Язык — это не только важнейшее средство общения между людьми, но и средство познания, которое позволяет людям накап­ливать знания, передавая их другим людям и другим поколениям

Совокупность достижений человеческого общества в произ­водственной, общественной и духовной деятельности называется культура и. Поэтому можно сказать, что язык является средством развития культуры и средством усвоения культуры каждым из членов общества. Культура речи — важнейший регулятор системы «человек — культура — язык», проявляющийся в речевом поведении.

Под культурой речи понимается такой выбор и такая организа­ция языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении постав­ленных коммуникативных задач.

Согласно этому определению культура речи включает три компо­нента: нормативный, коммуникативный и этический. Важнейшим из них является нормативный компонент.

Языковые нормы — явление историческое. Их появление обусловило формирование в недрах национального языка обрабо­танной и письменно закрепленной разновидности, — языка лите­ратурного. Национальный язык — общий язык всей нации, охваты­вающий все сферы речевой деятельности людей.Он неоднороден, поскольку состоит из всех разновидностей языка — это территори­альные и социальные диалекты, просторечие, жаргон, литературный язык. Высшей формой национального языка является литератур­ный -- язык нормированный., обслуживающий культурные по­требности народа, язык художественной литературы, науки, печати, радио, театра, государственных учреждений.

Понятие «культура речи» теснейшим образом связано с поня­тием «литературный язык»: одно понятие предполагает другое. Культура речи возникает вместе со становлением и развитием литературного языка. Одна из основных задач культуры речи — сохранение и совершенствование литературного языка, который имеет следующие признаки:

1) письменная фиксация устной речи: наличие письменности оказывает влияние на характер литературного языка, обогащая его выразительные средства и расширяя сферы применения;

2) нормированное;

3) общеобязательность норм и их кодификация;

4) разветвленная функционально-стилистическая система;

5) диалектическое единство книжной и разговорной речи;

6) тесная связь с языком художественной литературы.

Что же такое норма? Под нормой понимают общепринятое упо­требление языковых средств, совокупность правил (регламентации), упорядочивающих употребление языковых средств в речи индивида. Таким образом, средства языка — лексические, морфологические, синтаксические, орфоэпические и др. — складываются из числа сосуществующих, образуемых или извлекаемых из языка пассива.

Норма может быть императивной (т. е. строго обязательной) и диспозитивной (т. е. не строго обязательной). Императивная норма не допускает вариантности в выражении языковой единицы, рег­ламентируя только один способ ее выражения. Нарушение этой нормы расценивается как слабое владение языком (например, ошибки в склонении или спряжении, определении родовой при­надлежности слова и др.). Диспозитивная норма допускает вари­антность, регламентируя несколько способов выражения языковой единицы (например, чашка чая и чашка чаю, творог и творог и т. д.). Вариантность в употреблении одной и той же языковой единицы часто является отражением переходной ступени от устарев­шей нормы к новой. Варианты, видоизменения или разновидности данной языковой единицы могут сосуществовать с ее основным видом.

Возможны три основные степени соотношения «норма— ва­риант»:

1) норма обязательна, а вариант (прежде всего — разговорный) запрещен;

2) норма обязательна, а вариант допустим, хотя и не желателен;

3) норма и вариант равноправны.

В последнем случае может быть дальнейшее вытеснение старой нормы и, возможно, даже рождение новой нормы.

Будучи достаточно устойчивой и стабильной, норма как катего­рия историческая подвержена изменениям, что обусловлено самой природой языка, находящегося в постоянном развитии. Возника­ющая в этом случае вариантность не разрушает нормы, а делает ее более тонким инструментом отбора языковых средств.

В соответствии с основными уровнями языка и сферами ис­пользования языковых средств выделяются следующие типы норм:

1) орфоэпические (произносительные), связанные со звуковой стороной литературной речи, ее произношением;

2) морфологические, связанные с правилами образования грам­матических форм, слова;

3) синтаксические, связанные с правилами употребления слово­сочетаний и синтаксических конструкций;

4) лексические, связанные с правилами словоупотребления, отбора и использования наиболее целесообразных лексических единиц.

Языковая норма имеет следующие особенности:

1) устойчивость и стабильность, обеспечивающие равновесие системы языка на протяжении длительного времени;

2) общераспространенность и общеобязательностьсоблюдения нормативных правил (регламентации) как взаимодополняющие моменты «управления» стихией речи;

3) литературная традиция и авторитет источников(при этом следует помнить об авторской индивидуальности, способной на­рушить нормы, что является оправданным);

4) культурно-эстетическое восприятие(оценка) языка и его фактов; в норме закреплено все лучшее, что создано в речевом поведении человечества;

5) динамический характер(изменяемость), обусловленный раз­витием всей системы языка, реализующейся в живой речи;

6) возможность языкового «плюрализма»(сосуществование не­скольких вариантов, признающихся нормативными) как следствие взаимодействия традиций и новаций, стабильности и мобильности, субъективного (автор) и объективного (язык), литературного и нелитературного (просторечие, диалекты).

Нормативность, т. е. следование нормам литературного языка в процессе общения, справедливо считается основой, фундаментом речевой культуры.

Вторым по значимости после нормативности является комму­никативный компонент культуры речи.

Высокая культура речи заключается «...в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное), и наиболее уместное (т. е. самое подходящее для данного случая), и, следовательно, сти­листически оправданное», как заметил в свое время С.И. Ожегов.

Язык выполняет разные коммуникативные задачи, обслуживая разные сферы общения.

Наши рекомендации