Шри чайтаньи махапрабху

Комментарий первого стиха Шрилы Бхактивиноды Тхакура:

Чето-дарпана-марджанам – означает, что повторение Харинамы уничтожает все анартхи. У обусловленной души, сознание или "зеркало сердца" покрыто толстым слоем пыли в форме самскар (впечатлений в уме от действий, сделанных в предыдущих жизнях) и анартх (нежелательных материальных желаний, которые препятствуют прогрессу в бхакти-йоге). Повторение имен Кришны удаляет пыль и позволяет видеть чистую форму души и прекрасную трансцендентную форму Шьямасундары.

Бхава-маха-давагни нирвапанам – означает, что повторение устраняет все страдания и клеши (адхьятмика, адхибхаутика, адхидаивика); стадии греха (прарабдха, апрарабдха, кута и биджа); и авидью (невежество).

Шреях-каирава-чандрика-витаранам – означает, что в жизни начинает проявляться все благоприятное. Подобно белому лотосу (каирава), расцветающему под лучами луны (чандрика), цветок удачи раскрывается в сердце, освещенном успокаивающими лучами святого имени.

Видья-вадху-дживанам – означает, что знание (видья) – это махабхава Шримати Радхики, которая является верховной вадху (супругой или женой) Кришны. Дживанам (жизнь и душа) Радхики – один лишь Кришна. Поэтому имя Кришны, неотличное от Кришны, описывается как видья-вадху-дживанам.

Анандамбудхи-вардханам – означает, что когда крошечная джива принимает прибежище у Ананта Кришны, она погружается в постоянно увеличивающийся (вардханам) безграничный океан блаженства (анандамбудхи)

Прати-падам-пурнамртасваданам – означает, что милостью внутренней энергии Кришны (сварупа шакти), энергия наслаждения Господа (хладини шакти) входит в сердце дживы, чтобы увеличить океан премы Кришны безграничными волнами наслаждения. На каждом шагу (прати-падам) джива во всей полноте ощущает вкус (пурнамртасваданам) нектарной сева-расы: сакхьи, ватсальи, и мадхурьи.

Сарватма-снапанам – означает, что повторение святых имен Кришны полностью очищает (снапанам) дживу от всех себялюбивых желаний эгоистического удовольствия (сарватма). Повторение святых имен Кришны полностью омывает живое существо как внутренне, так и внешне, очищая и успокаивая. В таком состоянии высшей чистоты, джива, теперь наполненная безупречной премой, становится поглощенной процессом доставления блаженства Кришне.

Парам виджаяте шри кришна санкиртанам – означает, что повторение святых имен Шри Кришны одержит полную победу, особенно в раскрытии очаровывающих любовных игр Радхи-Говинды (према вичитра-лила).

Описывая семь превосходных свойств харинамы, первая шлока Шикшаштаки углубляет понимание замечательных качеств святого имени. По этой причине Бхактивинода Тхакур связывает этот стих со шраддхой (верой), начальной стадией бхакти.

Второй стих Шикшаштаки: Вторая шлока Шикшаштаки обращается к последующим трем стадиям бхакти: садху-санге, бхаджана-крийе, анартха-нивритти.

Третий стих: Когда сердце очищено от всех ненужных желаний, человек достигает стадии ништхи (устойчивой веры), на которой он служит Кришне с постоянством. На этой стадии сердце начинает излучать смирение, и ее признаки изложены в этой шлоке.

Четвертый стих: Четвертая шлока описывает признаки человека, обладающего нама-ручи: Он не проявляет интерес к женщинам, богатству, известности, последователям или получению выгоды.

Пятый стих: На стадии ручи, упомянутой в четвертой шлоке, привязанность человека вскармливается различными ветвями бхакти (шраванам, киртанам и арчанам). По мере прогресса в преданности, привязанность человека становится сфокусированной непосредственно на Кришне, наиболее желанной личности. Чувствуя себя воистину подавленным, живое существо всецело идентифицирует себя как служанку и с тревогой плачет, взывая к милости своего Господина и повелителя, Шри Нанданандану. Это стадия глубокой привязанности или асакти, описанная в пятой шлоке.

Шестой стих: Когда садхака достигает шестой стадии, он поднимается на уровень бхавы. Теперь в ходе совершения преданного служении, его сердце размягчается различными трансцендентными эмоциями (бхавами), которые вызывают экстатические телесные изменения, известные как саттвика-вибхавы. Этот стих описывает три саттвика-вибхавы из восьми: слезы, сдавленный голос и встающие дыбом волосы на теле.

