Указывает на божественные признаки явления Шримана Махапрабху.

suvarna varna hemango
varangas candanangadi
sannyasa krt-chamah santo
nistha shanti parayanah

В своих ранних играх Господь Чайтанья приходит как домохозяин. Он имеет золотой облик [suvarna varnah]. Его члены очень прекрасны [vara-anga] и смазаны сандаловой пастой [candana-angadi]. Он выглядит как расплавленное золото [hema-anga].

Верховный Господь Чайтанья принимает отреченный уклад жизни [sannyasa-krt]. Он полностью контролирует свои чувства, Он уравновешен [sama], и полностью умиротворен [santa]. Он целиком сосредоточен на повторении святого имени Господа Кришны [nistha]. Он - высшее прибежище преданности и трансцендентного мира. Он заставляет замолчать майавади имперсоналистов [nistha santi parayanah].

Санскритские слова суварна-варна указывают на того, кто имеет золотой облик. Вот ведический текст, подтверждающий это:

yada pasya pasyate rukma-varnam
kartaram isam purusam brahma-yonim

23) Слова рукма-варнам картарам исам указывают на Верховную Личность [Шри Чайтанью], чей облик подобен расплавленному золоту.

** Цитирование великих преданных современников Господа Чайтаньи, описывающее особенности тела Господа Чайтаньи:

Шрила Сарвабхаума Бхаттачарья, один из главных последователей Шри Чайтаньи Махапрабху в Джаганнатха Пури, сочинил целый цикл молитв, детально описывающих различные черты Шри Чайтаньи Махапрабху, который называется Шри Гауранга-Прати-Анга-Варнанакхья-Става-Раджах или Король Молитв, провозглашающий славу каждой части тела Шри Гауранги. Позвольте нам почтительно представить некоторые из этих божественных драгоценностей.

Кроме писаний Гаудия вайшнавов, здесь процитированы 24 ведических писания (которые знает любой изучающий ведической индийское наследие) для утверждения Абсолютной Истины с помощью документальных фактов истории, предсказывающих приход Господа Шри Чайтаньи.

Свидетельства в Ведах, предсказывающие приход Шри Чайтаньи Махапрабху - Часть II

Цитируемые писания:

Бхагавата Пурана | Ади Пурана | Курма Пурана | Гаруда Пурана | Нрисимха Пурана | Падма Пурана | Нарада Пурана | Брахма Пурана | Бхавишья Пурана | Агни Пурана | Матсья Пурана | Вайю Пурана | Маркандея Пурана | Вараха пурана | Вамана Пурана | Упа Пурана | Ананта Самхита | Махабхарата | Атхарва Веда | Сама Веда | Чайтанья Упанишада | Чхандогья Упанишада | Шветашватара Упанишада | Пуруша-Бодини-Упанишада

Есть ли какие-то точные указания в Ведах на то, в какое именно время в эту югу предназначено явиться Аватаре Верховного Господа - Шри Кришне Чайтанье?


** В Атхарва-Веде, Пуруша-Бодини-Упанишаде говорится:

saptame gaura-varna-visnor ity aena sva-saktya
caikyam etya pratar avatirya saha svaih sva-manum siksayati

"В седьмую манвантару, в начале Кали-юги, Верховная Личность Бога, в сопровождении своих спутников, в золотом облике сойдет на землю. Он будет учить воспеванию Своих собственных имен."


Когда именно Он придет в Кали-югу и где точно Он явится и что Он будет делать?


** В Атхарва-Веде, Верховная Личность говорит:

itotham krta sannyaso'vatarisyami sa-guno nirvedo
niskamo bhu-girvanas tira-atho' lakanandayah kalau
catuh-sahasrabdhopari panca-sahasrabhyantare
gaura-varno dirghangah sarva-laksana-yukta isvara
prarthito nija-rasasvado bhakta-rupo misrakhyo
vidita-yogah syam

Я приду на землю по прошествии четырех тысяч лет Кали-юги, [kalau chatuh sahasrabdhopari] и до истечения пяти тысяч лет [pancha sahasra abhyantare].

Я приду за землю на берег Ганги, [tira-sthah alakanandayah]. Я буду высоким святым брахманом преданным. У меня будут все благоприятные признаки возвышенной личности [dirghangah sarva-laksana-yuktah].

Я буду демонстрировать отреченность. У меня будут все благоприятные знаки. Я буду преданным, практикующим бхакти йогу. Я буду вкушать расу своего собственного преданного служения.


