Способы борьбы с нежелательной древесно-кустарниковой

Растительностью

Нежелательной древесно-кустарниковой растительностью на автомобильных дорогах являются дикорастущие деревья и кустарники, которые вырастают на откосах и обочинах земляного полотна, в боковых канавах и на открытых участках полосы отвода автомобильных дорог в результате естественных процессов расселения растений семенным или вегетативным способами.

Для объективной оценки степени зарастания территорий нежелательной древесно-кустарниковой растительностью и планирования мероприятий по ее уничтожению в мелиорации разработано несколько близких по основным показателям классификаций сорной растительности с указанием размеров деревьев и кустарников и их густоты на 1га. Для средней полосы европейской части России такая классификация дана в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Классификация сорной растительности

  Вид растительности Средний диаметр стволов, см*)   Средняя высота, м Количество стволов лесокустарника на 1 га
редкого среднего густого
Кустарник
Мелкий До 3 До 3 До 15000 15000-30000 Более 30000
Средний 3-7 3-6 До 8000 8000-16000 Более 1600
Мелколесье 8-11 5-9 До 800 800-2250 Более 2250
Лес
Очень мелкий 12-15 7-11 До 400 400-1400 Более 1400
Мелкий 16-23 8-16 До 300 300-850 Более 850
Средний 24-32 11-20 До 160 160-250 Более 520
Крупный Более 32 - - - -

*)Диаметр ствола кустарников и мелколесья определяют в нижней части ствола у корневой шейки, у деревьев – на уровне груди человека (на высоте 1,3 м от поверхности земли).

Существуют три основных способа уничтожения нежелательной древесно-кустарниковой растительности:

- механический способ (срезка, корчевание),

- химический способ (обработка специальными химическими веществами, уничтожающими растения - арборицидами)

- термический или огневой способ (сжигание).

Каждый из этих способов, применяемых в отдельности, за исключением удаления растений с пнями и корнями механическим способом, из-за высокой жизнеспособности деревьев и кустарников обычно полного эффекта не дает. Поэтому способы борьбы часто применяются комплексно.

Выбор способа удаления нежелательной растительности зависит от состава пород, густоты, возраста и местоположения растений на элементах дороги, наличия необходимых технических средств и других природных и хозяйственных условий, которые необходимо учитывать при планировании и проведении работ.

Наиболее простым и распространенным приемом борьбы с нежелательной растительностью является механический способ удаления деревьев и кустарников путем рубки или спиливания их стволов у поверхности почвы. Однако удаление только надземной части деревьев и кустарников дает временный эффект, так как эти растения способны возобновлять свой рост порослью пней и корней. По этой причине для полного уничтожения сорных растений после срезки стволов деревьев и кустарников применяется удаление их пней и корней корчеванием.

Химический способ борьбы с нежелательной древесно-кустарниковой растительностью предусматривает пять видов применения арборицидов:

- опрыскивание арборицидами крон деревьев и кустарников;

- введение арборицидов в зарубки на стволах деревьев (способ инъекции);

- нанесение арборицидов на поверхность ствола дерева (на кору) у его основания (базальная обработка);

- обработка пней после срезки стволов для подавления роста поросли их спящих и придаточных почек;

- обработка арборицидами почвы в зоне распространения корней нежелательных деревьев и кустарников.

Применение химического способа уничтожения сорной древесно-кустарниковой растительности, по сравнению с механическим способом, позволяет значительно снизить затраты труда и средств на проведение работ, а также сохранить плодородный слой почвы, который обычно нарушается при корчевании свежих пней и ликвидации корней и древесных остатков. Однако токсичность и экономический риск, связанный с использованием арборицидов, в определенной степени сдерживает их распространение.

Термический (огневой) способ борьбы с сорной растительностью заключается в выжигании растений открытым пламенем. Любое травянистое растение погибает при температуре 278оС в течение 1 с.

Заключение

Учебная дисциплина “Реконструкция автомобильных дорог” является одной из основных изучаемых технических дисциплин для подготовки инженеров-строителей по специальности “Автомобильные дороги и аэродромы”.

