Корни «Нью эйдж»: спиритизм, теософия, наркокультура

Каковы корни у древа НЭ? Первый из них — это спиритизм, который сам по себе не представляет ничего нового. Он существуете давних времен и присущ самым примитивным религиям. Спиритизм — это вера в то, что мы можем установить контакте населенным духами потустронним миром и неким образом принудить этих духов к общению с нами. Известно, что в США и в Европе в середине прошлого века спиритизм был очень популярен. Люди вращали тарелки, столы, слушали разные стуки — этими шуточками занимались даже в высшем обществе. В Америке пользовались большой известностью две сестры Фокс, которых звали Кейт и Маргарита. Они жили в доме с привидениями, слышали стук в стены и признали в стучавшем дух некоего Чарльза Роема, который обитал до них в этом доме. Когда-то давно его убили, но он не хотел покидать свой родной дом и стучал в стенку, требуя общения. Сестры Фокс уважили старика, что в конце концов принесло им чрезвычайную популярность. Паломники шли к ним косяком: дух настукивал им ответы на самые животрепещущие вопросы. Вскоре сестры научились вызывать и других духов. Через два года ими настолько заинтересовались, что владелец знаменитого цирка Барнум записал их к себе в цирковую программу, где они и выступали со своим коронным номером — ответами на вопросы к духам.

В русском обществе популярность спиритизма достигла апогея во время «серебряного века». Открыв любую книгу того времени, можно убедиться, что это было повальное увлечение. Как мы знаем, ничем хорошим все это не кончилось.

Второй корень «Нью эйдж» — теософия,основанная нашей соотечественницей Еленой Петровной Блаватской. Это явление более широкое, оно объединяет элементы спиритизма, гипнотизма, гностицизма, восточных и египетских мифов, оккультных приемов и методов, астрологии и эзотерической антропологии, а также обрывки восточных религий. Все это Елена Петровна соединила в своей голове и выдала на-гора. Родилась Елена Петровна Ган в 1831 г. в России. Когда ей не было еще и 20 лет, ее выдали замуж за пожилого генерала Блаватского, но через два месяца она его покинула и с тех пор жила сама по себе. В основном она путешествовала по европейским странам и по Индии, изучала различные религиозные философии и сама вошла в общение с духами, особо выделяя из них одного, который ее вел и которого она называла «король Иоанн». Блаватская отличалась невероятной полнотой и была известна своим отчаянным сквернословием.

В 1875 году вместе с американским полковником Олкоттом она организовала Теософское общество в Нью-Йорке, лидером которого и оставалась до самой своей кончины в 1891году. В учении Блаватской «новая эпоха» связывалась с рождением шестой расы, которая будет обладать обостренным оккультным сознанием (мы — пятая раса). По расчетам Блаватской, «новая эра» приблизится лишь через 25 тысяч лет. Однако вскоре сроки рождения «новой эры» были значительно сокращены. Паре Блаватская-Олкотт наследовала другая пара — Ани Безант-Чарльз Ледбитер (платонический друг Безант, бывший англиканский священник, который был известен своим фанатичным гомосексуализмом — даже случайное прикосновение к женщине было для него невыносимо). Вместе с Безант они составляли странную пару. Именно они решили, что мир уже вполне созрел для «новой эры», и разработали концепцию явления «Спасителя» — слияния из ожидаемого буддистами Будды-Майтрейи и второго пришествия Христа. Однажды в Индии Безант и Ледбитер взяли на воспитание мальчика по имени Джидду Кришнамурти, которого и объявили будущим Майтрейей, или Мессией — вторым пришествием Христа. Отец мальчика, индийский служащий, очень испугался, когда узнал, что мальчик попал к Ледбитеру. Правда, когда Кришнамурти стал взрослым, он отказался от своей роли Майтрейи, и вышел конфуз. Впоследствии несостоявшийся спаситель мира стал известным учителем-эзотериком, создавшим свою «школу».

Элис Бейли, возглавившая в начале века одну из теософских групп, предрекала, что «новая эра» возникнет в конце двадцатого столетия. Николай и Елена Рерихи были не чужды идее «новой эпохи» и ее основателя Будды-Майтрейи и еще более приблизили ее начало: согласно их пророчествам, новая эпоха должна была начаться в 1936 г. Рерихи всегда были известны особой, весьма специфической прозорливостью; во всяком случае, в России год этот действительно начал новую и весьма зловещую эпоху.

Забегая вперед, отметим, что идея духовной трансформации общества стала основой целого движения — молодежной контркультуры. В середине двадцатого столетия последователи Элис Бейли использовали коллективные медитации с целью приблизить наступление «новой эры». Сегодня ньюэйджеры часто прибегают к медитациям подобного рода. Одна из них, например, была проведена 31 декабря 1986 г. — в день, когда, согласно пророчеству Джона Прайса, должна была наступить «новая эра» (как впоследствии было объяснено, приходу «Спасителя» помешали консервативные христиане, которые оказали ему духовное сопротивление). По мнению ряда ньюэйджеров, рождение «новой эры» произойдет, когда число людей, проникшихся этой идеологией и медитирующих на идею прихода «Спасителя», достигнет некой критической массы.

Итак, теософия — это предтеча сегодняшнего движения НЭ. Соединение западного оккультизма и восточных систем, достаточно примитивное, тоже является характерной чертой НЭ. Блаватская — один из столпов НЭ, его непререкаемый авторитет и учитель. У нас в России (и не только в России) эта черта преломляется через дополнительный элемент НЭ — «живую этику» и Агни-Йогу Рерихов.