** В Сама-Веде Верховный Господь говорит:

tathaham krta sannyaso bhu-girvano 'vatarisye
tire'lakanandayah punah punah isvara-prarthitah sa-
parivaro niralambo nirdhuteh kali-kalmasa-kavalita-
janavalambanaya

Я приду на землю, сопровождаемый Моими спутниками, в месте у берега Ганги. Я приду для того, чтобы спасти людей, которые страдают и мучаются от грехов века Кали. Я проявлю себя как Авадхута Брахман Санньяси.


Как называется место, где появится Верховный Господь?


** Чхандогья Упанишада описывает место пришествия Верховного Господа Шри Кришны Чайтаньи.


Это объясняется Шрилой Бхактивинодом Тхакуром в Сабадвипа Дхама Махатмье (текст 5)

tan-madhye daharam saksan
mayapuram itiryate
tatra vesma bhagavatas
chaitanyasya paratmanah
tasmin yas tv antarakaso
hy antardvipah sa ucyate

В сердце духовного города, имеющего форму лотоса, находится Шри Майапур. Шридхам Майапур это божественное жилище Господа Чайтаньи, Верховной Личности Бога. В центре Майапура находится место, называемое Антардвип.

(Замечание: Необходимо сесть на местный поезд в "Кришна Нагар" от "Силдах Стейшн" в Калькутте. Через три часа путешествия на поезде, нужно сесть на автобус в Майапур, дорога займет около часа. Либо можно сесть на местный поезд из Хоураха в Навадвипу. Эти поезда ходят очень редко - 4-5 раз в день, поэтому лучше поехать через Силдах. От станции Навадвип надо ехать на рикше в "Гхат" (берег Ганги). Затем вы пересечете Гангу и достигните Майапура. Пол часа путешествия на моторной лодке обойдутся вам около 1-2 рупий.


Есть ли какие-либо другие важные упоминания в Ведах, описывающие появления или качества Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху?

** Шветашватара Упанишада (Гл. 6, текст 7) описывает качества Верховной Личности Бога, Господа Чайтаньи:

tam isvaranam paramam mahesvaram
tam devatanam paramam ca daivatam
patim patinam paramam parastad
vidama devam bhuvanesam idyam

"О Верховный Господь, ты Верховный Махешвара, почитаемое O Supreme Lord, you are the Supreme Mahesvara, the worshipable Божество всех полубогов и Верховный Господь всех Богов. Ты контролер всех контролеров, Личность Бога, Господь всего достойного почитания."


** Шветашватара Упанишада Гл. 3 текст 12, 14

mahan prabhur vai purusah
sattvasyaisa pravartakah
sunirmalam imam praptim
isano jyotir avyayah

"Верховная Личность Бога - это Махапрабху, распространяющий трансцендентное просвещение. Даже быть в пределах досягаемости от Него означает быть в контакте с неразрушимым брахмаджьоти. "


** Шри Чайтанья Упанишада (Чайтаньопанишад), текст 5:

jahnavi-tire navadvipe golokakhye dhamni govindo
dvi-bhujo gaurah sarvatma maha-puruso mahatma
maha-yogi tri-gunatitah sattva-rupo bhaktim loke
kasyatiti. tad ete sloka bhavanti

"Верховная Личность Бога, Говинда, верховный наслаждающийся, чья форма трансцендентна, которого не затрагивают три гуны материальной природы и который является всепроникающей Сверхдушой, пребывающей в сердцах всех живых существ, вновь появится в Кали-югу. Появившись как величайший преданный, Верховная Личность Бога примет двурукую форму золотого облика в своей обители на Голоке Вриндавана, проявленной на берегу Ганги в Навадвипе. Он будет распространять чистое преданное служение в мире. Эта инкарнация Господа описывается в следующих стихах."


Какого цвета будет Господь, который придет в Кали-югу и что Он будет делать?


** Шри Чайтанья Упанишада текст text 6:

eko devah sarva-rupi mahatma
gauro rakta syamala-sveta-rupah
chaitanyatma sa vai chaitanya-saktir
bhaktakaro bhakti-do bhakh-vedyah

"Верховная Личность Бога - управляющий всеми трансцендентными энергиями, которого можно познать только с помощью преданного служения [bhakti vedyah] появляется в бесчисленных трансцендентных формах. Он приходил в красном, белом и черном обликах [gauro rakta syamala sveta rupah] и Он также придет в золотом облике Шри Чайтаньи Махапрабху. Он будет играть роль идеального преданного [bhakta akarah] и Он будет учить обусловленные души пути чистого преданного служения [bhakti dah].


Какова природа Господа Чайтаньи и как можно Его понять?

