Падение Иудеи. Евреи в Вавилонском плену.
По смерти Иосии царство Иудейское в действительности подпало под
владычество Египта, фараон которого Нехао сумел настолько поднять
могущество своего государства, что пред ним трепетали даже воители
месопотамские. Он овладел всею северною Сирией, составлявшей
провинцию Ассирии, и, чтобы удержать ее за собою, устроил военный стан
на берегу Оронта, близ Имафа. Имея в виду главного противника – Ассиро-
Вавилонию, фараон на время оставил царство Иудейское без всякого
внимания. Иудеи воспользовались этим обстоятельством и, воображая себя
еще самостоятельным государством, приступили к избранию нового царя,
которым и избран был четвертый сын покойного Иосии – Селлум258,
предпочтенный другим вероятно потому, что он был от наиболее любимой
жены покойного царя. Помазанный на царство, Селлум, по обычаю,
получил новое священное имя Иоахаз – «поддерживаемый Иеговою». Но
его царствование продолжалось лишь до тех пор, пока от фараона Нехао
не прибыли послы, возвестившие народу неблагосклонность фараона к
этому произвольному выбору и напоминавшие ему о его вассальном
положении по отношению к фараону. Противодействие могущественному
воителю было бы бесполезно, и Иоахаз был уведен в плен – в военный стан
фараона. Оттуда, по-видимому, он был отправлен в Египет, где и оставался
в качестве пленника до самой смерти. Лучше бы умереть ему на поле
битвы, подобно своему отцу. Это был юноша энергичный и много-
обещавший, «молодой лев, ставший ходить между львами и научившийся
ловить добычу». Но иноземный властелин «посадил его в клетку на цепи и
отвел его в крепость, чтобы не слышен уже был голос его на горах
Израилевых» (Иерем. 19:6, 9). Говоря о его судьбе, пророк Иеремия
восклицал: «не плачьте об умершем и не жалейте о нем; но горько плачьте
об отходящем в плен, ибо он уже не возвратится, и не увидит родной
страны своей» (22:10). На место низвергнутого царя фараон поставил
Елиакима259, второго сына Иосии, на тяжелых условиях – ежегодной
уплаты огромной дани. Этот ставленник фараона (переименованный в
Иоакима) обязался уплачивать своему властелину сто талантов серебра и
один талант золота, – сумму, которая была невыносима для маленького
царства Иудейского, и, тем более тяжелую, что она взималась с
беспощадною строгостью. Но и этою данью не ограничивались тягости
народа. Сам царь, стараясь жить с царскою пышностью, делал и со своей
стороны новые налоги на народ, которые взимал при помощи военной
силы. Он построил себе новый дворец в Иерусалиме и на построение
употреблял даровой труд народа, вынуждавшегося к тому силой. Понятно,
что такой царь мог только ускорить гибель своего государства. Все эти
бедствия должны были действовать на народ вразумительно и обращать его
взоры к единому истинному Царю Израиля; но увы – зло прежнего
идолопоклонства уже настолько отравило совесть народа, что он в самых
этих бедствиях стал видеть себе мщение со стороны отвергнутых при
Иосии богов. Ему казалось, что он был счастливее, когда поклонялся
Ваалам и Астартам. Нашлись люди, которые стали проповедовать
восстановление язычества. «Будем, говорили они, кадить богине неба и
возливать ей возлияния, как мы делали, мы и отцы наши, цари наши и
князья наши, в городах Иудеи и на улицах Иерусалима; потому что,
прибавляли они, тогда мы были сыты и счастливы, и беды не видели»
(Иерем. 44:17). Иоаким, конечно, охотно присоединился к этому
движению, и идолопоклонство вновь стало быстро водворяться в земле.