Методы, применяемые при реконструкции автодорог, имеют стабильную динамику развития, благодаря использованию достижений смежных наук, учету опыта эксплуатации построенных дорог и обширным научным исследованиям. За последний период времени произошли существенные изменения в самом подходе к реконструкции дорог, появились новые технологии, материалы и машины для производства данных работ, значительно увеличились возможности использования зарубежного опыта в этой области.

В связи с этим приобретение студентами необходимого объема теоретических и практических знаний по технологии и организации производства работ при реконструкции автодорог является важным составляющим элементом получения высшего специального технического образования.

В учебно-методическом пособии в необходимом объеме рассмотрены теоретические вопросы, возникающие при решении конкретных инженерных задач, механизм разработки технологических карт на определенные виды дорожно-строительных работ и методы организации производства работ при реконструкции автодорог.

Проблемы обеспечения экологической безопасности при выполнении дорожных работ вынесены в отдельный раздел.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности “Автомобильные дороги и аэродромы” при выполнении курсового и дипломного проектирования по дисциплине “Реконструкция автомобильных работ”.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. А.П. Васильев, Ю.М.Яковлев, М.С.Коганзон, и др. Реконструкция

автомобильных дорог. Технология и организация работ: Учеб. пособие

Способы борьбы с нежелательной древесно-кустарниковой - student2.ru / Под ред. А.П.Васильева.- М.: Из-во МАДИ, 1998.- 125с.

2. Строительство автомобильных дорог. Т.1,2./Под ред. В.К.Некрасова.-М.: Транспорт, 1980.-416с.

3. Технология и организация строительства автомобильных дорог./Под ред.Н.В.Горелышева.-М:Транспорт, 1992.-487с.

4. Строительство автомобильных дорог: /Справочник инженера –дорожника. /Под ред.В.А.Бочина.-М.:Транспорт, 1980.-512с.

5. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. Нормы проектирования.- М.:

Госстрой, 1985.-56с.

6. СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги. Организация, производство и приемка работ.- М.:Госстрой, 1986.-143с.

7. ЕНиР.Сб. Е2. Земляные работы. Вып.1.-М.: Стройиздат, 1989.-224с.

8. ЕНиР.Сб. Е17. Строительство автомобильных дорог. - М.: Стройиздат, 1989.-48с.

9. СНиП 2.01.01.-82. Строительная климатология и геофизика. - М.: Стройиздат, 1983.-136с.

10. СНиП 3.01.01.-85. Организация строительного производства. - М.: Стройиздат, 1986.-156с.

11. ГЭСН 81-02-27-2001 сборник № 27 «Автомобильные дороги»

12. ГЭСН 81-02-01-2001 сборник № 1 «Земляные работы»

13. ФЕР 81-02-27-2001 сборник № 27 «Автомобильные дороги»

14. ФЕР 81-02-01-2001 сборник № 1 «Земляные работы»

15.Технология и организация строительства автомобильных дорог. Том1:

Земляное полотно: учеб. пособие /Вл.П.Подольский, А.В.Глагольев,

П.И.Поспелов; Воронеж. гос. архит.-строит. ун-т, Моск. автомоб.-дор.

ин-т; под ред. проф. Вл.П. Подольского. – Воронеж: Изд-во Воронеж.

гос. ун-та, 2005.-528с.- ISBN 5-9273-0788-4

П Р И Л О Ж Е Н И Я

Приложение 1

Образец оформления титульного листа курсового проекта

 
  Способы борьбы с нежелательной древесно-кустарниковой - student2.ru

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

КАФЕДРА СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «РЕКОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ»

раздел «ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ

РЕКОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ»

ВЫПОЛНИЛ(А): студент(ка) № гр

Ф.И.О.

ПРОВЕРИЛ: преподаватель

Ф.И.О.

ВОРОНЕЖ

Способы борьбы с нежелательной древесно-кустарниковой - student2.ru 20ХХ г.

Приложение 2

Наши рекомендации