Тема № 25. Конструкции для выражения характеристики, признаки лица, предмета, явления.

2. Цель: назвать (квалифицировать) предмет, явление, понятие, в русском языке используют разные грамматические модели

3. Задачи обучения:

Студент должен знать:

-изучаемую грамматическую конструкцию

Студент должен уметь:

- работать с текстом.

1. Основные вопросы темы:

2. Конструкции для выражения квалификации лица, предмета, явления.

1. Конструкции для выражения квалификации лица, предмета, явления.

- Что есть что;

- Являться чем;

- Представлять собой что;

- Служить чем;

- Состоять (заключаться) в чем (в том, что; в том, чтобы);

- Являться (служить) чем для чего.

Конструкция с глаголом являться в роли связки обозначает сущность предмета (явления), его функцию или существенный в данных обстоятельствах признак. Например: В одород является составной частью воды. что представляет собой что Комментарий. Конструкция с глаголом представлять собой в роли связки указывает на внешние признаки предмета или его строение и употребляется при описании предмета. Сравните: Вода является сложным веществом. – Вода представляет собой прозрачную жидкость без цвета и запаха. что служит чем Комментарий. Конструкция с глаголом служить в роли связки указывает на назначение предмета, его использование. Наиболее употребительные словосочетания с глаголом служить: материалом, сырьём, источником, примером, основой, катализатором, окислителем, восстановителем. Например: Вода служит сырьём для производства аммиака.

4. Методы обучения и преподавания:работа в малыхгруппах, работа с текстом, синквейн

1. Работа в малых группах. Задание 1. Прочитайте. Определите стиль данного отрывка. Какие еще стили можно обнаружить в этом тексте? Ответ докажите.

Найдите конструкции для выражения квалификации лица, предмета, явления, и запишите в тетрадь.

Купальница европейская (trollius europaeus) — многолетнее травянистое растение семейства лютиковых. Очень похожа на розу и всё-таки не роза: шипов у неё никогда не было и аромат иной. Цветок этот встречается от Западной Европы до Западной Сибири, в Малой Азии. Растёт купальница на влажных светлых местах в лесах, среди кустарников, на лугах, образуя иногда большие заросли. Цветёт с конца мая до июня.

Купальницу разводят в садах: золотая северная роза умеет достойно соперничать с розой настоящей и своим ярким цветом оранжевого пламени, и тонким травянистым ароматом. Лепестки у купальницы выгнуты скорлупой и, пока она не расцвела, имеет форму маленького зелёного кочана капусты. И не подозреваешь ещё, что пригреет солнце — удивят цветы своей яркостью, и не станет видно даже стеблей (а они у купальницы прямые, стройные), и будет казаться, будто висят цветы в воздухе, очень похожие на маленькие солнца. Повеет ветерком — заколышется луг, заволнуется, почудится тогда, будто позванивают бубенчики.

Жарки, огоньки, бубенчики, луговая заря, колотушки, желтоголовик, кленовый цвет, сильный цвет, воловий глаз, купавка, авдотка, сиверушки, полдёнышки, кучерская травка — всё это народные прозвища купальницы. Каждое из них нетрудно понять (даже воловий глаз — цветок крупный, круглый, словно глаз у вола). Но почему купальница?

Купание для цветка вроде бы не очень приятно, в мокрядь и непогоду он лепестки от дождя прячет, не в пример той же розе. Разгадку можно найти у В. И. Даля. Оказывается, раскрывались бутоны у цветка на Аграфену-купальницу (23 июня по старому стилю), к началу купания, когда после долгой зимы «закупывались», мылись и парились в банях, устраивали общее купание с весёлыми песнями.

(по В. С. Моложавенко)

2. Работа с текстом. Прочитайте. Озаглавьте текст и разделите его на смысловые части. Составьте план. Определите жанровую принадлежность текста. Найдите в тексте термины и запишите их. К какой науке относится текст? Найдите в тексте конструкции для выражения характеристики, предмета. Перескажите текст, упростив его.

