От нежелательной для них критики.
В принципе, если вы продемонстрируете наблюдателям необходимые тексты с цитатами из книг и журналов ОСБ, то этого будет вполне достаточно для того, чтобы участники беседы проследили за нитью ваших рассуждений и встали на вашу сторону. Однако вряд ли Свидетели Иеговы дадут вам возможность взять их самомнение как барана за рога, отвести в стойло и там забить. (Выражаюсь, конечно, метафорически.) У Общества Сторожевой Башни есть отработанная до мелочей система информационной самозащиты[43]. Поэтому вы, имея в руках все самые яркие факты ложности ОСБ, ничего не добьётесь, если не будете знать, как эта система работает. Сейчас я назову несколько способов, при помощи которых старейшины будут девальвировать значимость вашей аргументации и сводить «на нет» все ваши усилия.
12.1. Забалтывание.
Со времён Чарльза Рассела и до сих пор этот метод самозащиты Свидетелей Иеговы остаётся самым надёжным и эффективным способом обструкции любой антисектантской позиции. Самым главным стратегическим достижением «забалтывания» является разрушение сюжетной линии вашей дискуссии. На практике «забалтывание» проявляется в стремлении отойти от темы, переключить внимание присутствующих на обсуждение множества разнообразных вопросов. Например, вы представили на суд наблюдателей текст с «Апостольским самомнением Чарльза Рассела». В ответ Свидетель Иеговы говорит, что он хочет вернуться к этой теме чуть позже, а сейчас ему надо срочно высказать одну важную мысль. «Буквально две минуты, а то я забуду», - говорит он. А дальше как в анекдоте про двух ковбоев. Один ковбой пригласил к себе другого на ранчо. Хозяин показал ферму, загон для скота, сад, пасеку, беседку у озера. И вдруг гость увидел огромную кучу навоза…
- Боб, а это что такое?
- Послушай Джон, я расскажу тебе одну историю. Один ковбой полюбил очень красивую девушку из благородной семьи. Но он был очень беден, а её отец очень богат. В день её совершеннолетия отец пригласил всех самых знатных женихов на скачки. Тот, кто победит в скачках мог рассчитывать на её руку. Ковбой победил, но отец обманул и увёз дочь в крепость. Тогда ковбой украл девушку, но отец решил этого найти ковбоя и убить. Друг ковбоя оказался предателем, и люди богатого папочки нашли место, где скрываются влюбленные. Отец лично пристрелил ковбоя и свою дочь. Вот такая грустная история…
- Так, а куча навоза то, откуда здесь?
- Не знаю, Джон, возможно здесь собаки просто напугали бизона…
Запомните простое правило: без внешних наблюдателей вашего мнения по поводу ОСБ просто не существует. |
12.2. Демагогия.
Под демагогией я подразумеваю такой пропагандистский приём, при котором конструктивная дискуссия от рассмотрения фактов переходит к бесконечному обсуждению терминологии. Например, вы предлагаете Свидетелям Иеговы объяснить некоторые опасные для современных адептов ранние тексты Общества Сторожевой Башни, а они вам отвечают, что вы путаете такие понятия как Организация Свидетелей Иеговы и Общество Сторожевой Башни. Дескать, Организация – это отдельный народ Иеговы, а Общество – это всего лишь юридическое лицо, которое решает хозяйственные и административные вопросы. Как юридическое лицо ОСБ нанимает уборщиц, бухгалтеров, юристов и верстальщиков. И, естественно, они могут и не быть Свидетелями Иеговы. Этот ловкий демагогический ход позволяет старейшинам решить сразу три проблемы:
А) Они выигрывают время.Вообще-то претензия иеговистов к вашему невежеству относительно различия Общества и Организации в контексте данной беседы не совсем справедлива. Если вы этого не увидите, то наверняка запутаетесь. Пока вы будете выпутываться, иеговисты придерутся ещё к какой-нибудь вашей фразе, и вы будете «играть в слова» до того момента, пока время, отведённое на дискуссию, не закончится.