** Чайтанья Упанишада. Текст7:

namo vedanta vedyaya
krmaya paramatmane
sarva chaitanya rupaya
chaitanyaya namo namah

Я предлагаю свои почтительные поклоны Тому, Кто описывается в Веданте [namo vedanta vedyaya], Кто является Господом Кришной [Krishnaya], Сверхдушой [paramatmane], чья форма полностью трансцендентна и всезнающа [sarva-chaitanya-rupaya]. Мы предлагаем свои смиренные поклоны снова и снова [chaitanyaya namo namah].


Каковы результаты понимания божественного положения Шри Чайтаньи Махапрабху?


** Шри Чайтанья Упанишада. Текст 8:

vedanta vedyam purusam puranam
chaitanyatmanam visva-yonim mahantam
tam eva viditva' mrtyum eti
nanyah pantha vidyatetyanaya

"Знание Того, кто является объектом знания в Упанишадах, древнейшей личностью, воплощением сознания, источником мироздания и величайшим из всех, приводит к преодолению смерти. Нет иного пути это сделать."


Что будет делать Шри Чайтанья Махапрабху в этой инкарнации?


** Шри Чайтанья-Упанишада.Текст9:

sva-nama mula-mantrena sarvam hladayati vibhuh

Верховный могущественный [vibhuh] Господь Шри Кришна Чайтанья придет в Своем золотом облике и наполнит вселенную блаженством [hladayati] воспеванием Своих собственных святых имен [sva-nama-mula-mantrena].


Какую мантру будет повторять эта юга аватара?


** Шри Чайтанья Упанишада. Тест 10.

sa eva mula-mantra japati harir iti krishna iti rama iti

Шри Кришна Чайтанья будет повторять маха-мантру составленную из божественных имен Хари, Кришна и Рама, а именно:

Hare Krishna Hare Krishna
Krishna Krishna Hare Hare
Hare Rama Hare Rama
Rama Rama Hare Hare

(Замечание: произношение "Рама" - "рАма" или "рАм", а не "рАмА" как часто неправильно произносят)


Приходит ли Господь Чайтанья в каждый из дней Господа Брахмы? Как изначальная Личность Бога, Господь Шри Кришна появляется один раз в каждый из дней Господа Брахмы.


** Ответ: Шрила Прабхупада однажды объяснял в Мельбурне в Австралии в ответ на вопрос о том, сколько пройдет времени перед новым приходом Господа Кришны на эту планету в своей личной форме: через 8 биллионов, 600 миллионов лет.

Преданный:Сколько пройдет времени, вы говорите, перед новым приходом Кришны на эту планету в Своей физической форме?

Шрила Прабхупада:Давайте, посчитаем, Я уже давал продолжительность одного дня, двенадцати часов Брахмы, что составляет 4,300,000 лет, умноженные на одну тысячу… восемь биллионов.


Преданный (2): 600,000,000.

Шрила Прабхупада: Итак, Кришна приходит по истечении этого времени в один день Брахма, Он приходит по прошествии одного дня Брахмы.


Преданный: Шрила Прабхупада, приходит ли также и Господь Чайтанья Махапрабху в каждый день Брахмы?


Шрила Прабхупада:Да, следуя за Кришной. Кришна приходит в Двапара-югу. Есть четыре юги: Сатва, Трета, Двапара, Кали. Итак, Кришна приходит в конце Двапара- юги, А Чайтанья Махапрабху приходит в Кали-югу, почти что в тот же год, тот же кругооборот. Подобным образом Кришна приходит вновь в эту вселенную через столько лет - 8 биллионов лет. Затем Он идет в другую вселенную…

[Мельбурн Австралия. 22-е мая 1975.]


Предсказывала ли Шримад-Бхагаватам (Бхагавата-Пурана), превосходящая всю ведическую литературу, приход Господа Чайтаньи Махапрабху?

** В седьмой песни Шримад-Бхагаватам,Прахлада Махарадж прямо намекает на тайную природу явления Верховного Господа. Так как Верховный Господь также называется Три-юга или тот, кто приходит только в три юги (сатья, двапара и трета) , иногда говорят, что Он приходит в скрытой форме в век Кали.

channah kalau yad abhavas tri-yugo'tha sa tvam

(Шримад Бхагаватам 7.9.38)


Есть ли кроме указанных выше другие прямые свидетельства в Шримад Бхагаватам?