Седьмой стих: Према определяется как сконцентрированная в высшей степени любовь к Кришне, которая полностью растапливает и размягчает сердце; она наделена глубоким чувством собственности (мамата) по отношению к Господу. На этой стадии преданности, живое существо поклоняется Кришне в настроении разлуки (випраламбха-бхава). Враджа-гопи, и особенно Шримати Радхика, наслаждаются величайшим любовным экстазом в разлуке. Седьмая шлока описывает интенсивность Их чувств в випраламбха-бхаве.

Восьмой стих: Восьмой стих описывает стадию према-бхакти, на которой живое существо полностью понимает свои вечные любовные отношения с Кришной. Крепко обнимая Бога в своем сердце, преданный испытывает самбхогу или совершенное наслаждение в непосредственном общении с Кришной. Преданный теперь полностью зависит от воли Кришны. Следуя за настроением Шримати Радхики, выраженным в этой шлоке, преданный молится Господу своей жизни с абсолютной покорностью.


Этикет вайшнава

Цель: Внушить аудитории необходимость развития качеств и поведения вайшнава.

Задачи:

1) В конце урока участники согласятся быть более сосредоточенными на развитии этих качеств.

2) Они поделятся тем, как они собираются осуществлять эти идеалы в действии.

Критерии: Участники раскроют свои мысли в ходе групповых обсуждений.

Условие: Каждого члена будут просить участвовать.

Подготовка: Сделайте копии отрывка, приведенного в конце семинара по “Этикету отношений”, для раздачи участникам.

Схема урока

Что Кто Вспомогательные средства Продолжительность
Мозговой штурм Весь класс Школьная доска 10 минут
Чтение Куратор/любой, кто может хорошо читать Отрывок 10 минут
Лекция Куратор Лекционные плакаты с рейкой 40 минут
Ролевая игра Два добровольца --------------------- 10 минут
Групповое обсуждение Весь класс Ручки и бумага для групп 15 минут
Чтение вслух отчетов групп Лидеры групп ------------------- 10 минут
Подведение итогов Куратор --------------------- 15 минут
Раздача копий отрывка по “Этикету отношений”, приведенного в конце этого семинара, после зачитывания выдержек из отрывка. 15 минут

План урока:

Мозговой штурм: Задайте им вопрос: "Кто такой вайшнав? Каковы его качества?"

Добавьте пункты, которые не освещены.

Чтение: Прочитайте вслух следующий отрывок, который описывает великого вайшнава.

Проверка теории состоит в ее практическом применении. Можно долго анализировать процесс бхакти, в то время как вера легко приходит, когда человек видит теорию в действии. Джайананда Прабху – один из таких преданных, который своим личным примером проиллюстрировал почти классическим образом процесс бхакти, от начала до конца. Когда он оставил тело 1 мая 1977, Шрила Прабхупада дал указание, чтобы день его ухода праздновался, как подобает отмечать уход великого вайшнава. Слушание об играх таких преданных в огромной степени укрепляет веру в процесс бхакти.

Биографические данные

*******************

Джим Кор был типично американским мальчиком – красивым, сильным, разумным, родившимся в семье, относящейся к верхнему слою среднего класса. Будучи хорошим студентом, он получил научную степень по машиностроению в университете штата Огайо. Однако несмотря на его внешние атрибуты успеха, он часто чувствовал себя несчастным, опустошенным и неудовлетворенным материальной концепцией жизни. Джим не вписывался в толпу высших слоев общества, поэтому было не очень удивительно, когда что он закончил свою карьеру водителем такси в Сан-Франциско. Хотя он и был интроспективной личностью, действительно религиозным он не был. Депрессия уже почти было довела его самоубийства, когда в 1967 году он случайно прочитал маленькую статью в газете Сан-Франциско об индийском Свами, который прибыл в район Залива, чтобы распространять повторение имен Бога. По какой-то причине статья зажигала в нем луч надежды. Он решил посетить лекцию индийского Свами.

В Бхагавад-гите (7.16) Кришна говорит: "Четыре вида благочестивых людей начинают совершать преданное служение Мне – попавшие в беду, желающие богатства, любознательные и ищущие знание об Абсолюте". Джим искал ответы, объясняющие материальные страдания, и в таком настроении он сделал первый шаг к своей судьбе.