При вулканическом извержении происходит выход магмы на поверхность Земли. Остывая и отвердевая, излившаяся магма, или лава, образует вулканические горные породы. По статистике, в течение последних 180 миллионов лет на поверхность Земли ежегодно выносилось в среднем 30 кубических километров вулканического материала. Около 75% вулканических пород накапливалось на дне океанов, 20% — на островах в зонах перехода от океанов к континентам и только 5% на суше.

Глубинная магма поднимается по неестественным каналам и трещинам земной коры и образует вулканические покровы и активные вулканы. На своем пути к поверхности она теряет содержащиеся в ней газы и изливается уже в дегазованном состоянии. Излившуюся магму называют лавой. В контакте с атмосферой лава быстро остывает и отвердевает, образуя вулканические, или эффузивные горные породы. Быстрота остывания обуславливает особую структуру вулканических горных пород: для них характерны кристаллы небольшого размера, многие из которых невозможно разглядеть невооруженным глазом. Кроме того, они часто содержат стекло некристаллическое вещество, образующееся в результате сверхбыстрого остывания магмы.

Вулканические горные породы имеют большое экономическое значение и используются в качестве сырья для стройматериалов: щебня, цемента и декоративно-поделочного камня.

Вулканические породы обладают повышенной прочностью при воздействии высоких температур. Кроме того, при вулканических процессах образуются залежи минералов, крайне интересных с точки зрения химии и металлургии (пирита, сфалерита, галенита), а также золота и серебра. Результатом вулканической деятельности является и обсидиан, стекловидная масса насыщенного черного, серого и белого цвета, считающаяся очень неплохим поделочным материалом и широко применяющаяся даже в ювелирном деле.

Задание 3.Составить синквейн «Конструктор», «Предмет».

6. Литература:

Основная литература:

1.Айкенова Р.А. Р.А. Русский язык: учебник для студентов медицинских вузов. – Актюбинск, 2012.

2.Жанпеис У.А. Русский язык: Учебное пособие для студентов медицинских вузов (бакалавриат) – Алматы: Эверо, 2012.

Дополнительная литература:

1.Жаналина Л.К. Практический курс русского языка: Учебное пособие - Алматы, 2005.

2.Зуева Н.Ю. Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс. Алматы,2007 (электронная версия)

3. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова. - М. : Проспект, 2008. - 440 с. : ил.

4. Даирбекова С.А. Моя Родина Казахстан// Учебное пособие по русскому языку для студентов казахских групп неязыковых вузов. - Алматы, 2003.

5. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы, 2009.

6. Тлегенова С.Е. и др. Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса. – Алматы, 2006.

7. Акжалов Б.Т. и др. Стилистика русского языка и культура речи. 2 части - Семей, 2011. (электронный учебник)

8. Егеубаева Г.Б., Акжалов Б.Т. Сборник текстов по русскому языку для студентов-оралманов. Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

9. Кудайбергенова Ж.М., Акжалов Б.Т. Практический курс русского языка по специальности «Общая медицина». Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

10.Русский язык: учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат)/ под ред. К.К.Ахмедьярова, К.К.Жаркынбековой, - Алматы, 2008. (электронный учебник)

Тема №26. Анализ текстов научного стиля: чтение, выделение средств, с помощью которых определяются характерные черты научного стиля (логичность, точность, обобщенность и отвлеченность). Деление текста на смысловые части, беседа по содержанию текста. Монологи и беседы-полилоги о научном стиле

2. Цель:сформировать системное представление о концепции комплексного анализа научного текста с учетом его семантической, структурной и коммуникативной организации, а также сформировать у обучающихся навыки комплексного анализа научного текста с учетом логики научного изложения, жанровой разновидности текста и особенностей его языковой организации.