Б) Они ослабят внимание ваших наблюдателей. Если бы вам предложили поприсутствовать на конференции микробиологов или врачей офтальмологов, то вам хватило бы одного раза для того, чтобы понять, что вам там делать нечего. В чём проблема? Почему большинству людей это совершенно не интересно? Потому что специалисты пользуются большим количеством незнакомых для обывателей терминов. Демагогия превращает увлекательную, почти детективную историю секты, в скучную казуистику. Ваши наблюдатели пожалеют, что потратили время на совершенно бессмысленную говорильню. И они будут отчасти правы. Они потратили на вас своё реальное время, а вы тратите это время на обсуждение второстепенных вещей.
В) Иеговисты провоцируют вас воевать с «ветряными мельницами» и выставляют вас идиотами.Судите сами, раз Общество - это юридическое лицо, в котором могут быть люди разных конфессиональных взглядов, то, критикуя Общество, вы критикуете и этих, ни в чём не повинных людей. Это значит, что вы инквизитор, готовый идти по головам ради своей принципиальной борьбы с сектами. (В нашем разговоре с Галиной искушение погрузиться в демагогию возникло в п. 24-29.)
Как реагировать на демагогию? Ищите всегда короткий ответ в одну фразу. В ситуации с демагогией на тему различий ОСБ (как юридического лица) и Организации Свидетелей Иеговы нужно задать наводящий вопрос: «А кто из этих двух разных групп претендует на роль «ВЕРНОГО И БЛАГОРАЗУМНОГО РАБА»? Они обычно говорят, что Организация Свидетелей Иеговы, так как, дескать, это отдельный народ Божий.
Ну, что ж… Тогда вам ОСБ (как юридическое лицо) неинтересно. Рассматривать её учение нет никакого смысла. Раз она не является «верным и благоразумным рабом», значит, не она является автором публикаций Сторожевой Башни. Теперь можете возвращаться к теме «Организация Бога» и сделать ход конём.
Эмоциональный резонанс.
Технику эмоционального резонанса мы можем представить как способ создания у аудитории определённого настроения с одновременной передачей пропагандистской информации. Одно из правил пропаганды гласит: в первую очередь нужно обращаться не к разуму человека, а к его чувствам. Защищаясь от агрессивной информации на рациональном уровне, человек всегда может выстроить систему контраргументации и свести все усилия вербовщиков к нулю. Если же вербовка в секту происходит на эмоциональном уровне, вне его сознательного контроля, никакие рациональные аргументы в этом случае не срабатывают. В диалоге с Галиной у нас возникло несколько ситуаций, когда Галина (видимо неосознанно) пыталась использовать технику «эмоционального резонанса». Особенно эта попытка просматривается в той части дискуссии, в которой Галина говорила про невесту, которая выбегает навстречу жениху (133-134). В моей жизни был случай, когда сектанты применили технику эмоционального резонанса настолько эффективно, что моментально расположили к себе всю аудиторию. Это были мормоны. Один из них, двадцатилетний юноша буквально разрыдался во время свидетельства того, как секта мормонов ему помогла. Он говорил приблизительно так: «Я очень большой грешник. Родители мне дали так много, но я, неблагодарная скотина, постоянно катился вниз по наклонной плоскости. Сперва я начал ругаться матом, затем я стал курить, потом пристрастился к лёгким наркотикам, наконец, я стал злоупотреблять алкоголем. Я стал злым, равнодушным и замкнутым. Однажды я связался с одной компанией и из-за этого чуть не сел в тюрьму. В этот момент у меня не было настоящих друзей, и я был близок к самоубийству. Но Бог любил меня и однажды я натолкнулся у себя на работе на красочный журнал Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормонов). После этого я нашёл то место, в котором собираются эти люди. Я был тогда очень обозлён, но верующие своей заботой изменили моё сердце. Кто я был тогда? Несчастный неудачник, которого ждала тюрьма. Бог произвёл чудесную работу в моей жизни. Сейчас я не пью, не курю, занимаюсь спортом. У меня есть девушка, бизнес и большая духовная семья! И я пришёл к вам для того, чтобы поделиться с вами своей верой».