Кроме ханаанских идолов введены были и идолы египетские. В самых
подвалах храма Иерусалимского поставлены были священные животные,
боги покровителя Иоакимова, фараона, и им возносились курения. У
северных врат храма женщины вопили об исчезновении финикийского
бога Адониса, чтобы при отыскании его предаваться самому бесстыдному
распутству. Еще хуже того – во внутреннем дворе, между портиком и
святилищем, собирались языческие жрецы, которые, обратившись лицами
к востоку, боготворили восходящее солнце как своего бога Ваала. Боги в
Иудее сделались столь же многочисленными, как и города. Идолы из
золота и серебра, дерева и камня боготворились и в частных домах.
Высоты холмов курились от идолопоклоннических жертвоприношений.
Рощи осквернялись позорными капищами Астарты. В долине Гинномовой,
под самыми стенами Иерусалима, опять раздавалось дикое торжество
безумцев, приносивших своих детей в жертву Молоху. Сообразно с таким
религиозным состоянием было столь же ужасно и состояние
нравственное. Страницы книг современных пророков поражают
изображением бездны нравственного падения общества. Вокруг пророков
Иеремии, Варуха и Аввакума еще группировался маленький кружок
людей, преданных Иегове, но они бессильны были остановить все более
распространявшийся поток зла. За свою верность религии они подверглись
притеснениям и гонениям. Самая жизнь становилась для них бременем, и
они хотели бы найти себе убежище даже где-нибудь в дебрях пустынь,
чтобы только избавиться от зла. Но долг служения удерживал их на месте.
Некоторые из пророков и их последователей должны были вынести тяжкие
гонения и страдания. Иеремия заключен был в колоду и брошен в
подземную водосточную яму, обращенную в тюрьму, и принужден был для
спасения своей жизни бежать из Иудеи; пророк Урия за свое обличение
царя и народа подвергся также преследованию от Иоакима, который хотел
предать его смерти. Спасаясь от мщения царя, Урия бежал в Египет, но по
просьбе Иоакима он выдан был египетским правительством и гнусно
умерщвлен в Иерусалиме. Самая природа как бы возмущалась
совершавшимся на земле беззакониям, и небо не давало дождя, так что
страну постигла страшная засуха, которая, по объяснению пророков, была
именно наказанием за беззакония. Суббота совершенно не соблюдалась и
этот священный день проводился на рынке, в торговле и разгуле. За все
это, по предсказанию пророков, царство Иудейское должно было
подвергнуться величайшим бедствиям от внешних завоевателей, и к этому
именно приведет союз с Египтом. Но подобная проповедь делала только
самих проповедников-пророков еще более ненавистными народу, который
презирал их и гнал как нарушителей общественного порядка. Между тем,
быстро надвигалась гроза. Ниневия уже пала, и все могущество
Месопотамии сосредоточилось в Вавилоне. Навуходоносор, сын
основателя Вавилонской монархии Набополассара, предводительствуя
войсками отца, не только дал отпор египетскому фараону, который
продолжал заявлять свои притязания на Месопотамию, но и нанес ему
решительное поражение в битве при Каркемише на Евфрате. Тогда пред
этим новым завоевателем открылся свободный путь к Средиземному
морю, и он двинулся для подчинения себе всех народов и стран, которые,
составляя некогда данников Ассирии, затем подпали под власть Египта и
теперь, по наследству, должны были перейти во власть Вавилонии. На этом
пути грозного завоевателя лежала и Палестина, которая неминуемо
должна была сделаться его добычей. Эту опасность яснее всех предвидел
пророк Иеремия, который и предсказал, что Вавилон сокрушит царство
Иудейское и народ будет отведен в плен, в котором и останется в течение
семидесяти лет (Иерем. 25). Такое бедствие должно было служить
сильным побуждением к религиозно-нравственному подъему, чтобы
умилостивить разгневанного Иегову; но жестоковыйный народ оставался в
своем нечестии и беззаконии. Наконец, чтобы как-нибудь пробудить
дремлющую совесть народа, пророк написал свои пророчества на особом
свитке и велел громко читать их при входе в храм, где постоянно
толпились богомольцы. И он достиг, отчасти, своей цели. Страшные
пророчества заставили трепетать всех. Но только когда уже Навуходоносор
приближался к Иерусалиму, все убедились в истинности пророчества
Иеремии. Устрашенный народ огласил воздух молитвами и воплями.
