Тематическая проповедь-толкование

Как толкователи Библии, обычно мы штудируем подряд все библейские книги и тексты Писания. Но иногда в течение года мы обращаемся к тематической проповеди. Так, проповеди перед Пасхой или Рождеством требуют особой подготовки. Кроме того, время от времени мы строим проповеди на основе богословских доктрин: например, говорим о Троице, примирении, поклонении, Божьей заботе о бедных, об авторитете Священного Писания. Поставив перед собой задачу произнести проповедь о какой-либо христианской доктрине, мы можем при изучении Писания обратиться за помощью к аналитическим ссылкам или тематической Библии. Библиографические указатели в книгах по богословию отправляют нас к дискуссиям по конкретному вопросу или к отрывку Писания, на котором основывается та или иная доктрина.

Иногда возникает потребность поговорить о таких проблемах человека, как чувство вины, личное горе, обида, одиночество, зависть, отношения между супругами или развод. Проповедовать на тему личных нужд всегда непросто. Как найти соответствующий отрывок (или отрывки) в Писании? Если проповедник хорошо знает Библию, ему нетрудно найти нужные тексты, касающиеся определенных человеческих проблем. Например, мы можем понять, почему Адам поддался искушению, нам достаточно хорошо известна зависть Каина, муки совести Иакова, уныние Илии и учение Христа о прощении обидчиков. Если мы плохо знаем Священное Писание, нам поможет сориентироваться алфавитный тематический указатель. Могут также пригодиться книги по моральным и этическим вопросам, рассматриваемым с христианской позиции, которые не только исследуют данную проблему, но и предлагают нашему вниманию соответствующий библейский материал. То есть при тематическом подходе к проповеди мы начинаем с постановки темы или проблемы, а затем приступаем к поиску отрывка или отрывков, перекликающихся с этой темой.

При подготовке тематической проповеди-толкования мы сталкиваемся с двумя трудностями. Во-первых, избранная нами тема может рассматриваться в нескольких отрывках Писания, поэтому каждый из них должен быть проанализирован в своем контексте. Выделение какого-то одного отрывка и попытка построить на нем учение может сгладить некоторые противоречия, вкрапленные в библейские хроники. Обычно тематическая проповедь-толкование требует большего объема исследований, чем проповедь-толкование, основанная на отдельном отрывке.

Во-вторых, произнося тематическую проповедь-толкование, мы порой добавляем в текст Писания что-то свое, чтобы потом «вычитать» из него нечто важное для себя. Когда отправной точкой становятся личные проблемы, возникает опасность неправильного истолкования Библии. Если трудность проповеди, которая начинается с библейского текста, заключается в том, что мы можем никогда не добраться до XXI века, то трудность проповеди, которая начинается с насущных проблем XXI века, состоит в том, что в конце концов мы можем начать манипулировать Писанием. В своем желании утешить обремененных проблемами людей мы можем сказать то, чего в Писании вообще нет. Можно исказить смысл текстов Священного Писания настолько, что они станут подтверждением наших собственных слов, а мысль библейского автора или контекст останутся в таком случае в полном пренебрежении. Разумеется, желание отозваться на нужды своей общины весьма похвально, но для нас нет более страшного предательства своего призвания, чем попытка вложить свои слова в уста Бога.

Какой бы отрывок мы ни выбрали, мы обязаны дать Господу возможность говорить свободно. Нередко в отрывке Писания говорится совсем не то, чего хочется нам, и тогда мы бросаемся на поиск «подтверждающих текстов» — подтверждающих наши любимые доктрины — и полностью забываем об их контексте. Иногда мы не в силах побороть искушение представить библейских авторов в роли современных психологов, говоря от их лица то, о чем они даже не помышляли. Итак, тематическая проповедь-толкование отличается от так называемой тематической проповеди тем, что весь процесс постановки и развития темы должен быть подчинен Писанию.

Продолжительность проповеди

Есть еще один фактор, с которым нам приходится считаться, — это продолжительность проповеди. Мы обязаны уложиться в отведенное количество минут. Вряд ли найдутся собрания, в которых христиане, внимающие хорошо подготовленной и привлекательно оформленной библейской проповеди, сидят перед кафедрой с секундомерами в руках. Тем не менее, как честные люди, мы не можем позволить себе тратить время собрания по своему усмотрению. Наша задача состоит в том, чтобы «скроить» и «сшить» свою проповедь с учетом времени, но делать это необходимо не за кафедрой, а при подготовке проповеди.

Даже если община дает вам всего 12–15 минут на проповедь, то и в таком случае можно произнести проповедь-толкование, хотя, конечно, провести анализ длинных отрывков с последующим развитием своей мысли на их основе будет достаточно трудно. Придется ограничиться главной идеей отрывка, обрисовав ее несколькими штрихами, чтобы показать аудитории, каким образом эта идея вырастает из библейского текста и может быть полезна в обычной жизни.

Если же в вашем распоряжении 45 минут, то уже можно делать какой-то выбор. Невозможно рассказать собранию все свои соображения, касающиеся избранного вами библейского отрывка, да и не стоит делать этого. В зависимости от количества времени вы решаете, что включить в свою проповедь, а что исключить из нее. Опыт подскажет вам, какого объема отрывок следует взять, чтобы успеть подробно его проанализировать. Вы почувствуете, когда вместо кропотливого, детального анализа текста от вас потребуется бросить на него взгляд как бы с высоты птичьего полета. Таким образом, при выборе отрывка для проповеди важно обращать внимание и на смысловые блоки, составляющие данный текст, и учитывать время, отведенное для их анализа.

Наши рекомендации