** В десятой Песни Шримад Бхагаватам, в восьмой главе Гаргамуни семейный священник Нанды Махараджа объясняет, что юный мальчик Шри Кришна имеет разные цвета - белый, красный и желтый - когда приходит в Своих трансцендентных формах в разные эпохи. В настоящем воплощении Кришна пришел черным.

asan varnas trayo hy asya grhnatotnvyugam tanuh
suklo raktas tatha pita idanim krmatam gatah

(Шримад-Бхагаватам 10.8.13)

Шрила Кришна дас Кавирадж Госвами, знаменитый автор Шри Чайтанья-чаритамриты, объясняет, что три цвета - белый, красный и желтый - это три телесных цвета, которые принимает Верховный Господь в эпохи Сатья, Трета и Кали, соответственно.

sukla rakta pita-varna ei tina dyuti
satya-treta-kali-kale dharena sri-pati

Бхагаватам объясняет в беседе между Карабхаджаном Муни и царем Ними, что в Двапара-югу Верховный Господь, Личность Бога появляется в черноватом облике, [dvapare bhagavan syamah]. Он облачен в желтые одежды и носит собственные оружия [pita-vasa-nija-ayudhah]. Он прекрасен, на нем знак Шриватсы и драгоценный камень Каустубха [sri vatsa-adibhih ankais ca laksanaih]. Это подлинное описание его характерных черт [upalaksitah].

Великий святой продолжает давать свои наставления царю Ними, говоря о том, что в целом люди в Двапара-югу поклонялись Господу Вселенной [iti dvapara urvisam stuvanti jagad isvaram]. В век Кали они поклонялись Верховной Личности, следуя писаниям [tantra vidhana].

krishna varnam tvisakrmam sangopangastra parsadam
yajnaih sankirtana prayair yajanti hi sumedhasah

(Шримад-Бхагаватам 11.5.32)

"В век Кали разумные люди совершают совместное воспевание, чтобы почтить воплощение Господа, которое постоянно поет Святое Имя Кришны. Хотя его облик не черноватый, он Сам Кришна. Он сопровождается своими спутниками, слугами, оружием тайными компаньонами".


Как эта строфа связана с приходом Господа Чайтаньи, если в ней точно не указано Его имя?


** Подобно тому, как в священных писаниях описаны признаки и характеристики различных предыдущих воплощений, также описаны признаки появления Господа Чайтаньи Махапрабху.


Кришна-варнам означает, что Он принадлежит к категории Кришна. Кришна-варнам также означает того, кто постоянно повторяет или воспевает имя Кришны. Главным занятием Шри Чайтаньи Махапрабху было воспевание святого имени Кришны. Поэтому слова Кришна-Варнам и Кришна Чайтанья являются эквивалентными.


Шрила Кришна дас Кавирадж Госвами разъяснил два значения словосочетания Кришна-варнам:

krishna ei dui varna sadayanra mukhe
athava krmake h'nho varne nija sukhe

Господь Чайтанья Махапрабху всегда поет два слога Криш и на [Krishna ei dui varna sada yanra mukhe], или Он постоянно вкушает великое трансцендентное блаженство, описывая Господа Кришну [athava krmake tinho varne nija-sukhe].


Имеется ли какой-либо намек или трактовка его телесных признаков?


Его телесный облик не черный [tvisa akrishnam]. Господь Чайтанья появился в очень светлом, подобном золоту облике. Его облик был желтым [akrma-varane kahe pita-varana]. Шри Чайтанья Махапрабху очень прекрасен.


Шри Чайтанья Махапрабху часто описывается как Гаурасундара. Гаура означает светлый, чистый, а Сундар означает прекрасный. Его также называют Гауранга - тот, кто имеет очень светлый, чистый облик.

Указывает на божественные признаки явления Шримана Махапрабху. - student2.ru

«В Кали-югу разумные живые существа заняты воспеванием Святого Имени Бога и поклоняются воплощению Господа, постоянно повторяющего Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Хотя Его кожа не темного цвета, а золотистого, Он — сам Кришна, который приходит в сопровождении Своих спутников, слуг, приближенных друзей и обладает оружием» («Шримад-Бхагаватам», 11.5.32).

Приложение 2. Экспертное заключение об ИСККОН.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вероучение, социальная ориентация и религиозная практика Общества сознания Кришны (ОСК)

ВВЕДЕНИЕ

Всякая религия как социальный феномен основывается на коллективной иррациональной вере в возможность реального взаимодействия «посюстороннего» человека с «потусторонним» невидимым миром — миром богов, демонов, духов.

Для нерелигиозного человека, особенно воспитанного в рациональной культуре, поведение верующего или группы верующих во время богослужения, коллективных и индивидуальных молитв, основанных на вере в реальное присутствие и воздействие невидимых существ и в актуальный контакт с ними, может выглядеть как нечто ненормальное. Тем не менее, религия и религиозность сопутствуют человечеству изначально, являясь специфическим, но реальным социальным феноменом, присущим любой цивилизации, и потому возникает необходимость научно установить рамки социальной феноменальности религии, отделив естественное, природное, «нормальное» от спекулятивного и патологического.