3. Задачи обучения:

Студент должен знать:

-понятие «текст», признаки текста, тема и идея текста, тема и рема в предложении, структура текста, сложное синтаксическое целое, способы связи предложений в тексте

Студент должен уметь:

-определение темы и основной мысли текста, определение способа связи предложений в тексте, роли предложения в тексте;

4. Основные вопросы темы:

1.Анализ текстов научного стиля.

2. Типы монологической речи.

Текст – это коммуникативная единица, представляет собой последовательность языковых единиц, обладающую смысловой связностью и цельностью. Текст имеет следующие признаки: наличие основной мысли, относительная законченность высказывания, связность и целостность. Текст имеет заголовок, отражающий тему и основную мысль высказывания.

Основная единица текста – сложное синтаксическое целое (ССЦ), представляет собой группу законченных предложений, образующих структурное и семантическое единство, раскрывающее законченную микротему в пределах целого текста.

Текст делится на абзацы – отрезки письменной речи от одной красной строки до другой; абзац – средство композиционно- стилистического членения текста. Красная строка – абзацные отступы в оформлении письменного текста.

Текст имеет определенную композицию (построение): вступительную часть (зачин), основную (развитие темы), заключительную (концовку).

Монолог можно определить как развёрнутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.

Во-вторых, монолог - это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не расчитан на ответную реакцию собеседника.

Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.

По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа : информационная, убеждающая и побуждающая.

Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен учитывать интеллектуальные способности восприятия информации и познавательные возможности слушателей. Разновидности информационной речи - лекции, отчёты, сообщения, доклады.

Убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная.

Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.

Монологическую речь различают по степени подготовленности и официальности. Ораторская речь всегда представляет собой заранее подготовленный монолог, произносимый в официальной обстановке. Однако в определённой степени монолог - это искусственная форма речи, всегда стремящаяся к диалогу. В связи с этим любой монолог может иметь средства его диалогизации.

Полило́г (греч., букв. ’речь многих’) — разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог. Является синонимом слова диалог, так как ошибочно полагать, что термин «диалог» предполагает наличие ровно двух участников (греческий префикс диа- ’через’ в слове диалог и греческое ди- ’два’ лишь внешне схожи). В связи с этим в диалоге, как и в полилоге, может участвовать любое число участников.

5. Методы обучения и преподавания:презентация,работа вмалых группах, работа с текстом.

Работа в малых группах.

Задание 1. Составить: монолог на тему «Я бы хотел помочь тому кто…»; диалог «В библиотеке»; полилог «После просмотра кинофильма».

Задание 2.Выделите средства, с помощью которых достигается логичность изложения. Найдите грамматические формы и синтаксические конструкции, свойственные научной речи.

2. Работа с текстом. Прочитайте текст. Определите стилистическую принадлежность. Мотивируйте свой ответ.

Термином «аритмия» обозначают различные по своему характеру и происхождению отклонения в ритме сокращений сердца. Человек обычно не ощущает биение своего сердца и поэтому не воспринимает его ритма. Появление аритмии воспринимает как перебои, нарушение ритма, замирание сердца, резкое хаотическое сердцебиение. Многие виды аритмии не представляют серьезной угрозы для жизнедеятельности человека, однако при первых признаках этих отклонений необходимо обратиться к врачу. Определенную роль в возникновении аритмии играет состояние нервной системы. Психическое напряжение вызывает определенные изменения в темпе и зачастую в ритме сердечных сокращений, в том числе и у здоровых людей. Аритмия нередко возникает у больных с заболеваниями центральной и вегетативной нервной системы. Разные заболевания, сопровождающиеся нарушениями анатомической структуры сердца или происходящих в нем обменных процессов, вызывают различные по продолжительности и характеру виды аритмии сердца. Аритмию, связанную с функциональными нарушениями, лечат успокаивающими средствами.

Тело человека покрыто кожей; она защищает организм от вредных воздействий внешней среды и имеет значение для сохранения постоянства температуры. В коже расположено большое количество нервных окончаний, воспринимающих механические и температурные раздражения. Кожа сохранила остатки волосяного покрова, которым обладали животные предки человека.

