Когда я приходила на исповедь к батюшке Василию, он говорил мне мои грехи, о которых только что думала.

Он мог читать мысли на расстоянии и знать о каждом нашем состоянии и устройстве души.

Посещала свою сестру, которая живёт в деревне (там есть разрушенный храм во имя иконы Божией Матери «Тихвинская»). Идти пешком для меня было трудно, особенно в темноте. Помолюсь Божией Матери, и по Её молитвам и молитвами батюшки Василия (я знала, что батюшка за меня всегда молится), Господь посылает машину мне, и я доезжаю до самого дома сестры.

Один раз приехала на остановку, выхожу, прошла несколько метров, вижу: едет «КамАз», остановился.

– Тебе куда? – спрашивает водитель. Называю деревню, сажусь в кабину и тут вижу, что водитель и его друг – пьяны.

– Куда едешь? Где живёшь? Можно ли продать уголь в этой деревне? – спрашивают.

– У вас купят с удовольствием этот уголь, потому что нуждаются в нём, – отвечаю.

Нужно было ехать через лес. Молилась Николаю Угоднику, Божией Матери, благополучно доезжаю, благодарю моих покровителей. А когда пришла в храм, батюшка Василий спрашивает у меня: «Как доехала?» Он руководил моей поездкой до самого дома сестры. Слава Богу! А ведь могло быть хуже.

Я благодарю Господа за то, что Он дал мне такого руководителя, как отец Василий. Он умел строго спросить, вовремя утешить и вести, шаг за шагом, к спасению. Ему было нелегко со мной, но он учил меня терпению, смирению, любви к ближним своим примером, и мы, его духовные чада, обращаемся к нему, как к живому, и он слышит нас, всегда бывает рядом».

Монахиня Евгения вспоминает:

«Что могу сказать об отце Василии? Он праведный был и нас учил жить по заповедям Христовым. А я, раба Божия Евгения, самая из всех на земле живущих многогрешная, стою как-то на проповеди, слушаю батюшку и думаю, что он святой. А он так посмотрел на меня сердито! Ну, думаю, всё понял, точно – прозорливый, мысли читает. Батюшка учил нас апостольской любви: «Если нет любви между вами, то вы – не мои ученики.» Всепрощающей любви учил нас батюшка, хотел нас исправить, чтобы не было никаких обид, капризов, амбиций. Учил нас никого, кроме Бога, не бояться. Другие священники не говорили с амвона, что нарушаются Каноны Православной Церкви, а батюшка обличал отступников, еретиков.

Всех после окончания службы приглашал в трапезную. Кто бы к нему ни приехал, всех благословлял пообедать. «Пообедаешь, потом поедешь», - говорил. Бывало, случалось так, что верующих было много, за один раз все за стол не вмещались, а за два или три раза, но еды всегда на всех хватало.

Батюшка никого не обижал невниманием, не отталкивал от себя. «Ты вот подходи, а ты – отойди», - никогда такого от него я не слышала.

Отец Виссарион меня привёз к отцу Василию, и я осталась в селе Спасское, чтобы спасать свою душу. Слава Богу за всё!»

Вспоминает монахиня Валентина, духовное чадо отца Василия:

«В Спасский храм приехала в 1994 году. На исповеди плакала. Не знаю, как объяснить своё состояние, настолько поразило меня увиденное и услышанное, что сразу привлекло мою душу, потянуло, захотелось ещё прийти. Решила для себя: буду ходить только сюда. В это время была замужем. На Рождество приехали вдвоём с мужем, подошли к отцу Василию, решили обвенчаться. Когда муж умер, стала ходить чаще в храм, захотелось стать духовным чадом батюшки, а он сказал мне: «Молись, молись!» Как-то соседка дала книгу, а там были молитвы за духовного отца, переписала, стала молиться, поскольку Господь открыл мне, что надо делать. Случилось так, что сходила в другой храм, а потом снова в Спасский храм пришла. А батюшка Василий смотрит на меня и говорит: «Ходят по всем храмам, туда-сюда, а хотят духовными чадами стать». С тех пор стала просить: «Возьмите меня в духовные чада». Когда заболела просфорница, мне передали через людей от Зинаиды Михайловны (теперь она схимонахиня З.), чтобы пришла помочь печь просфоры, сказали, что научат. Сначала перепугалась, думала, что не справлюсь, ничего-то у меня не получится. Но всё-таки согласилась. Слава Богу, благодарю за всё! Пекла просфоры больше пяти лет, а теперь хлеб пеку.