Благодаря «Тайной доктрине» Блаватской стал широко известным миф о существовании махатм — иерархии высших духов (или загадочных существ), которые тайно направляют историю человечества. Впоследствии эта идея обнаружится в учении самых различных оккультных обществ, начиная от последователей Рерихов и кончая сатанинскими группами и кружками черной магии. Близкие параллели с теософией есть у сайентологии: это космические элементы и, конечно же, сайентологическое понятие ДТ. «Действующий Тетан» — это практически то же самое, что адепт теософского движения, то есть тот, кто достиг власти, силы и очищения, которое позволяет ему умереть в физическом теле и вести сознательную жизнь в теле астральном.

Оккультные знания привлекают человека тем, что обещают возвысить его до состояния Бога. Один из наиболее известных пророков НЭ Дэвид Спенглер пишет: «Если христиане требуют раскаяния, страдания, самоотвержения, то последователи «Нью эйдж» — изобилия, любви, возвышения индивидуального и коллективного благоденствия»[1328]. Освобождая свои скрытые психические силы, человек возвышает себя. Однако по мере восхождения на более высокие уровни сознания программа его развития радикально меняется: он переживает слияние с безличным «космическим сознанием», в котором исчезает ощущение границ собственного «я». Благодаря своей интенсивности и глубине мистическое озарение делает отказ от своей личности желанным и легким. С этого момента человек начинает рассматривать собственное «эго» уже как помеху, препятствующую слиянию с безличностным космическим сознанием. Поэтому после возвращения из состояния «космического сознания» человек обычно раздувает свое «я до космических масштабов. Например, Джон Лилли оценивает себя не иначе, как человека, достигшего «высочайших состояний сознания... и вернувшегося оттуда с отчетом»[1329].

Часто эта самооценка перерастает в болезненную манию величия. Так, киевский житель Д.В. Кандыба, пережив состояние глубокого транса, стал рассматривать это событие как величайшее откровение в истории планеты. По его мнению, духовные состояния Иисуса, Будды, Кришны, Заратустры суть не более чем частные случаи единого и великого Сознания Кандыбы (сокращенно СК)[1330].

И наконец, третий корень НЭ — это наркотическая молодежная контркультура 60-х гг. и различные эксперименты по «расширению сознания», предпринимаемые при помощи гашиша, ЛСД, мескалина и галлюциногенных грибов, которые проводились такими кумирами молодежи, как Ричард Альперт (впоследствии Рам Дас), Тимоти Лири, Олдос Хаксли, Джон Лилли, и другими в самых престижных университетах США. Их знаменитый призыв: «Включись, настройся под вибрации и выпадай в осадок» (Turn on, tune in, and fair out). Экспериментируя с психоделиками, Т. Лири обнаружил, что они пробуждают скрытые мистические силы психики. Он попытался объявить употребление наркотиков таинством и создать на этой основе «Психоделическую церковь». Однако по мере распада психоделического движения Лири пришел к выводу о неэффективности наркотиков для трансформации сознания и стал все больше склоняться к восточному мистицизму. Его ближайший коллега Ричард Альперт, совершив паломничество в ашрамы Индии, вернулся на родину в качестве гуру Рам Даса и принялся широко пропагандировать восточную технику медитации. Эти идеи распространились настолько широко, что проникли даже в христианство. Вот, что пишет католический монах Ж.М. Дешане в книге «Христианская йога»:

Как только вы приняли позу, вы чувствуете, как ваше тело расслабляется и вас наполняет чувство общего благополучия, необычное состояние покоя... Молитва становится сладостной и охватывает всего человека. Человек расслаблен и готов затрепетать при касании Святого Духа, готов принять и приветствовать то, что Господь в Своей милости сочтет нас достойными испытать... состояние полного удовлетворения... Это состояние превыше всякого думания[1331].

Сознание НЭ предлагает целый спектр такого рода упрощенных методов «просветления»; оно напоминает что-то вроде своеобразного духовного супермаркета. Вот, например, отрывок из одной рекламной брошюры, посвященной сахаджа-йоге, которая обещает, что пробуждение скрытых сил здесь «достигается без усилий и каких-либо покаяний или постов, не говоря уже о жизни, полной самоотвержения со стороны искателя... Теперь не надо штудировать книги, не надо учить проповеди, не надо давать милостыню, не надо покорять горы, не надо проявлять инициативу. Ибо настало время наслаждения»[1332]. Индийская журналистка Гита Мехта назвала учителей такого сорта агентами «карма-колы», продавцами «быстрорастворимого просветления»[1333].

Психология «духовного супермаркета» позволяет случайным посетителям легко переходить от одного увлечения к другому, конечно, пока человек не попадет в руки одной из тоталитарных сект, действующих на торговом поле «Нью эйдж». Исследователи отмечали, что некоторые ньюэйджеры меняют маршруты своих мистических путешествий почти что каждую неделю: от дзен-буддизма к айки-до, затем к пирамидологии, потом ребефинг и голотропное дыхание и т.п. А переменчивая мода услужливо выдвигает на первый план новое повальное увлечение ньюэйджеров — скажем, кристаллотерапию, которая после вспышки интереса тоже уйдет на периферию сознания НЭ. И не случайно ньюэйджеры используют для описания своих духовных и мистических переживаний сексуальную терминологию: «Сознание, — замечает Ширли МакЛейн, — стало моей новой эрогенной зоной»[1334], а Рам Дас пишет: «Вы становитесь и лингамом, фаллосом и йони, влагалищем, становитесь как тем, что внедряется в Бога, так и тем, что раскрывается для принятия Бога»[1335]. Вспомним, насколько близки к этому взгляду на мир эротическо-мистические переживания кришнаитов, соответствующая практика секты «Семья» или раджнишевской коммуны.

Наши рекомендации