В процессе монолога юный мормон закатывал глаза, активно жестикулировал, повышал или понижал тон в кульминационных местах, заглядывал в глаза зрителям. И он держал всех в напряжении до тех пор, пока какая-то женщина не вскочила и не возмутилась: «Хватит! Есть много сильных личностей, которые изменили свою жизнь, бросив пить, курить и ругаться матом, но это не даёт им право приставать к посторонним людям. Если вы избавились от гриппа, то это не значит, что теперь вы -учитель географии или даже биологии! Вы чего-то достигли в жизни, и я тоже чего-то достигла, но я к вам не лезу с наставлениями. Сейчас вы отнимаете у меня драгоценное время, которое я могла бы потратить на то, чтобы навестить свою больную бабушку. Я не просила Вас исповедовать мне здесь свои грехи. И я никак не могу понять то, почему я теперь должна оплачивать ваше самоутверждение моим временем и принятием вашей веры?» Жёстко, но убедительно. Эти слова разрушили всю магию слов мормонов, и им пришлось ретироваться.
Передёргивание.
Передёргивание не является какой-то специальной техникой вербовки, а скорей недостатком коммуникационных способностей человека. Этот недостаток связан обычно с предубеждением человека к некоторым людям или вещам. А поскольку такие предубеждения есть почти у всех людей, то и передёргивание можно увидеть практически во всех дискуссиях. В нашей дискуссии передёргиванием будет вывод о том, что раз ОСБ требует подчинять понимание Библии мнению представителей Руководящего Совета СИ, значит, никто из Свидетелей Иеговы не может иметь собственного понимания Библии, расходящегося с учением Организации[44]. Лично мне такие свободомыслящие иеговисты не попадались, но я допускаю, что они есть. Я находил в интернете информацию о группах «сопротивления», которые, не разрывая связи с ОСБ, в обстановке строжайшей конспирации вели просветительскую работу среди действующих членов организации по реставрации правильного отношения к Библии. По их мнению, Организация должна подчиняться Библии, а не толкование Библии должно зависеть от Организации.
Потерявшаяся ссылка.
Метод «потерявшейся ссылки», в принципе, можно отнести к разновидности «забалтывания». Но всё-таки я говорю о нём отдельно из-за его специфики. «Потерявшаяся ссылка» применяется Свидетелями Иеговы именно тогда, когда вы «берёте их за живое», то есть демонстрируете наблюдателям тексты «Сторожевой Башни». Вряд ли по всем пунктам беседы вы сможете показать настоящие журналы «Сторожевая Башня», например, за 1922 год. Мы с вами пользуемся копиями текстов, а сами эти копии мы находим в интернете. Руководство ОСБ никогда не станет показывать простым членам Общества ранние тексты организации. И вы уже знаете причину этой закрытости. В открытом доступе для членов Организации есть специальные интернет-модули с текстами некоторых книг и журналов ОСБ, начиная, в лучшем случае, с 1978 года. А что, разве до 1978 года Свидетели Иеговы не издавали журналов? Старейшины говорят, что нет смысла демонстрировать ранние журналы именно потому, что в современных изданиях есть лучшее из того, что писалось раньше. Отлично. В Новом Завете есть лучшее из того, что писалось в Ветхом. Многое из того, что написано в Ветхом Завете, христианами не применяется сейчас, но применялось в первом веке. Некоторые ветхозаветные постановления христианами вообще никогда не применялись. Однако сейчас мы печатаем Библию, включающую в себя и Ветхий и Новый Заветы. Почему бы не показать своим братьям и сёстрам то, как НА САМОМ ДЕЛЕ развивалось богословие ОСБ? Потому что если они ознакомятся с ранними подлинниками Сторожевой Башни, то увидят, что никакого развития там не было, а была плохо управляемая «протоплазма» учений, которые, подобно водяным кластерам, исчезали и появлялись стихийно без всякой логики и последовательности[45]. В нашей дискуссии с Галиной мы рассматривали проблему «потерявшейся ссылки» в п. 68-81.
Некуда идти.
Значительное количество Свидетелей Иеговы совершенно искренно считают, что у Общества Сторожевой Башни нет альтернативы. Да, в их организации может чего-то не хватать, думают Свидетели: терпения, любви и даже каких-то библейских знаний, но это полная ерунда по сравнению с тем, что ждёт адепта за пределами организации. В контексте нашей дискуссии метод «Некуда идти» будет использоваться Свидетелями Иеговы тогда, когда они будут критиковать священнослужителей и прихожан традиционных конфессий. Выше я уже несколько раз касался этой темы. Такие ситуации были, есть и будут в любой религии. Иногда за этими упрёками стоит непонимание логики действий священнослужителей традиционных конфессий. Что такое освящение, например, автомобиля в Православной Церкви? Разве православные священники учат, что освящение - это благословение железа на какой-то подвиг? Нет, этому никто никогда не учит. В православном понимании освящение автомобиля это благословение людей исполнять правила дорожного движения, ездить аккуратно и молиться перед тем, как ты садишься за руль. А если человек нарушает законы, то ему не помогут даже три освящения. Так же агрессор, использующий освящённое оружие не может рассчитывать на одобрение Церкви и благословение Бога. А вообще-то Библия не запрещает христианину пользоваться оружием:
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему, противящийся власти, противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести. Рим. 13:1-4.