Необходимость установления «методом исключения» границ социальной феноменологии религии особенно важна сегодня, и не только в России, поскольку во всем современном обществе вследствие научно-техническою прогресса, торжества визуальных, электронных средств массовой информации и коммуникации произошли качественные изменения и в массовом восприятии религии: приходской храм, бывший центром духовной жизни села, и церковный амвон, фокусировавший ранее внимание верующих на всех мировоззренческих вопросах, во многом потеснены телевидением, имеющим свои специфические особенности в подаче информации и всемирный охват. Церковные предания и жития святых, бывшие в средневековье единственным источником духовной информации, в современную эпоху потеснены телесериалами, активно использующими механизм психического утешения, и потому сегодня социальный базис церковной проповеди сузился до примерно 10% «практикующих» верующих.

В то же время ряд социально-религиозных компонентов сохранился, но в модернизированном, трансформированном виде: появились новые формы общности верующих, новые способы общения верующих между собой, качественно новые способы совершения ритуалов и индивидуальной медитации.

Необходимо дать рамочное определение религии, т.е. объективно установить границы, отличающие традиционно-религиозное, известное обществу, от патологического и от псевдо-религиозного.

Наиболее объективным представляется следующий подход. Нужно взять за основу: 1) социальные признаки религии, признанные международным правом в качестве характеристик права на свободу мысли, совести и религии как одного из основных прав человека на убеждения и их выражение в обществе; 2) внутренние, имманентные компоненты религии как присущие де-факто любым формам религиозности — в рамках установившейся в обществе «нормальности» — то есть в рамках соблюдения общего законодательства, регулирующего вопросы охраны здоровья и прав граждан. Сочетание двух этих фундаментальных компонентов позволит, по крайней мере, ответить на вопрос: что не может и не должно считаться религией?

Исходя из этого, естественно выделяются: 1) социологический аспект и 2) сравнительно-религоведческий аспект, которые и взяты за основу в настоящем Заключении.

УЧЕНИЕ И ПРАКТИКА

ОБЩЕСТВА СОЗНАНИЯ КРИШНЫ

Учение

Индуизм, будучи древнейшей из живых религий, не имеет единого основателя. Самые ранние священные книги индуизма (Веды) датируются не позднее, чем началом II тыс. до н. э. Особенность индуизма в том, что на протяжении всей своей истории он существовал как совокупность множества относительно самостоятельных религиозных групп. Исследователи классифицируют их на основании преимущественного поклонения либо Богу Вишну, либо Богу Шиве, либо Богине Дэви. Индуистские же теологические школы, как правило, выводят различные божества из единого надвселенского духовного Начала, толкуя их как разные Его аспекты.

В условиях обилия религиозных групп главным критерием их ортодоксальности в Индии является признание последователями авторитета свода священных книг, наличие храмов и особой группы священнослужителей, преемственность в передаче религиозного знания от духовного наставника к ученику и соблюдение ряда поведенческих предписаний и запретов, которые разнятся в зависимости от того, к какой возрастной, половой и социальной категории принадлежит данное лицо. Следует подчеркнуть, что в религиозно-мировоззренческом отношении для индуизма характерна большая свобода. Новые интерпретации сюжетов и положений священных книг не только не возбранялись, но вызывали у религиозных деятелей интерес и уважение.

Со второй половины 1 тыс. н. э. ведущей линией в толковании священных текстов становятся монотеизм и утверждение первостепенности личностных отношений между Богом и верующим. Эта линия и соответствующие религиозные группы индуизма в целом получили название бхакти (в отличие, например, от групп, где акцент делается на сугубо мистической практике и слиянии с надвселенским Абсолютом). Большинство групп бхакти связаны с почитанием Вишну.

Представляемая бхакти монотеистическая и личностная струя, по мнению исследователей, еще больше усилилась после знакомства индийцев с христианством и исламом.

Отношения вишнуизма и христианства имеют продолжительную историю. Вторжение англичан в Индию сопровождалось активной деятельностью христианских миссионеров. Примерно в то же время стала формироваться и индология как наука. Примечательно, что большинство первых индологов — а многие из них были профессиональными миссионерами — рассматривали индуизм с конфессиональной предвзятостью, стремясь использовать науку для критики индуизма и обращения индусов в свою веру. Вместе с тем некоторые — к примеру, Хопкинс — отмечали, что «желающие опровергнуть доктрины индуизма должны обладать недюжинными способностями к логике и глубокими познаниями, а не обладающему этими качествами миссионеру лучше оставить местных богословов в покое».

