Почему иногда мы не совершаем необходимой борьбы для того, чтобы исправиться, несмотря на то что нас обличает совесть?
-- Это может случиться и от какого-то душевного надлома и жизненных трудностей. Если человек охвачен паникой из-за нашедшего на него искушения, то он хочет подъять подвиг, однако не имеет для этого расположения, не имеет душевных сил. В этом случае ему нужно внутренне упорядочить себя с помощью Исповеди. С помощью Исповеди человек -- Утешается, ПОДКРЕПЛЯЕТ свои силы и Благодатью Божией снова -- находит решимость для борьбы с грехами. Если же человек не упорядочит себя подобным образом, то на него может обрушиться и какое-то еще сильное искушение. В результате, находясь в таком скорбном подавленном состоянии, он надламывается еще больше, его душат помыслы, он приходит в отчаяние и потом не может подвизаться совсем.
-- А если то, о чем Вы говорите, происходит часто? Если это происходит часто, то и приводить себя в духовный порядок, ходить на Исповедь -- тоже надо Часто. Человек должен открывать свое сердце духовнику, чтобы снова получать решимость, силу в борьбе. А приведя себя во внутренний порядок, человек должен разогнать свою [Духовную] машину, он должен любочестно и напряженно подвизаться, для того чтобы наступать на пятки [убегающему] диаволу.
-- Геронда, а в чем причина того, что я не чувствую необходимости в Исповеди? -- Может быть, ты не следишь за собой? Ведь исповедь -- это Таинство. Ходи на Исповедь и просто говори духовнику о своих грехах. Ты что, думаешь - у тебя мало грехов? Разве у тебя нет упрямства? А эгоизма? Никого не осуждаешь? Думаешь, я, когда прихожу на Исповедь, каюсь в каких-то особенных грехах? Нет, я исповедуюсь: "Согрешил гневом, осуждением...", и духовник читает надо мной разрешительную молитву.
Однако маленькие Грешки тоже имеют свою тяжесть. Когда, не имея каких-то серьезных грехов, я приходил на Исповедь к батюшке Тихону, то он говорил: "Песочек, сынок, песочек!" Маленькие грешки собираются -- в целую песочную кучу, которая по весу может превышать один большой камень. Человек, совершивший большой грех, постоянно думает о нем, кается и смиряется. А у тебя -- множество МАЛЫХ грешков, поэтому ты их и НЕ ЗАМЕЧАЕШЬ и Забываешь про них и в этом -- большая Опасность. Однако, сравнив те условия, в которых выросла ты, и условия, в которых вырос человек, совершивший этот большой грех, ты увидишь, что ты хуже него.
Кроме того, старайся быть во время Исповеди конкретной. На Исповеди не достаточно только назвать свои грехи, к примеру, "Я завидую, гневаюсь" и тому подобное, нужно поисповедовать и свои -- Конкретные падения для того, чтобы получить – помощь от Бога.
А уж если ты исповедуешься в тяжелом прегрешении, в таком, например, как лукавство, то должна подробно -- Признаться и в том, что ты думала, совершая этот грех, и в том, каковы были твои конкретные действия. Не совершая такой конкретной Исповеди, ты смеёшься над Христом. Если человек не исповедует духовнику истины, не открывает ему своего греха, для того чтобы духовник мог ему помочь, то он сильно повреждается, подобно больному, который наносит здоровью большой вред, скрывая свою болезнь от врача. Тогда как если человек показывает себя духовнику в точности таким, каков он есть на самом деле, то духовник может понять этого человека лучше и помочь ему более результативно.
Кроме этого, тот, кто несправедливо поступил с человеком или ранил кого-то своим поведением, то он должен сперва пойти к обиженному им, смиренно попросить у него прощения, помириться с ним, а затем ему надо поисповедовать свое падение духовнику, чтобы получить разрешение. Таким образом -- приходит Благодать Божия.