Из этого текста Писания мы видим, что у власти, имеющей в своих руках оружие, имеется три, определённых Богом назначения:
А) «Начальник…Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». Здесь показана карательная функция государственной власти. Эта функция позволяет государству восстанавливать справедливость. А справедливость, в свою очередь, является условием мирного сосуществования людей самых разных убеждений.
Б) И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести. Устрашениенаказанием является лучшим средством предотвращения беззакония. Однако лучше, если мы повинуемся власти не из - «под палки», а из-за доверия Богу, то есть по совести.
В) Посему, противящийся власти, противится Божию установлению.
Воспитательная функция власти. Тот, кто не покоряется установленной Богом власти, не покоряется Богу. Власть может научить нас скромности и покорности, без которых наша религиозная жизнь не может быть благословенной. Да, и этому учит нас Библия. Однако проблема соотношения власти и религии - это отдельная очень сложная тема с огромным количеством исключений и неоднозначных решений. Поэтому не нужно стараться в вашей беседе со Свидетелями полностью раскрывать эту тему. Лучше предложите им встретиться ещё раз и поговорить об этом отдельно. Важно то, что мы можем дать Свидетелям Иеговы аргументированное библейское объяснение по поводу всех освящённых тысячелетиями традиций Церкви. Я думаю, что Свидетелей Иеговы очень обрадует то, что мы не собираемся оправдывать аморальное поведение некоторых священнослужителей. Однако такие «паршивые овцы» есть везде. Господь наш Иисус Христос предсказывал, что в Церкви (в Царстве Небесном, которое подобно неводу) будет как «плохая, так и хорошая рыба». И окончательное отделение добра от зла произойдёт только при кончине века (см. Мф.13:47-50). Поэтому формальное нахождение в церковной ограде нераскаянных грешников не является доказательством того, что Церковь утратила святость и Божье благословение. Я предлагаю Свидетелям Иеговы сравнивать идеалы Православной Церкви с идеалами ОСБ, примеры святости в Православии с примерами святости в иеговизме, а примеры аморального поведения представителей РПЦ с такими же примерами адептов ОСБ. Я уверен, что в последнем пункте особых различий не будет. Грешим мы все одинаково, а вот святость у нас действительно разная.
В приложении № 11 содержится информация о безнравственном поведении представителей Организации Свидетелей Иеговы.
13.Как отвечать на демагогические возражения
Свидетелей Иеговы.
Выше я уже говорил вам, что самое эффективное средство от демагогии и забалтывания состоит в сохранении сюжетной линии. В главе 11 даны одиннадцать пунктов сюжета, последовательность которых необходимо выучить наизусть. Если вы это сделаете, то сможете вновь и вновь возвращаться к потерянной нити рассуждений после всех дезориентирующих действий иеговистов. Для того, чтобы с самого начала зафиксировать сюжет в рамках необходимой для нас сюжетной линии, я применяю метод, который назвал «МОБИЛИЗАЦИЯ». Суть его состоит в том, что я получаю от Свидетелей Иеговы некоторые гарантии честности и порядочности перед началом нашей беседы. Для того, чтобы увидеть то, как это делается, посмотрите п. 1-13 нашей дискуссии с Галиной. Если вы проведёте «Мобилизацию», то количество сюжетных отступлений, связанных с сектантской демагогией, уменьшится в разы. Кроме этого существуют и другие полезные для вас свойства «Мобилизации»:
· «Мобилизация» помогает вам организованно закончить дискуссию. После того, как вы зададите вопросы Свидетелям и выложите на стол распечатки или ксерокопии текстов Сторожевой Башни, которые будут противоречить устным заявлениям сектантов, вы напомните им, что они обещали говорить правду и ничего кроме правды. Свидетели будут утверждать, что они были честными. Здорово. Значит, врёт ОСБ. Что и требовалось доказать. После этого вы кладёте на стол тексты из приложения № 12. Это будет очень выразительным окончанием вашей дискуссии.