Во второй половине 19 века многие выдающиеся западные ученые, заметив параллели между культом Кришны и христианством, пришли к выводу, что повествования о Кришне и сама доктрина преданности (бхакти) заимствованы из христианства. Этой точки зрения в той или иной степени придерживались даже такие выдающиеся индологи, как Вебер, Хопкинс, Кеннеди, Макникол.

Взаимодействие с западной цивилизацией побудило и индийских исследователей критически изучать индуизм. Последовали труды, анализирующие корни индуизма, среди них и изданный в 1920 году трактат проф. Х. Райчаудхури «Материалы по изучению ранней истории вишнуизма» («Materials for the Study of the Early History of the Vaisnava Sect», by Hemchandra Raychaudhuri, first publication — University of Calcutta, 1920, second — Oriental Books Reprint Corporation, New Delhi, 1975), в котором он, обобщив известные науке данные, показал несостоятельность теории происхождения Кришна-бхакти от христианства. Его аргументация в целом была признана, и с тех пор в науке установилось мнение о том, что доктрины и повествования, связанные с культом Кришны, не обнаруживают следов влияния христианства.

Из всех индуистских групп наиболее близко к авраамической традиции (иудаизму, христианству и исламу) именно вишнуитское бхакти, к которому, в частности, относится и Общество сознания Кришны. Именно этим практически все эксперты и объясняют значительную популярность Общества сознания Кришны за пределами Индии по сравнению с другими течениями, акцентирующими магизм или йогические упражнения.

Признавая, в соответствии с ортодоксальной индуистской традицией, авторитет всех основных священных писаний древней Индии: Вед, брахман, араньяк, упанишад, а также пуран и итихас, последователи Общества сознания Кришны основное внимание уделяют тем из них, где подчеркивается монотеизм и примат любви к Богу (бхакти), а именно — Бхагавад-гите и Бхагавата-пуране. Бхагавад-гита (БГ), по мнению большинства ученых, датируется 3-2 в.в. до н. э., и из всех священных индийских книг пользуется наибольшей популярностью и самым широким признанием. Бхагавата-пурана (БП), произведение несколько более позднее, также весьма почитаемо во всей Индии и в сознании многих стоит наравне с великими эпосами Махабхаратой и Рамаяной.

Окончательно вероучение, исповедуемое ныне Обществом сознания Кришны, сложилось к XVI веку и записано в философских и богословских трудах ближайших последователей великого религиозного реформатора средневековой Индии, проповедника бхакти, Шри Чайтаньи (1486-1534гг.) Это учение получило название гаудия-вишнуизма (бенгальского вишнуизма). В нем монотеистические положения БГ и БП получили дальнейшее развитие и углубление.

В соответствии с учением бенгальского вишнуизма. Бог является Высшей Абсолютной Истиной. Выделяются три основных аспекта Бога, или Абсолютной Истины: Брахман — единая, неделимая, безличная основа мироздания; всепронизывающий, вездесущий и всеведущий Дух — Параматман, в виде которого Бог пребывает в сердце каждого живого существа; и личностная ипостась Бога — Бхагаван, которая в бенгальском вишнуизме считается наивысшей. Концепция трех ипостасей единого Бога отдаленно напоминает христианскую Троицу, хотя и сформировалась независимо от нее.

В личностной ипостаси Бога наиболее полно проявлены все Его качества. Он активно вмешивается в дела этого мира, отвечает на молитвы верующих, приходит им на помощь, и в то же время в своем трансцендентном бытии Он всегда пребывает вне материального времени и пространства. Именно концепция Бога-личности позволяет постулировать существование многообразных Его энергий. Внутренняя (или высшая, духовная) энергия строит духовный мир, царство Бога. Внешняя (низшая, материальная) энергия (майя) используется для сотворения материального мира, а пограничная энергия, занимающая промежуточное положение, — это души, живые существа, населяющие духовный и материальный миры.

Бхагаван, личностный Бог, проявляет Себя в бесконечном многообразии форм и воплощений, которые представляют собой различные аспекты Его личности. Различные формы и проявления Господа носят различные имена, главными из которых для вишнуитов являются Вишну («Вездесущий»), и Кришна («Всепривлекающий»). В отличие от некоторых других школ вишнуизма, в бенгальском вишнуизме Кришна считается главным и изначальным проявлением Бога.

Когда Господь воплощается в материальной Вселенной, Его воплощение называется аватарой. Следует подчеркнуть, что, даже приходя в материальный мир. Бог остается Богом и не попадает под влияние низшей материальной энергии. Цель воплощения Бога в материальном мире - привлечь к Себе души, томящиеся в нем, и указать им путь спасения.

