Махапрабху наставляет Венката Бхатту

Пока Махапрабху жил с Венкатом Бхаттой, они вместе наслаждались разговорами о Кришне. У Венката развилось дружественное расположение к Нему. Поэтому его беседы с Махапрабху иногда были серьёзны, а иногда носили шутливый характер.

Венкат Бхатта поклонялся Лакшми-Нараяне. Как-то раз Махапрабху в шутку сказал ему: "Бхатта! Твоя Лакшми - верная супруга Нараяны, Высшего Господа Ваикунтхи. И все же она желает общества Кришны. Почему?"

Бхатта сказал: "Кришна и Нараяна неотличны друг от друга. Кришна-лила и в особенности раса-лила приносят больше наслаждения. Поэтому, если Лакшми желает общества Кришны, то что в этом плохого? Это ни коим образом не мешает Её преданности мужу".

"Это так, - ответил Махапрабху, - но дело в том, что Она столько практикует джапу, тапу и пост для того, чтобы обрести Его, и всё равно у Нее ничего не получается. Шастры говорят, что шрути практиковали тапу и обрели Его, но Ей до сих пор не удалось Его обрести. С чего бы это?"

Бхатта сказал: "Прабху! Мой рассудок здесь не срабатывает. Как может мой ограниченный разум проникнуть в безграничную глубину океана кришна-лилы? Это под силу лишь тому, у кого есть милость Кришны".

Махапрабху засмеялся и сказал: "Послушай. Кришна привлекает всех Своей мадхурьей. Но не все могут обрести Его. Его могут обрести лишь те, кто подходит к Нему через враджа-бхаву. Люди Враджи не считают Его Богом и не поклоняются Ему как Богу. Во Врадже все знают Его как сына Нанды, а не как Бога, Высшее Существо, у которого нет ни начала, ни конца, ни рождения, ни смерти. Поэтому они относятся к Нему как к своему сыну, мужу или другу, и ведут себя по отношению к Нему соответственно. Они привязывают Его к удукхале, катаются у Него на плечах, едят с Его тарелки и кормят его со своей. Все это было бы невозможно, если бы они относились к Нему как к Богу. Аишварья-джнана убивает мадхурья-джнану. Поэтому для того, чтобы достичь Кришны, следует поклоняться Ему согласно бхаве враджаваси, которая лишена знания об Его айшварье. В шлоке найам сукхапо из «Шримад-Бхагаватам» (10.9.16) говорится, что Кришну с лёгкостью постигают бхакты, но это невозможно ни для джнани, ни даже для Брахмы, Шивы или Лакшми. Эта шлока означает, что только бхакты Кришны, которые поклоняются Ему в рагануге под руководством (анугатья) гопи, могут обрести Его точно таким же образом, как обретают Его гопи. Шрути поклонялись Ему в гопи-бхаве под руководством гопи. Поэтому они приняли тела гопи и в этих телах участвовали в расе Кришны. По своей касте Кришна - гопа (пастух). Поэтому в свои возлюбленные Он принимает только гопи, а не богинь или каких-либо ещё женщин. У Лакшми самомнение и тело богини. Она пыталась обрести Кришну в том же самом теле, а не в теле гопи, поклоняясь ему в рагануге под руководством гопи. Поэтому Ей не удалось обрести Его".

Венкат Бхатта полагал, что Нараяна является Самим Бхагаваном, а поклонение Ему - это высшая форма поклонения. Шутка Махапрабху предназначалась для того, чтобы убрать из его ума это ложное представление. Поэтому Он объяснил ему относительное положение Кришны и Нараяны, сказав: "Бхатта! Ты не должен нисколечко сомневаться в том, что Кришна - Сваям Бхагаван или Сам Бхагаван, а не Нараяна. Нараяна - это всего лишь частичное проявление Кришны. Поэтому Шри Кришна привлекает Лакшми, но Нараяна неспособен привлечь гопи. Не говоря уже о Нараяне, даже Кришна, когда он принимает четырёхрукую форму Нараяны, становится неспособен привлекать гопи.

Метафизически, однако, нет никакой разницы между Кришной и Нараяной. Точно так же нет разницы между Лакшми и гопи. Лакшми наслаждается обществом Кришны через гопи. Один и тот же Бог принимает различные формы согласно бхаве бхакта. Будет являться оскорблением считать их различными по сути".

Так посредством шуток и юмористических разговоров Махапрабху раскрыл Венкату Бхатте множество секретов бхава-бхакти. Так как Гопал никогда не покидал Его общества, у него была возможность услышать о них, и его бхакти, хотя и была врожденной, ещё более усиливалась.

Когда чатурмасья окончилась, в один прекрасный день Махапрабху собрался покинуть семью Бхатта. Со слезами на глазах они пожелали Ему счастливого пути. Что выпало на долю Гопала во время отсутствия Махапрабху, невозможно описать словами. Когда Он уходил, Он утешил Гопала словами: "Потерпи. Твоё желание вскоре исполнится". Он принял Его слова как Его благословения касательно его вриндавана-васы (жизни во Вриндаване) и стал с волнением ждать того времени, когда он сможет встретиться с Рупой и Санатаной во Вриндаване.

Наши рекомендации