Тревога распространилась по всему городу. Варух, читавший пророческий
свиток при входе в храм, потребован был во дворец, где его заставили
прочитать пророчество пред самим царем, который в это зимнее время жил
в теплых палатах своего великолепного дворца. Можно было надеяться,
что царь, услышав грозные слова пророчества, преклонится пред велением
Промысла и раскается. Но надежда не оправдалась. Услышав предсказание
о гибели царства, царь в раздражении вырвал свиток из рук чтеца, сам
изрезал его в куски и бросил в топившуюся печь, желая этим показать свое
презрение к тому, что ему казалось пустыми бреднями полоумных людей.
Сами пророки должны были бежать от царя, который грозил им
примерным наказанием за нарушение спокойствия царя и города. Тогда
изречено было ему новое пророчество Иеремией, который предсказал, что
за такую самонадеянность и неверие царь не передаст лично престола
Давидова своему сыну, что его тело будет выброшено непогребенным на
улицах, и только после разложения будет погребено «ослиным
погребением», и никто не произнесет о нем обычных причитаний: «увы,
государь!» – «увы, его величие!»... Предсказание это скоро оправдалось во
всей своей ужасной точности.Вторгшись в Палестину, Навуходоносор
потребовал от Иоакима подчинения, и устрашенный царь поспешил
отказаться от египетского фараона и передаться Вавилону. Таким быстрым
подчинением он на время отвратил гибель своего государства и, если бы
оставался верным своему новому властелину, мог бы удержать за собою
престол до конца жизни. Но он поддался внушениям египетской партии в
Иерусалиме, и по ее совету чрез три года отложился от вавилонян и опять
передался фараону Нехао. Лишь только донеслась об этом весть до
Навуходоносора, как он быстро явился пред воротами Иерусалима,
которые устрашенный царь без сопротивления отворил пред грозным
воителем, надеясь этим хоть отчасти смягчить гнев его. Но он все-таки
должен был заплатить тяжелый штраф и с печалию видел, как вавилонский
воитель захватил с собою все дорогие сосуды и отправил их в Вавилон.
Вместе с тем, завоеватель захватил в плен несколько тысяч народа и
нескольких знатных юношей в качестве заложников, предполагая в то же
время дать им халдейское образование и сделать из них, впоследствии,
верных слуг престола. Между этими юношами был Даниил с его тремя
товарищами – Ананией, Азарией и Мисаилом, последующая судьба
которых сделала их знаменитыми в истории260. Это было так называемое
первое пленение, которое и считается началом семидесятилетнего плена
Вавилонского. Сам Иоаким чрез несколько лет погиб бесславною
смертию. Своими новыми интригами в пользу фараона он опять вызвал
гнев вавилонян, которые взяли Иерусалим, заковали в цепи непокорного
царя для отправления его в Вавилон; но он скоро был убит в самом
Иерусалиме, и тело его, по иудейскому преданию, было выброшено на
улицу и только после уже предано «ослиному» погребению.Между тем,
смерть Набуполассара заставила Навуходоносора поспешить с
возвращением в Вавилон для обеспечения за собой престола, чем на время
было отсрочено окончательное падение царства Иудейского.