Материальный мир зависит от Бога в том смысле, что не может существовать без Него, так же, как отражение солнца не может существовать без солнца. Кроме того, материальная энергия, будучи бесчувственной и лишенной сознания, приводится в движение Богом и действует только благодаря тому, что Он заряжает ее энергией сознания (в виде индивидуальных живых существ). Однако материальная энергия создает иллюзию независимости своего существования, и таким образом живые существа могут возомнить себя независимыми от Бога. Материальный мир мыслится как искаженное отражение изначального вечного духовного мира.

Пограничная энергия Бога, энергия индивидуальных душ, так же как и материальная, зависима в своем существовании от Него, однако наделена сознанием. Индивидуальные души — дживы, будучи вечными частицами Бога, по своим качествам подобны Ему. Их бесконечное множество, и все они по природе созданы для того, чтобы служить Бхагавану — Богу. Служение должно быть основано на свободе и любви, а не являться подневольным, поэтому все дживы наделены свободой воли. Предоставленная им свобода воли заключается в том, что каждая душа вольна выбирать, чего она хочет: служить Богу в согласии со своей природой, или наслаждаться материальным началом. Отворачиваясь от Бога, вечная душа попадает в рабство мира, которое проявляется прежде всего в том, что она получает материальное тело, обрекающее ее на рождение, болезни, старость и смерть.

Постоянные рождения живых существ в материальном мире составляют основу феномена реинкарнации, или переселения души. Вишнуиты, опираясь на авторитет пуран, считают, что души в материальной Вселенной эволюционируют, последовательно воплощаясь в более и более развитых телах. Кульминацией эволюционного процесса души является ее воплощение в теле человека. Выбор служения Богу постепенно приводит душу к освобождению из пут материального мира и возвращению в свое естественное состояние в духовном мире. Единственным средством достижения перманентного освобождения является бхакти — любовное служение. Однако высшей целью жизни, превосходящей даже освобождение, считается према — безграничная любовь. В этом состоянии душа настолько предана Богу, что ее не беспокоит даже, удастся ей достигнуть освобождения или придется перерождаться.

На основе этих богословских концепций построена и этика бенгальских бхактов-кришнаитов. Праведными качествами считаются те, которые способствуют приближению души к Богу (правдивость, милосердие, самообладание, внутренняя и внешняя чистота, воздержание от насилия, всепрощение, чувство долга), а греховными — те, которые отдаляют душу от Бога и погружают в круговорот материальной жизни (лживость, стяжательство, гордыня, грубость, похоть, невежество, причинение вреда другим, уклонение от выполнения долга). Предполагается, что бхакт, сознающий свою духовную природу вечной частицы Бога, видит ту же природу и в других; таким образом, его любовь к Богу распространяется и на всех окружающих. Отличительной чертой бенгальского бхакти, выделяющей его на фоне многих других течений индуизма, является утверждение превосходства самоотверженной любви и служения над достижением личного спасения. Поэтому последователи гаудия-вишнуизма готовы вынести всевозможные страдания ради спасения других.

Отсюда, видимо, проистекает и неоднократно проявившая себя готовность последователей Общества сознания Кришны приходить на помощь нищим и обездоленным, в первую очередь в местах стихийных бедствий и военных конфликтов. Таким образом, продолжается традиция массовой раздачи вегетарианской пищи, начатая Чайтаньей и его последователями в XVI веке. Корни этой традиции восходят к Бхагавад-гите (17.13), в которой религиозные действа, не сопровождающиеся раздачей пищи, объявляются невежественными, не приносящими блага. Соответственно, и Бхактиведанта Свами, основатель Общества сознания Кришны, придавал большое значение благотворительности, указав своим последователям, что вокруг храмов Общества сознания Кришны не должно быть голодных.

Ритуальная практика

Ритуальная практика последователей Общества сознания Кришны традиционна и мало чем отличается от практики других школ вишнуитского бхакти. Она складывается из повторения и пения гимнов (мантр), поклонения скульптурным изображениям Вишну-Кришны в различных Его проявлениях, а также культа святых, наиболее выдающихся гуру (учителей), проведения ягьи (огненных жертвоприношений), самскар (бытовых обрядов) и т.д. Основы практики изложены в Вайшнава-агамах (датируются началом нашей эры), в которых кодифицирована ритуальная и культовая практика вишнуизма.

Вишнуизм (и особенно бенгальское бхакти) всегда отличался либерализмом, открытостью и неприятием предрассудков кастовой системы. В вишнуитских текстах сказано, что каждый человек, независимо от своего происхождения, может получить доступ к ритуальной деятельности при условии, что он обладает искренней верой в Бога, достиг определенной степени внутренней и внешней чистоты и прошел через соответствующее посвящение.