· «Мобилизация» позволяет вам с самого начала завладеть инициативой. Наблюдатели видят, что вы - «модератор» беседы, поэтому их включение в беседу будет происходить с вашей стороны. Свидетели Иеговы окажутся в роли свидетелей на суде. Это дисциплинирует их, делая их более сдержанными в словах и эмоциях.
Есть ещё одна вещь, которая может вам пригодиться в беседе со Свидетелями Иеговы. Вы должны знать то, как сделать логичный переход от демагогии к нужной для вас теме. Я уже много раз говорил, что тема, которая нас интересует, – это «ИСТОРИЯ ОСБ» . Если бы иеговисты не понимали, что эта тема является самым нежелательным поводом для встреч с вами, то можно было бы просто обозначить эту тему заранее, а потом останавливать Свидетелей всякий раз, когда они пытаются уйти «налево». Однако такой роскоши у нас нет. Поэтому первое, что вы должны сделать, обсудить с иеговистами причину, по которой вы хотите с ними говорить именно о Божьей организации. Попробуйте объяснить вашим партнёрам, что если ОСБ ложная организация, тогда с ней нет смысла обсуждать какие бы то ни было богословские вопросы. Ложная организация всегда будет ложно истолковывать Божье учение. Для того, чтобы иеговисты могли с вами обсуждать Библию, они должны стать для вас авторитетами. Причём речь не идёт о том, что ваши собеседники – хорошие люди. В этом мы можем не сомневаться. В разных организациях есть много замечательных людей, которые, тем не менее, искренне служат ложным идеям. Важно то, что иеговисты в общении с вами представляют убеждения организации, претендующей на полномочия учительства от лица Бога Иеговы.
Сейчас я расскажу вам о том, как делается переход от любой «болтовни» к теме «Организация Бога» (п.1 или 4. нашего сюжета). Каждый раз, когда вам будут предложены журналы ОСБ, в которых содержится какой-либо исторический материал, используемый иеговистами в демагогических целях, вы можете перейти к обсуждению истории общества. Допустим, вам дали журнал «Cледует ли верить в Троицу?» Там рассказывается о том, как император Константин Великий, будучи сам язычником продвигал на 1 Вселенском Соборе тринитарную терминологию[46]. И хотя представления иеговистов о роли императора в церковной догматике бесконечно далеки от истины, однако нет никакого смысла в том, чтобы это им объяснять. Не тратьте на это время.
А лучше сравните Константина и Чарльза Рассела. Вы можете спросить, знают ли иеговисты, почему на могиле Чарльза Рассела в Пенсильвании стоит уменьшенная копия Пирамиды Хеопса с изображением креста?[47]
Этот вопрос позволит вам начать разговор о том, как иеговисты меняют своё учение в процессе своего исторического развития. Если б речь шла о программе политической партии, то эти изменения были бы закономерны. Однако Свидетели Иеговы утверждают, что они проповедуют непреложную истину, которая дана человечеству в неизменном виде.
Какие ещё могут быть способы выхода из «лабиринта» иеговистской демагогии к теме «История ОСБ»? Это может быть наводящий вопрос. Предположим, Свидетель Иеговы стал рассказывать о том, как плохо его встретили в каком-то храме. Узнайте у него, что это за храм? Как зовут священника? А потом спросите: А что у Свидетелей Иеговы тебя встретили лучше? А если бы было наоборот, то ты остался бы в храме? Разве не бывает таких ситуаций, когда в какой-то христианской общине человека встречают лучше, чем у Свидетелей Иеговы? Любой здравомыслящий человек поймёт, что гостеприимство не может быть самым главным аргументом в принятии веры. И вот человек начинает говорить про убеждения Свидетелей Иеговы. А нам именно это и нужно. Если он заговорил про то, что у них всё по Библии, - иди в п. 11. 2. нашего сценария. Если человек рассказывает о том, какая это замечательная организация Свидетелей Иеговы – иди в п. 11.1. или 11.4.
Я думаю, что лучшим мостиком от демагогии и болтовни к нужной нам теме является анекдот. Прерывание рассуждения любого человека анекдотом не считается выражением плохого тона даже в самом интеллигентным обществе: