Пророки израильского царства.

Пророк Иона:

Вскоре после Елисея в Израильском царстве явился новый пророк по

имени Иона. В это время за Евфратом быстро возвышалось и крепло

могущественное Ассирийское царство, которое было во враждебных

отношениях с царством Израильским. Столица Ассирии – Ниневия

утопала в роскоши, что, разумеется, вело к религиозно-нравственному

падению ее жителей. И вот в этот развращенный и враждебный Израилю

город вселюбящий и милующий Господь посылает пророка Иону с тем,

чтобы возвестить его грешным жителям близкую гибель, если они не

покаются. «Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, –

сказал Бог, – ибо злодеяния его дошли до Меня» (Иона 1:2). Но Иона не

хотел идти к врагам народа израильского и не послушался голоса Божия.

Он сел в корабль и отправился совсем в другую страну. Но вдруг на море

поднялась сильная буря, и кораблю стала угрожать гибель. Матросы-

язычники день и ночь боролись с ураганом и умоляли своих богов

смиловаться над ними. Видя, что буря не утихает, капитан корабля решил

бросить жребий, чтобы узнать, из-за кого постигла их эта беда. Жребий

пал на Иону, и матросы потребовали у него: «Скажи нам, за кого постигла

нас эта беда?» Иона признался, что это он вызвал гнев Бога Израилева, ибо

не выполнил Его святую волю. Тогда встревоженные матросы спросили:

«Что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас?» Иона смиренно

сказал: «Возьмите меня и бросьте в море, и море утихнет для вас, ибо я

знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря» (Иона 1:8:11–12).

Моряки были добрыми людьми и хотели высадить Иону на сушу, но

большие волны и сильный ветер не позволили им этого сделать. Тогда им

не оставалось другого выхода, как, помолившись Богу Израилеву, бросить

пророка Иону в море. Как только Иона скрылся в пучине морской, буря

утихла. Но Иона не утонул, его по повелению Божию проглотил огромный

кит и носил его в своем чреве три дня и три ночи. Все это время пророк

пел благодарственные гимны Богу и просил Его о помиловании.

Через три дня кит выбросил пророка живым на берег. После этого

Иона пошел в Ниневию для исполнения воли Божией. Целый день он

ходил по городу и проповедовал всем, говоря, что через сорок дней

Ниневия будет разрушена. Жители города поверили его словам. Они

вместе с царем наложили на себя строгий пост, стали молиться и просить

покаяния в своих грехах. Видя, что жители Ниневии раскаялись, Господь

смиловался над ними. Но Ионе не понравилось, что Бог так милостиво

отнесся к языческому народу, разочарованный и сердитый, он покинул

город, чтобы не выставлять себя на посмешище перед людьми, которым он

пророчил гибель. Недалеко от города он построил себе шалаш и с чувством

обиды стал молиться: «О, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в

стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и

милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о

бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне

умереть, нежели жить» (Иона 4:2–4). Господь не ответил пророку на такую

неразумную молитву, но сделал так, что над его головою выросло высокое

растение, заслонившее его от палящих лучей солнца. На следующий день

Господь повелел червям подточить корни, и оно сразу засохло.

Одновременно с востока подул горячий сухой ветер, а солнце жгло так

сильно, что Иона изнемог от духоты и стал роптать. Тогда Господь, поучая

Иону, сказал ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не

трудился и которого не растил... Мне ли не пожалеть Ниневии, города

великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих

отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Иона 4:10–11).

Главную мысль книги пророка Ионы можно выразить так: Господь

заботится об обращении всех грешников, Он любит все народы и даже

врагам Израиля – ниневитянам – желает спасения. Трехдневное

пребывание пророка Ионы во чреве кита и чудесное спасение его было

прообразом трехдневной смерти и воскресения Христа Спасителя.