Если же человек поисповедует такой грех духовнику, -- НЕ ПОПРОСИВ предварительно прощения у того, кого он ОБИДЕЛ и, то его душе -- НЕВОЗМОЖНО прийти в Мирное устроение, потому что Согрешивший человек в этом случае – НЕ СМИРЯЕТСЯ.
Исключением является случай, когда обиженный человек умер или же его невозможно разыскать, потому что он сменил место жительства, или он сам – не желает встречи, или нельзя попросить прощения хотя бы в письме. Но если у кающегося есть расположение сделать это, то Бог, видя это Доброе расположение, -- ПРОЩАЕТ этого человека.
-- Геронда, а если мы попросили прощения у человека, обиженного нами, а он нас -- не прощает и не хочет прощать? -- В этом случае будем молиться, чтобы Бог -- Умягчил его сердце. Однако Бог может не умягчать сердце этого человека и по той причине, что, если он нас простит, -- то тогда мы можем легко впасть -- снова в тот же самый грех.
-- Геронда, а допустимо ли, совершив какой-то Тяжелый грех, исповедовать его не сразу? -- А зачем оставлять его на потом? Для того чтобы он прокис? Ведь чем дольше ты не выбрасываешь какую-нибудь тухлятину, тем больше она тухнет. Зачем ждать два-три месяца, а потом идти исповедоваться в тяжелом грехе? Надо идти как можно быстрее. Если мы имеем открытую рану, разве надо ждать, пока пройдет месяц, и только потом ее лечить? Нет. В таком случае не надо ждать, когда у духовника будет больше времени уделить нам внимание. Надо тут же бежать к духовнику, кратко исповедовать ему совершенный грех, а потом, когда у духовника будет больше времени, можно пойти к нему, чтобы побеседовать или получить духовное наставление.
Для того чтобы обрисовать духовнику положение, в котором мы находимся, много времени не нужно. Если совесть работает правильно, то человек описывает свое состояние в двух словах. Однако если внутри у человека сумбур, то он может произносить много слов и при этом не давать духовнику представления о своем состоянии.
Апостол Петр -- близкий ученик Иисуса Христа так говорил: -- «Ибо, если человек ИЗБАВИВШИСЬ и избежав -- скверн мира -- злобы, ненависти и жестокости, блуда и разврата, лжи и обмана, пьянства и воровства, жадности и гордыни, -- через ПОЗНАНИЕ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Его Законов и Заповедей и РАСКАЯВШИСЬ -- во грехах своих – опять, снова НАЧИНАЕТ -- ГРЕШИТЬ, запутываются в них, и побеждается снова Грехами, то последнее бывает для таковых -- ХУЖЕ первого.
Лучше бы таким НЕВЕРНЫМ людям – НЕ УЗНАВАТЬ пути Правды Божией, нежели, познав, -- ВОЗВРАТИТЬСЯ назад ко Греховной жизни -- от Преданной ими Святой Заповеди. Но с ними случается по верной пословице: -- Пёс возвращается -- на свою Блевотину, и Вымытая свинья -- СНОВА идёт -- ВАЛЯТЬСЯ в грязи».
«И если праведник ЕДВА Спасается, -- то нечестивый и грешный, где явится?» «Ибо, если Бог Ангелов согрешивших – НЕ ПОЩАДИЛ, но, связав их узами адского мрака, предал блюсти на свой -- Страшный Суд для наказания, и если – НЕ ПОЩАДИЛ первого мира, но в восьми душах -- сохранил семейство Ноя, проповедника Правды Божией, когда навел Потоп на весь мир нечестивых и грешных людей, -- то какая же страшная участь ЖДЁТ всех грешных и нечестивых людей, не желающих -- ПРИЗНАВАТЬ и исполнять Закон и Волю Божию, каяться в грехах своих, НЕ ЖЕЛАЮЩИХ -- Повиноваться Господу Богу.
СВЯТЫЕ ОТЦЫ -- О ПОКАЯНИИ.