При борьбе с нежелательной растительностью путейцы делают ставку на механизацию

На базе Староминской дистанции пути прошла школа-семинар с главными инженерами предприятий, где рассматривали технологию обработки полосы отвода с помощью автотракторной техники.

Суть проблемы известна: необходимо существенно улучшить ситуацию с очисткой полосы отвода от древесно-кустарниковой и травяной растительности, что особенно актуально в условиях летней жары и роста пожароопасности.

Чтобы добиться желаемых результатов в содержании участков полосы отвода, необходимо минимизировать ручной труд, а основную нагрузку в этом деле возложить на технику. Об этом говорил в своём докладе на семинаре главный инженер службы пути Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры Роман Бородавка.

Ряд шагов в этом направлении уже предпринят. К примеру, технику для очистки полосы отвода от нежелательной растительности служба пути уже активно привлекает, пользуясь помощью дирекции аварийно-восстановительных средств. В практике используются мотокосы, бензопилы, тракторы с опрыскивателями и плугами и навесными косилками, бульдозеры. К примеру, в Сальской дистанции пути таким способом в апреле – мае текущего года были очищены от растительности и мусора полосы отвода по обе стороны пути на участке с 36-го по 39-й километр между Батайском и Сальском. В работе был использован бульдозер Сальского восстановительного поезда. Эффективно применяют малую технику при скашивании камыша и осушении заболоченных территорий в поймах малых рек в Ростовской дистанции инженерных сооружений.

На семинаре отмечался в качестве положительного опыт Кавказской дистанции пути по использованию в борьбе с кустарниковой растительностью роторной косилки КР-2.0. Это навесное орудие к колёсному трактору позволяет выполнять немалые объёмы работ на заросших, относительно равнинных участках полосы отвода.

С марта текущего года на перегоне Мирская – Кавказская (1568-1570-й километры) был очищен участок площадью 10 гектаров, на перегоне Малороссийская – Мирская (1561-го по 1566-й километр) с правой стороны – 20 гектаров, а на 1563-1564-м километре с левой стороны – 10 гектаров. Сегодня работы продолжаются.

Не случайно школа-семинар была проведена на базе Староминской дистанции пути. Здесь есть опыт применения механизации в полосе отвода, который был раскрыт в выступлении исполняющего обязанности главного инженера Владимира Кияшко.
Любопытно, что навесное оборудование к тракторам было изготовлено умельцами из дистанции в мастерских из металла, который в обычной ситуации уходит в металлолом. В Староминской эти отходы превратили в подручные средства, используемые для борьбы с растительностью и деревьями до 5-7 сантиметров в диаметре. Здесь эффективно используют тракторы выпуска 1960-х годов.

Как работают роторные косилки двух типов, лёгкого и тяжёлого, измельчающие до мелкой стружки ветви и сучья, а также трактор с бороной, поливочный поезд – всё это было продемонстрировано участникам школы на перегоне Староминская Ейская – Старощербиновская.

Важно, что к технологии, которую используют в Староминской дистанции пути, нет претензий ни у технадзора, ни у ГИБДД.


Немалый интерес вызвало выступление главного инженера Куберлеевской дистанции пути Ивана Поливина. Он рассказал, как эффективно используют на предприятии мульчер итальянского производства на малодеятельном перегоне Куберле – Саловский. Кустарниковая растительность там была высотой до 4 метров. После прохода мульчера в полосе отвода удалось навести порядок.

– Сейчас приятно посмотреть на этот участок. Его состояние приближается к эталонному. Но к осени картина изменится, кустарники и травы возьмут своё, поднявшись почти до той высоты, которая была перед проходом агрегата, – рассказал Иван Поливин.

А всё потому, что подрядные организации, которые ранее сотрудничали с путейцами, не обработали полосу отвода гербицидами. По сути, не довели дело до конца.

Почему так происходит? Потому что, начиная с 2013 года, с подрядными организациями перестали заключать договоры на химобработку полосы отвода из-за низкого качества такой обработки.

Изменить ситуацию в лучшую сторону обещает ещё одна подрядная организация – ООО «Арсенал», представитель которой, Сергей Замураев, выступил на школе-семинаре с сообщением как раз об использовании гербицидов.

При положительной динамике по содержанию полосы отвода в целом имеет место ряд замечаний в связи несвоевременной очисткой мест рубок силами дистанций пути. Тут вопрос упирается не только в эстетику, но и в безопасность – и движения поездов, и противопожарную. Понятно, что при недостатках в этой области высок риск штрафов и прочих наказаний от государственных контролирующих органов.

Критика в этом отношении прозвучала в адрес работников Сальской дистанции пути, где после выполнения работ на 435-м километре не были убраны срубленные деревья.

Есть отставание от плана вырубки в Миллеровской дистанции пути, хотя он невелик – всего 1 километр. А в Шахтинской дистанции пути при плане 10 километров на год вырубка произведена только на одном километре.

По результатам весеннего осмотра хозяйств комиссией начальника дороги было сделано замечание по зарастанию древесно-кустарниковой растительностью контура скально-обвальной сигнализации на всём участке пути от Туапсе до Адлера, что создаёт опасность в период летних пассажирских перевозок.

А перегон Чинары – Чилипси до такой степени зарос древесно-кустарниковой растительностью, что ветки попадают в габарит подвижного состава.

Такое положение недопустимо. При таком отношении к очистке полосы отвода резко увеличивается риск возгораний, особенно в пожароопасный период. Кстати, уже имеется ряд предостережений по этому вопросу со стороны Южной транспортной прокуратуры.

– Эти работы, как безотлагательные, требуют скорейшего выполнения. При этом уже давно пора отказаться от сезонности по очистке полосы отвода от растительности, а проводить её круглогодично, – считает Роман Бородавка.

Николай Бастрыкин

http://www.gudok.ru/zdr/173/?ID=1282829


Наши рекомендации