Истоки

******************

Джим сразу же привлекся индийским Свами, который был ни кто иной, как Шрила Прабхупада, Ачарья-основатель ИСККОН. К тому моменту Шрила Прабхупада пробыл в США всего лишь год и был в процессе основания своей миссии по распространению сознания Кришны в западном мире. Джим начал регулярно посещать утренние лекции Шрилы Прабхупады по Бхагаватам. Иногда он был единственным гостем, слушающим утреннюю лекцию. Скоро он очень сильно привязался к Шриле Прабхупаде и его учению. Прабхупада отвечал ему взаимной любовью и иногда лично готовил для Джима прасад и подавал его. Вскоре Шрила Прабхупада принял Джима как своего ученика и инициировал, дав ему духовное имя Джайананда.

В Чайтанья-чаритамрите (Мадхья, 19.151) ЧайтаньяМахапрабху говорит: “… Из многих миллионов блуждающих живущих существ, тот, кто очень удачлив, милостью Кришны получает возможность общаться с истинным духовным учителем. Милостью Кришны и духовного учителя, такой человек получает семя ростка преданного служения". Таким образом, Джайананда получил семя преданности, по беспричинной милости Шрилы Прабхупады. Из наставлений и учения, представленного Шрилой Прабхупадой, он понял свои особые отношения с Кришной, с гуру, а также он понял, что есть надежный процесс, позволяющий установить эти взаимоотношения.

Влечение к сознанию Кришны

******************************************

Джайананда был полностью очарован сознанием Кришны. Каждое утро он поднимался до четырех часов, проводил небольшое арати, повторял свои круги джапы, читал и готовил прасад. Затем он шел на улицу продавать палочки благовоний. Он никогда не отклонялся от этого распорядка и был полностью счастлив, практикуя сознание Кришны.

Джайананда поклонялся прасаду. Когда немного прасада проливалось на пол, он слизывал его. Он любил готовить, есть, предлагать и раздавать прасад по-крупному. Он даже слово "прасад" произносил с такой большой любовью и преданностью, что это заставляло собеседника немедленно захотеть принять некоторое количество прасада.

Другим примером его привязанности к сознанию Кришны была его любовь к святому имени. Во время киртанов его всегда видели с энтузиазмом поющим и танцующим. Однажды, после упорной работы в течение десяти часов подряд, когда все остальные преданные с нетерпением ждали возможности отдохнуть, Джайананда с энтузиазмом запрыгнул в алтарную, чтобы провести киртан. Его джапа была очень интенсивной, очень сфокусированной, поскольку он стремился лично общаться с каждым слогом маха-мантры.

В "Бхакти-расамрита синдху" Шрила Рупа Госвами отмечает, что процесс садхана-бхакти начинается с небольшого количества веры (шраддхи). Эта вера затем превращается в желание общения с преданными (садху-сангу), а затем в бхаджана-крию (преданное служение).

Подобно этому, Джайананда, получив общение Шрилы Прабхупады и других преданных в храме, начал выполнять преданное служение согласно указаниям, которые он получал от своего духовного учителя. Поскольку он искренне совершал свою садхану, он очистился от материальных препятствий, мешающих преданному служению (анартха-нивритти), и начал проявлять привлекающие всех качества чистого преданного.

Смирение

**********

Смирение было безусловно самым видным, самым заметным качеством Джайананды. Каждого он рассматривал как старшего, даже новых преданных. Хотя его служение было великолепно, он никогда не хотел никакой славы. Он избегал похвалы как чумы. Преданные понимали, что, если они хотят сохранить общение с Джайанандой, им лучше не хвалить его. Его смирение было очень естественно, и он всегда находил что-то достойное похвалы, кроме себя. Даже притом, что он был старшим преданным, старше, чем большинство людей вокруг него, и в высшей степени квалифицированным, он был счастлив просто служить.

Однажды новичок, пришедший в храм, захотел сделать какое-нибудь служение, и его попросили помочь вынести мусор. Еженедельным вывозом мусора занимался Джайананда, который радостно принял небольшую помощь, оказанную молодым человеком. Позже, когда этот мальчик стал преданным, он вспоминал свои мысли в тот момент: “Если в этом храме мусорщики могут быть настолько блаженны, подумать только, что из себя представляют остальные преданные!”