Изменнические сношения нового царя Иехонии261 с Египтом, однако же,
снова вызвали нашествие Навуходоносора, который лично явился под
стенами Иерусалима, и город спасен был от разрушения только сдачей
царя со всеми его женами и приближенными. Все они вместе со
множеством лучших воинов и ремесленников, в числе 10 000 человек,
отведены были в Вавилон. Среди пленных были пророк Иезекииль и
Семей, дед прославившегося впоследствии Мардохея. В Иудее осталось
лишь бедное и низшее население. Это событие называется великом
пленом. Но с ним еще не вполне закончилось существование царства
Иудейского. Для управления жалкими останками его поставлен был
Навуходоносором третий сын благочестивого Иосии Матфания,
переименованного в Седекию262. Во время своего одиннадцатилетнего
царствования он злоупотреблял властию даже больше своих жалких
предшественников. В девятый год царствования он, несмотря на мудрые
предостережения пророка Иеремии, вздумал свергнуть вавилонское иго и
опять завел сношения с Египтом. Навуходоносор в последний раз явился
под стенами Иерусалима и начал его осаду263. Иерусалим отчаянно
защищался в течение полутора лет, и являлась даже надежда на
избавление, особенно когда дошло известие, что на выручку его выступил
египетский фараон. Но Навуходоносор быстрым движением настиг и
разбил египтян и затем еще крепче обложил Иерусалим. В городе начался
страшный голод. Не выдержали, наконец, и стены. В одном месте сделан
был пролом, чрез который и вторглись вавилоняне. Седекия думал
спастись бегством, но был схвачен и приведен к Навуходоносору, Его дети
были убиты пред его глазами и сам он был ослеплен. Бездетный и слепой,
последний царь иудейский был отведен в плен и заключен в тюрьму.
Иерусалим затем подвергся беспощадному мщению победителя. Он вместе
с храмом и дворцами разрушен был до основания, и все сокровища, не
исключая знаменитых бронзовых колонн, достались в добычу неприятелю
и увезены в Вавилон. Первосвященники были убиты, а большая часть
остального населения уведена в плен. Это было в 10 день пятого месяца, в
19 год царствования Навуходоносора, и этот страшный день падения
города Давидова доселе у иудеев воспоминается строгим постом.Жалкие
останки населения, оставленные Навуходоносором для обработки земли и
виноградников под управлением Годолии, были потом, после
произведенного ими возмущения и убиения правителя, уведены в Египет,
и таким образом окончательно опустела земля иудейская.Все постигшие
царство Иудейское бедствия были заранее предсказаны пророком
Иеремией, и он был очевидцем страшного исполнения своего
предсказания. Падение Иерусалима пророк оплакал в глубоко
трогательных песнях, которые составляют книгу «Плач Иеремии». Сам
пророк скончался в Египте, куда он насильственно уведен был вместе с
остатками иудейского населения.
Пророк Иезекииль.
Иезекииль был пророком и священником. Свою молодость он провел в
Иудее. Когда ему исполнилось двадцать пять лет, он в 597 году, за
одиннадцать лет до разрушения Иерусалима, был уведен в плен
вавилонский вместе с царем Иоакимом и жил там среди переселенцев при
реке Ховаре. К пророчеству священник Иезекииль был призван на пятом
году своего пребывания в вавилонском плену. При этом Господь показал
Своему избраннику следующее видение.
Иезекииль видел в светлом облаке нечто подобное четырем
животным, у каждого из которых было по четыре крыла и по четыре лица:
человека, льва, тельца и орла. Под каждым животным находилось по
одному колесу с высокими ободьями, усеянными очами. Над их головами
утверждался кристальный свод, а на своде стоял престол. На престоле
восседал Господь в образе человека. С этого престола Господь призвал
Иезекииля к пророческому служению и дал ему съесть свиток, на котором
было написано: «плач, и стон, и горе». Пророк съел этот свиток и
почувствовал в устах своих сладость, как от меда. Эти слова, написанные
на свитке, явились темой обличительной проповеди пророка Иезекииля.. С
этого времени из уст избранника Божия раздавались пророческие слова,
предсказывающие о надвигающемся горе и страданиях избранного народа.
Такая участь постигнет избранный народ за то, что он забыл своего Бога и
поклоняется чужим богам. Иезекииль подобно своему современнику
пророку Иеремии предсказывал евреям о разрушении Иерусалима и
убеждал их покориться воле Божией. Из далекой страны плена он
изображал взятие и разрушение Иерусалима с такими подробностями, как
будто все это он видел своими глазами. Но пророк не только обличает
евреев, он утешает и ободряет пленных своих братьев. Он убеждает их в
том, что еврейский народ, несмотря на тяжкое наказание Божие, все-таки
останется избранником Божиим. Своими страданиями он должен
очиститься от грехов, а затем выполнить возложенную на него миссию,
которая заключается в распространении среди языческого мира веры в
Истинного Бога.