Ритуальная практика последователей Общества сознания Кришны имеет несколько ступеней посвящения. Первое посвящение дается кандидатам, которые, как минимум, полтора года соблюдают (и намерены соблюдать всю жизнь) так называемые регулирующие принципы, традиционные для вишнуитов. Их четыре: не употреблять в пищу мясо, рыбу, яйца (однако рекомендуется употребление молока и молочных продуктов); не употреблять никаких наркотиков и одурманивающих средств (включая даже такие слабые, как чай, кофе и сигареты); не вступать в половые отношения вне брака; не участвовать в азартных играх. Посвящение может дать только духовный учитель, гуру, получивший этот сан либо от своего духовного учителя, либо от духовных братьев, обладающих этим саном. В настоящее время в Международном обществе сознания Кришны около пятидесяти человек, непосредственных учеников Бхактиведанты Свами, имеют сан духовного учителя.

Другим обязательным требованием для получения посвящения является индивидуальное повторение на четках вишнуитской молитвы-мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, которая представляет собой обращение к Господу посредством произнесения Его имен.

Каждый готовящийся к посвящению должен повторять ежедневно 16 кругов мантры Харе Кришна на четках, состоящих из 108 бусин, что занимает 1,5-2 часа. Эта мантра-молитва, называемая «великой мантрой», приводится в некоторых ортодоксальных священных писаниях, в частности, в Упанишадах. Практика повторения мантр на четках имеет очень древнее происхождение и является неизменным элементом духовной практики всех школ вишнуизма, и даже шире, практически всех течений индуизма.

Другая, не менее традиционная, форма ритуальной практики —совместное пение мантр, так называемый киртан. Киртан, хотя и является основной отличительной чертой бенгальского вишнуизма, как форма поклонения также широко распространен во многих штатах Индии, прежде всего в Махараштре, Ассаме, Ориссе, Тамилнаде и Манипуре.

Второе посвящение — традиционная церемония надевания священного шнура, дается далеко не каждому. Для того, чтобы получить это посвящение, необходимо обладать довольно глубокими познаниями в философии и теологии, проверяемыми специальными тестами. Получение второго посвящения возводит человека в ранг священнослужителя —брахмана — и формально позволяет ему проводить обряды, поклоняться на алтаре в храме и проч.

Третье посвящение, возведение в монашеский сан саньяси, является уделом и привилегией лишь очень немногих и дается с очень большой разборчивостью. Саньяси дает обет целомудрия и отречения от мира. Традиционно титул саньяси принимали люди, возглавлявшие духовные организации — матхи.

Храмовое поклонение последователей Общества сознания Кришны строится на тех же принципах, что и поклонение во всех традиционных вишнуитских храмах. В основе поклонения лежит представление о том, что арча (скульптурное изображение Бога) является одним из Его проявлений в этом мире. По представлениям вишнуитов. Господь по Своей милости приходит в этот мир в образе арчи и принимает поклонение верующих. Специальный ритуал установления арчи (Божества) одухотворяет арчу и делает ее объектом поклонения. Это поклонение является неотъемлемой частью регламентированного служения Богу (садхана-бхакти).

Стандарты храмового поклонения могут несколько отличаться в различных храмах, но основные элементы всегда остаются неизменными. Храмовое поклонение, как правило, состоит из шести ежедневных служб, первая из которых начинается до восхода солнца, около 4.30 утра, а последняя заканчивается около 21.00. Оно включает в себя также освящение на алтаре пищи. Процедура поклонения арче имеет пять аспектов и состоит из подготовительных очистительных обрядов, подготовки атрибутов поклонения, медитации и повторения специальных мантр (молитв), непосредственно самого поклонения и, наконец, изучения священных писаний в более широком контексте храмового служения. Все эти довольно сложные ритуальные процедуры подробно описаны в специальном руководстве, изданном Обществом, «Паньчаратра-прадипе».

В отношении индивидуальной молитвенной практики следует отметить, что многократные повторы молитв характерны для большинства религий и не могут сами по себе рассматриваться в качестве средства гипноза. Формула «Харе, Кришна!» («Радуйся, Кришна!») повторяется многократно в течение дня, как и «Аве, Мария!» («Радуйся, Мария!») у католиков или ее славянский перевод: «Богородице Дево, радуйся!» — у православных. В православном и католическом монашестве благочестивым считается непрестанное (несколько сот раз в день, а как идеал — непрерывно, даже во сне и во время разговора с другими людьми) повторение Иисусовой молитвы, а также и ряда других молитв.

Для верующих-кришнаитов, исповедующих последовательный монотеизм, характерно обращение лишь к Верховному Господу в некоторых из его ипостасей, а также к его приб<

Наши рекомендации