Как-то раз Божия Антонина сказала: «Пойдем, мерки с тебя сделаю, потрясник сошью». Сказала ей : «Да какая из меня монашка?»

Всегда удивлялась, что батюшка мои мысли читает и все грехи знает. На исповеди все грехи мои открывал, обличал всё, что мыслю, всё буквально. Осознавала, что недостойна быть его духовным чадом. Думала, что у батюшки и без меня много духовных чад, буду лишняя. И отец Василий сказал: «Бог знает, сколько надо иметь чад пастырю». Удивлялась: вот опять прочитал мои мысли.

Никогда не думала, что потеряю отца духовного. Думала, что первая умру. Но и после того, как Господь забрал его душу, он помогает мне. На двадцатый день после смерти видела его во сне. Идём колоннами по три человека. А он высокий почему-то. Обрадовалась, что увидела его. Когда почил, грустно было, что никогда теперь не услышу его наставлений. А он всегда говорил коротко и понятно, доступно. Это влекло к нему.

Батюшка говорил, что мы – «навоз», но не любим, когда нас так называют, говорят правду. Да, действительно, это так. Все наши грехи – это навоз. Надо очищаться от грехов, чтобы наследовать Царствие Небесное. Мы не почитали батюшку так, как нужно было почитать его. А он душу положил за нас. Прости меня, дорогой батюшка Василий!»

Воспоминания монахини А., духовного чада:

«Дивен Бог во святых своих…»

Первый раз я приехала к отцу Василию со своей мамой в десять лет. С раннего детства, можно сказать с младенчества, я постоянно болела. Почти каждый месяц я попадала в больницу с разными заболеваниями. Конечно, как и все, мы были неверующими – ходили по бабкам, экстрасенсам… Но улучшения не было. И вот после этого ужаса мы наконец обратились к Богу. Стали ездить по святым местам, источникам… Таким образом приехали первый раз и в с. Спасское. В храме нам очень понравилось, стали ездить чаще. Когда я начала регулярно исповедоваться и причащаться, последовало исцеление от некоторых хронических заболеваний.

Исповедь

Одна из первых моих исповедей запомнилась мне на всю жизнь. В ней открылась мне тогда еще неведомая прозорливость отца Василия. Стоя в очереди на исповедь, я думала: «Вот этот грех скажу, этот скажу, а вот этот не буду говорить – стыдно». Подхожу к батюшке, а он мне начинает перечислять сам все мои грехи, именно в той последовательности и формулировке, как я думала, и сказал тот грех, какой собиралась утаить. Вот такова была прозорливость отца Василия. Он знал все мои мысли, видел меня насквозь, что-то подумаю, а батюшка уже знает. Это чувствовалось и не раз подтверждалось.

Клиросное послушание

На клирос я попала чудным образом. Мне очень нравилось церковное пение и, стоя в храме, я всегда подпевала хору, что выучила на слух. Познакомившись с Зинаидой Михайловной (сейчас она схимонахиня Зосима), я сказала ей, что тоже хочу петь на клиросе, как и она. Мне был ответ, что нужно для этого благословение настоятеля – отца Василия. Я недолго думая безбоязненно, по-детски подхожу к батюшке и спрашиваю у него благословение. Он сразу меня благословил.

В музыкальной школе я в то время ещё не училась, а училась в художественной. На вопрос: «Кем ты хочешь стать по профессии?», – я отвечала, что хочу быть иконописцем, не зря же учусь?! А батюшка мне всё твердил: «Регентом, регентом!». Я ему своё, а он мне своё. Вскоре сбылись слова отца Василия – выучившись в музыкальной школе, я регентую на клиросе.

Однажды к нам на клирос поднялся батюшка и стал с нами петь. Я тоже пела, но ещё не знала, как нужно петь правильно. Стою и думаю, так или так? А батюшка мне вслух говорит: «Вот так!» Я его поблагодарила за подсказку и стала петь дальше, ничего особого не замечая, как будто так и надо. Только сейчас вспоминаю и удивляюсь, как Господь Духом Святым открывал всё батюшке.

Экзамены

Экзамены я сдала тоже по молитвам батюшки. Когда я подходила к нему под благословение, он молился и говорил: «Всё будет хорошо!» Действительно, так легко сдала экзамены, что и не думала.

Исцеление

Моя подруга сильно заболела. Поднялась температура 42. Вызвали скорую помощь, сделали уколы, дали таблетки – ничего не помогает. На всех окружающих напал сильный страх: «Что делать?» Позвонили батюшке Василию, попросили помолиться. Через короткий промежуток времени температура нормализовалась.

Наши рекомендации