создавать Себя. Но если ты представишь себе, что твоя задача — быть таким, каким кто-то другой хочет тебя видеть, то отсутствие правил и указаний в самом деле могло бы усложнить обстановку.

Пытливый ум спросит: если Бог хочет, чтобы я был таким-то, то почему Он просто не создал меня таким с самого начала? Зачем мне бороться и «преодолевать» себя такого, какой Я есть, чтобы стать таким, каким меня хочет видеть Бог? Ищущий разум требует ответа, — и это справедливо, потому что вопрос того стоит.

Религиозные фанатики хотят заставить тебя поверить, в то, что Я создал тебя меньшим, чем Я Есмь, чтобы у тебя был шанс стать тем, Кто Я Есмь, действуя наперекор всему — и, Я бы добавил, наперекор всякому естественному стремлению, которым, по-вашему, Я вас наделил.

Среди этих так называемых естественных стремлений есть склонность грешить. Вас учили, что вы родились во грехе, что вы умрете во грехе и что грех — это твоя природа.

Одна из ваших религий даже учит, что с этим ничего не поделаешь. Твои собственные поступки бесполезны и бессмысленны. Самонадеянно считать, что, совершив какой-то поступок, ты можешь «попасть в рай». Есть только один путь в рай («спасение») — не через то, что ты сам предпринимаешь, а через милость, даруемую тебе Богом, когда ты принимаешь Его Сына как твоего посредника.

Как только это происходит, ты «спасен». Пока это не свершилось, ничего из того, что ты делаешь, — ни жизнь, которую ты ведешь, ни решения, которые ты принимаешь, ничто из того, что ты предпринимаешь по своей собственной воле, чтобы совершенствовать себя или представить себя достойным, — не имеет никакого значения, не оказывает никакого влияния на твое «спасение». Ты не всостоянии проявить свое достоинство, ведь ты по своей природе — недостойный. Ты был создан таким.

Почему? Один Бог знает. Возможно, он совершил ошибку. Он что-то неправильно понял. Может быть, Он хотел бы все переделать заново. Но это так. Что поделаешь...

Ты дразнишь меня.

Нет, это вы дразните Меня. Вы утверждаете, что Я, Бог, создал несовершенные по своей сути существа, а потом потребовал от них, чтобы они были совершенными, иначе они будут обречены на вечные муки.

Далее вы заявляете, что после нескольких тысячелетий существования мира Я смилостивился, сказав, что отныне вам не обязательно быть праведниками — вы просто должны чувствовать себя плохо, когда не ведете себя хорошо, и принять как вашего спасителя Единственное Существо, которое всегда может быть совершенным, утоляя тем самым Мою жажду совершенства. Вы говорите, что Мой Сын — которого ты называешь Единственным Совершенным — спас вас от вашего собственного несовершенства — от несовершенства, которым Я вас наделил.

Другими словами. Сын Божий спас вас от того, что Его Отец сотворил.

Наши рекомендации