Поскольку иудейскому народу предстояло выполнить такую
историческую миссию, пророк предсказывал гибель всех его угнетателей и
возвращение евреев из плена на родину. Однажды он рассказал верующим,
что Господь перенес его в будущий, восстановленный Иерусалим. Какой-
то таинственный муж водил его по городу и по двору заново отстроенного
храма, и Господь велел ему внимательно смотреть и запоминать, чтобы
потом подробно рассказать своим землякам в Вавилоне. Таким образом
Иезекииль поддерживал дух изгнанников, предсказывал, что они вернутся
на землю отцов и их Царем станет Потомок Давида – Христос, Спаситель
Мира (Иез. 40-47).
Некоторые пророчества Иезекииля изображаются символически. Так,
например, будущее восстановление Иудейского царства и грядущее
воскресение мертвых пророк изображает под видом поля, усеянного
человеческими костями. Эти кости, под воздействием Духа Божия,
облекаются плотью и оживают (Иез. 37). Спасительное учение грядущего
Мессии Иезекииль изображает под видом источника, вытекающего из
храма, воды которого впадают в Мертвое море и оживляют всю страну
(Иез. 47).
Пророк не дожил до того счастливого часа, когда иудейский народ
возвратился из плена и восстановил свою столицу и храм. Предание
говорит, что великий пророк был убит одним иудейским вельможей за то,
что Иезекииль смело обличил его в идолопоклонстве. Двадцать два года
Иезекииль нес тяжелое пророческое служение и оставил после себя книгу
для назидания его современников и будущих потомков.
Пророк Даниил.
Другим великим пророком, жившим во время вавилонского плена и
поддерживавшим веру в Истинного Бога среди иудейского народа, был
Даниил, который происходил из царского рода и еще мальчиком отведен
был в вавилонский плен. В плену, по желанию царя Навуходоносора,
Даниил был избран с некоторыми другими пленными мальчиками из
лучших иудейских семейств для служения при царском дворе. Царь
приказал воспитывать их при своем дворе, обучать разным наукам и
халдейскому языку. Пищу он повелел им давать со своего стола. В числе
избранных были три друга Даниила: Анания, Азария и Мисаил. Даниил
вместе со своими тремя друзьями твердо хранил веру в Истинного Бога..
Они не хотели есть царской пищи, чтобы не съесть чего-либо,
запрещенного законом Моисеевым, и просили своего воспитателя-евнуха
давать им только хлеб и овощи. Воспитатель не соглашался, так как боялся,
что они похудеют, и царь накажет его. Но Даниил упросил его сделать
испытание в течение десяти дней. И когда прошло десять дней, то
оказалось, что Даниил и его друзья не только не похудели, а даже стали
полнее, здоровее и красивее своих товарищей. После этого их больше не
принуждали есть царскую пищу. За такое строгое исполнение закона – за
воздержание (пост) и благочестие Бог наградил этих отроков хорошими
способностями и успехами в учении. На испытании они оказались умнее и
лучше других и получили большие должности при царском дворе.
Даниилу же Бог, кроме того, дал еще способность разъяснять сны, как
некогда Иосифу. Такое возвышение иудейских юношей послужило на
пользу пленным иудеям. Благочестивые юноши получили возможность
защищать иудеев от притеснений и улучшить их жизнь в плену. Кроме
того, через них многие язычники могли познавать и прославлять Бога.
Однажды Навуходоносор увидел необыкновенный сон, но,
проснувшись утром, не мог его вспомнить. Сон же этот очень беспокоил
царя. Он созвал всех мудрецов и гадателей и велел им напомнить ему сон и
объяснить его значение. Но они не в силах были это сделать и ответили:
«Нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю…» (Дан.