Под кожей лежит подкожный жировой слой. Он смягчает механические воздействия на организм (удары, давление), способствует сохранению тепла в теле.

Под жировым слоем лежат мышцы и кости. Внутри туловища находятся грудная и брюшная полости; они разделены грудобрюшной преградой, или диафрагмой.

В грудной полости лежит сердце с отходящими от него крупными сосудами, легкие и пищевод. В брюшной полости, непосредственно под диафрагмой, находится печень, желудок и селезенка. Ниже этих органов расположены тонкая и толстая кишка. На задней стенке полости лежат почки.

В толще задней стенки туловища находится позвоночник, в костном канале которого лежит спинной мозг. Вверху позвоночный канал соединяется с полостью черепа; она занята головным мозгом.

Различные органы тела объединяют по их функциям в системы: костно-мышечную, нервную, мочевыделительную, кровеносную, пищеварительную и др.

1. Работа с текстом.Прочитайте текст. Определите стилистическую принадлежность. Мотивируйте свой ответ.

Артрит – воспалительное заболевание сустава. Для артрита характерны боли в суставе, особенно при движении, нередко имеются ограничения его подвижности, припухлость, изменение формы, иногда кожа над суставом краснеет и появляется лихорадка.Встречаются заболевания одного сустава (моноартрит) и многих суставов (полиартрит). Артрит может начаться сразу и сопровождаться высокой температурой и сильными болями в суставе (острый артрит) или развиваться постепенно (хронический артрит).

Причинами артритов могут быть инфекционные заболевания, септические инфекции, наличие в организме очаговой инфекции. Артриты могут также иметь и не инфекционное происхождение (артрозы) – травматическое, аллергическое, как следствие нарушения обмена веществ, заболеваний нервной системы, недостатка витаминов.

Ввиду сложности и многообразия причин, вызывающих это заболевание, его лечение лекарственными травами непременно должен назначать врач. Он должен и наблюдать за ходом болезни.

Замечено, что больным артритом полезно употреблять в любом количестве спаржу, яблоки, сливы, облепиху, смородину черную.

Задание 1. Объясните значение медицинских терминов, переведите их на казахский язык.

Аритмия, сердце, сердцебиение, угроза, нервная система, больной, кожа, температура, мышца, кость, грудная полость, сосуд, легкие, пищевод, печень, желудок, селезенка, почки, толстая и тонкая кишка, позвоночник, спинной мозг, череп, артрит, лихорадка, очаг, обмен веществ, витамины.

6. Литература:

Основная литература:

1.Айкенова Р.А. Р.А. Русский язык: учебник для студентов медицинских вузов. – Актюбинск, 2012.

2.Жанпеис У.А. Русский язык: Учебное пособие для студентов медицинских вузов (бакалавриат) – Алматы: Эверо, 2012.

Дополнительная литература:

1.Жаналина Л.К. Практический курс русского языка: Учебное пособие - Алматы, 2005.

2.Зуева Н.Ю. Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс. Алматы,2007 (электронная версия)

3. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова. - М. : Проспект, 2008. - 440 с. : ил.

4. Даирбекова С.А. Моя Родина Казахстан// Учебное пособие по русскому языку для студентов казахских групп неязыковых вузов. - Алматы, 2003.

5. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы, 2009.

6. Тлегенова С.Е. и др. Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса. – Алматы, 2006.

7. Акжалов Б.Т. и др. Стилистика русского языка и культура речи. 2 части - Семей, 2011. (электронный учебник)

8. Егеубаева Г.Б., Акжалов Б.Т. Сборник текстов по русскому языку для студентов-оралманов. Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

9. Кудайбергенова Ж.М., Акжалов Б.Т. Практический курс русского языка по специальности «Общая медицина». Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

10.Русский язык: учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат)/ под ред. К.К.Ахмедьярова, К.К.Жаркынбековой, - Алматы, 2008. (электронный учебник)

Наши рекомендации