ЧайтаньяМахапрабху в третьем стихе Шикшаштаки определяет квалификацию для безоскорбительного повторения: “Святое имя Бога можно повторить в смиренном настроении, считая себя ниже, чем солома на улице. Нужно быть более терпеливым, чем дерево, полностью освободиться от чувства ложного престижа, и быть готовым предложить все почтение другим. В таком настроении можно повторять святое имя Бога постоянно". Джайананда проиллюстрировал этот стих своим примером. Он был настолько скромен, что, просто пребывание в его обществе заставляло человека устыдиться своей гордости. Он был очень особенным, и все же никто не обращал на него никакого особого внимания. И ему это нравилось.

Отношение служения

*******************

Джайананда была экспертом во всем: кулинария, проповедь, поклонение Божеству, связи с общественностью, санкиртана, продажа благовоний, строительство и все остальное, что позволяло распространять сознание Кришны. Он был неутомимым работником, первым вставал утром и последним ложился спать вечером. Он всегда был чем-то занят – бежал за цветами, мыл посуду, чистил кухню или выносил мусор. Какое бы служение ему ни поручали, он всегда обеспечивал его выполнение, независимо от того, насколько он был занят или сколько личных трудностей он должен был вынести ради этого. Независимо от того, как тяжело он работал, он никогда не останавливался, чтобы подремать в течение дня. Казалось, он не знал усталости.

Много раз, когда Джайананда ходил на Беркли, чтобы распространить оставшийся прасад, сначала он организовывал команду, чтобы вымыть кухню, работая вдвое больше других, затем он передавал прасад, загрузил его в фургон, вез его на Беркли, организовывал там распространение, и пока все это продолжалось, он проводил киртан. Много лет спустя, он с готовностью принял положение водителя для путешествующей группы санкиртаны Радха Дамодара, работая бок о бок с брахмачари, которые были вдвое моложе его. Несмотря на свое продвинутое положение и старшинство, он никогда не просил ни о чем особом и с готовностью принимал незначительное положение по отношению к новым преданным.

В "Вишну-пуране", Шри Кришна сообщает Арджуне: "… Тот, кто утверждает, что является Моим преданным, на самом деле не является Моим преданным. Тот, кто утверждает, что является преданным моих преданных, в действительности является Моим преданным". Джайананда полностью проявил это качество. Он всегда стремился быть "дасанудаса", "слугой слуги". Но в нем не было никакого искусственного смирения. Материальное смирение относительно, оно зависит от качеств тех людей, на которых направлено. Джайананда обладал духовным смирением; оно было абсолютно, без принятия во внимание статуса или качеств людей, на которых оно было направлено. Он служил каждому и не ожидал служения в свой адрес.

Лекция: Вопросы, которые следует разобрать:

В идеале, вайшнав должен быть трансцендентен, с нулевым ложным эго, и всегда считать себя скромным слугой слуги слуг Кришны.

Ум –это сложный механизм. Обсудите различные аномалии в его функционировании:

Пример изображения молодой и старой женщины, используемого психологами, чтобы помочь выразить то, как люди привязаны к своим собственным парадигмам или образу мысли. Хотя рисунок содержит оба изображения – старухи и молодой девушки, они очень искусно нарисованы, делая очевидным только один портрет. Таким образом, Вы обнаружите людей, видящих только старуху или только молодую девушку. Очень редко находится человек, который может видеть оба лица!

Это показывает, что наш ум вводит нас в заблуждение при фактическом восприятии действительности. В зависимости от того, что хочет чувствовать ум, именно это он и будет чувствовать. Примеры этого в реальных ситуациях из жизни:

1) Мать или жена будут видеть субъект только в свете своих отношений. Они не могут видеть другие аспекты человека, например, его духовные достижения.

2) Иногда мы видим, что люди исключительно раздражительны по любому поводу. В их восприятии, каждый старается подавить их. Это происходит из-за обусловленности ума.

3) Мы выносим суждения о людях, основанные на их внешних аспектах, например, принимая во внимание место жительства, касту, пол, и т.д. При этом мы очень предвзяты в нашем мнении о них.

4) Часто у нас возникает определенная идея об идеальном поведении, основанная на наших культурных и социальных ценностях, к которым мы привыкли. Поэтому мы не в состоянии должным образом понять добрую волю других людей, но можем понять их неправильно. Например, очень выразительный человек может неправильно понять человека застенчивого и необщительного, или наоборот, кто-то, кто весьма сдержан, может сомневаться относительно искренности очень дружелюбного и открытого человека.