2:10). Навуходоносор разгневался и хотел предать смерти всех мудрецов.
Тогда Даниил упросил царя дать ему некоторое время, и он разъяснит сон.
Возвратившись домой, Даниил усердно молил Бога открыть ему эту тайну.
В ночном видении Господь открыл ему сон Навуходоносора и значение
его. На следующее утро Даниил предстал перед лицом Навуходоносора и
сказал: «Царь! Когда ты ложился спать, ты думал о том, что будет после
тебя. И вот, во сне ты увидел огромного истукана: в блеске стоял он и
страшен был вид его. У этого истукана: голова была из чистого золота,
грудь и рука из серебра, чрево и бедра из меди, голени из железа, а ступни
ног частью из железа, частью из глины. Затем ты увидел, как от горы сам
собой, без содействия рук человеческих, оторвался камень и ударил в ноги
истукана и разбил их, тогда весь истукан рассыпался и превратился в прах,
а камень тот так увеличился, что покрыл собою всю землю – Вот царь,
твой сон!»
«Этот сон, – продолжал Даниил, – означает следующее: ты царь
царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу... и ты
владеешь другими народами. Царство твое – это золотая голова истукана.
После тебя настанет другое – серебряное царство, которое будет ниже
твоего. Затем настанет третье царство, медное, которое будет
владычествовать над всей землей. Четвертое царство будет крепкое как
железо. В дни последнего царства Бог Небесный воздвигнет Вечное
Царство, которое не будет передано какому-либо народу, но сокрушит все
Царства земли и распространится по всему миру на вечные времена. Так
Великий Бог дал знать царю, что будет после всего».
Выслушав все, царь Навуходоносор встал и поклонился пророку
Даниилу до земли, и сказал: «Истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка
царей…» (Дан. 2:47). После этого Навуходоносор назначил Даниила
начальником Вавилонской области и старшим над всеми вавилонскими
мудрецами, а трех его друзей – Ананию, Азарию и Мисаила поставил
правителями страны Вавилонской.
Предсказания пророка Даниила исполнились в точности. После
Вавилонского царства следовали одно за другим еще три всемирных
царства: Мидийско-Персидское, Македонское, или Греческое, и Римское,
из которых каждое владело иудейским народом.
Во время же Римского царства пришел на землю Христос, Спаситель
мира, и основал Свое всемирное, вечное Царство – святую Церковь. Гора,
от которой отвалился камень, означала Пресвятую Деву Марию, а камень –
Христа и Его вечное Царство.
Вскоре друзья пророка Даниила – Анания, Азария и Мисаил
подверглись большому испытанию в вере. Царь Навуходоносор поставил
на поле Деире, близ города Вавилона, большого золотого истукана. К
открытию его были собраны все вельможи и знатные люди Вавилонского
царства. И было объявлено, чтобы все, как только услышат звук трубы и
музыкальных инструментов, пали на землю и поклонились истукану; если
же кто не исполнит царского повеления, будет брошен в раскаленную
печь.
И вот, когда раздался звук трубы, все собравшиеся пали на землю –
только трое друзей Даниила стояли непреклонно перед истуканом.
Разгневанный царь приказал сильно разжечь печь и бросить в нее трех
иудейских юношей. Пламя было так сильно, что воины, бросившие
осужденных в печь, упали мертвыми. Но Анания, Азария и Мисаил
остались невредимыми, потому что Господь послал Ангела Своего
оградить их от пламени. Находясь среди огня, они пели хвалебную песнь,
прославляя Господа. Это чудо удивило царя, и он повелел трем юношам
выйти из горящей печи. Когда они вышли, то оказалось, что огонь не
коснулся их, даже одежды и волосы не опалились. Навуходоносор, видя это
чудо, сказал: «Благословен Бог... Который послал Ангела Своего и избавил
рабов Своих, которые надеялись на Него» (Дан. 3:95). И запретил царь, под
страхом смерти, всем своим подданным хулить имя Бога Израилева.