5) Родители иногда чувствуют, что, если их дети будут слушать преданных и станут сознавать Кришну, то они больше не будут их любить или заботиться о них.

Каким образом это создает проблемы? Ум, действуя на основе определенной гуны, может давать нам полностью неправильное изображение действительности.

Если мы находимся в гуне невежества, мы выходим из себя, когда преданные просят нас сделать много служения. Мы думаем, что они, так или иначе, эксплуатируют нас.

В гуне страсти, мы можем чувствовать себя весьма конкурентоспособными по отношению к людям. Мы можем чувствовать зависть к успехам других.

В гуне благости, мы можем быть не в состоянии признать чьи-то ошибки и исправить их. Мы можем быть слишком либеральны.

Что такое ум?

Ум походит на экран, затрудняющий нам реальное видение вещей, то есть, он мешает нам видеть все связанным с Кришной. Это походит на ношение очков с разноцветными стеклами. Мы начинаем видеть объекты окрашенными. Ум получает эти характеристики на основании нашей прошлой кармы и гун, под влиянием которых мы находимся.

Каковы его требования?

Ум хочет быть диспетчером, он хочет, чтобы мы слушали все его советы. Он не хочет, чтобы мы предавались Кришне.

Как определить, чего требует ум?

Когда Вы чем-то взволнованы, можете быть уверены, что это просто ум дает Вам неправильное восприятие действительности.

Как подчинить ум?

Мы можем подчинить ум, став спокойными и используя свой разум или интеллект для понимания вещей. Иногда нам требуется посторонняя помощь, поскольку наш ум может быть слишком силен и может пересиливать наш интеллект. Мы не должны оправдывать требования нашего ума, но скорее пытаться устранять его недостатки, чтобы он мог действовать как наш лучший друг.

Как стать трансцендентным?

Мы должны всегда использовать наш духовный интеллект, чтобы понять вещи. Как это происходит?

1) Строгая садхана

2) Чтение священных писаний каждый день

3) Не реагируйте на ситуацию немедленно. Иначе мы поддадимся действию наших гун.

4) Повторяйте святое имя и предавайтесь Господу. Тогда Вы станете спокойными и сможете думать ясно.

5) Смотрите на каждого как на слугу Кришны. Каждый пробует служить Кришне. Внешнее покрытие не является реальностью. Вы будете способны отказаться от чувства зависти.

6) Попытайтесь развить Ваши личные отношения с Кришной, выполняя всю деятельность в настроении служения гуру и Кришне. Это полностью удовлетворит Вас.

7) Будьте покорными по отношению к старшим вайшнавам. Таким образом можно быстро прогрессировать. Пытайтесь увидеть руку Бога во всем. Господь в любви Своей лично организует каждый происходящий с Вами инцидент, чтобы забрать Вас домой!

8) Не теряйте силы духа, если Вы совершаете ошибки. Чтобы признать свои ошибки, требуется величие. Кришна может удалить наши сорняки в мгновение ока. С нашей стороны требуется лишь искренность, смирение и предание.

9) Пытайтесь снова и снова. В конце концов, Вы добьетесь успеха! У нас есть могущественный метод: повторение святых имен. Поэтому, пожалуйста, вложите все свои энергии в повторение. Мы никогда не сможем стать улучше, если наше повторение будет низкого качества.

10) Будьте сострадательными к другим. Каждый плывет в лодке, подобно Вам. Не судите их слишком сурово, давайте им поблажки и помогайте им, если можете.

Ролевая игра: Попросите двух добровольцев сыграть реальную ситуацию из жизни – спор между двумя преданными, в котором один ведет себя весьма оскорбительно. Что будет делать другой преданный, чтобы преодолеть свои отрицательные эмоции?

Обсуждение в группе: Разделите их на группы по семь человек, попросив их назвать числа и распределив их согласно числам.

Попросите их обсудить: Перечислите несколько ситуаций из реальной жизни, в которых проверяются наши качества как преданных.

Как мы должны реагировать на такие ситуации?

Как мы развиваем силу, чтобы идеально вести себя в таких ситуациях?

Подведение итогов: Мы должны развить любовь друг к другу. Только тогда мы будем способны любить Кришну. Пробуйте преодолеть все негативные чувства. Не пытайтесь давать прибежище любым негативным чувствам.

Наши рекомендации