Пророки Амос и Осия:

Эти пророки жили в Израиле в VIII веке до н.э. во время царствования

Иеровоама II. При этом царе Израиль поднялся из упадка и вступил в

полосу бурного экономического расцвета. Страна процветала почти так

же, как во времена Соломона. Но экономический рост государства очень

часто снижает религиозно-нравственную сторону жизни народа. То же

самое случилось и в Израиле. Израильтяне забыли Истинного Бога и не

стали исполнять благих Его заповедей, ведущих к духовному

совершенствованию.

Когда религиозно-нравственное падение евреев достигло предела, в

Израиль был послан Богом пророк Амос. До этого он был пастухом и все

дни свои проводил на горных просторах Иудеи. Взяв свой пастушеский

посох, он отправился в Самарию. Этот город разгула и разврата потряс его.

Амос с ужасом смотрел на нарумяненных женщин, разодетых молодых

щеголей, на безжалостных и несправедливых вельмож, на чрезмерную

роскошь домов и дворцов и крайнюю нищету простого люда. По всей

Самарии стояли капища, посвященные идолам. Амос сразу же пошел в

Вефиль – религиозный центр Израиля, стал перед храмом, в котором Бог

Моисея был изображен в виде тельца, и начал гневно обличать пороки

израильтян, призывая их к покаянию. «Выслушайте это, алчущие

поглотить бедных и погубить нищих…» – взывал он к совести богатых.

Пророк призывал людей не оскорблять Бога развратом, чрезмерной

роскошью и жестокостью к бедным и беззащитным. Несмотря на то, что

Израиль в это время был в расцвете своих сил, Амос предсказал внезапную

его гибель: «И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат

солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня» (Ам. 8:4:9).

Пророчество Амоса вскоре исполнилось. Израиль был разрушен

Ассирийским царством.

Пророк Осия был младшим современником Амоса. При нем уже

начало сбываться пророчество Амоса о гибели Израиля. Опасаясь

агрессивных действий Ассирии, Израиль вступил в военный союз с

Египтом. Пророк Осия в своей книге изображает Израиль под видом

распутной и неверной жены. Как неверная жена уходит от своего мужа к

любовникам, так и Израиль забыл своего Бога и стал поклоняться ложным

богам и надеяться на союзы с языческими народами. Но грозные слова

пророка не находили себе отклика в развращенном народе. Тогда по

повелению Божию он возвещает израильтянам о гибели их царства.

Пророки Иудейского царства.

Пророк Исаия:

Особенно знаменитым среди иудейских пророков был пророк Исаия.

Он был потомком царя Давида и находился в родственных отношениях с

иудейскими царями. Исаия пророчествовал при царях Иоафаме, Ахазе и

Езекии. В год смерти царя Озия, в 740 году, Бог призвал Исаию к

пророческому служению особым явлением. Исаия видел Господа в

небесном храме на высоком престоле. Вокруг Него стояли шестикрылые

серафимы и взывали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна

славы Его!» Пораженный видением, Исаия воскликнул: «Горе мне! погиб

я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с

нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис.

6:3:5). Один из серафимов взял клещами уголь с небесного жертвенника и

коснулся им уст Исаии со словами: «Вот, это коснулось уст твоих, и

беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». После этого Исаия

услышал вопрошающий голос Господа: «Кого Мне послать? И кто пойдет

для Нас?» Исаия ответил: «Вот я, пошли меня!» Тогда Господь повелевает

ему: «Пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и

очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего,

и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули…» (Ис. 6:7-10). Исаия

спросил: «Надолго ли, Господи?» Господь ответил ему: «Доколе не

опустеют города, и останутся без жителей, и дома без людей, и доколе

земля эта совсем не опустеет» (Ис. 6. 11).

Видение окончилось, и на святом пророке почил Дух Божий, Который

звал его на борьбу с пороками и религиозным заблуждением еврейского

народа. Исаия громко и пламенно призывал еврейский народ к покаянию,

обличал его нечестие. В словах, полных апокалипсического ужаса, он

призывал жителей Иудеи отказаться от чужих богов и обратиться к

Истинному Богу. Пророк клеймил ханжество богачей, которые строго

постились, совершали жертвоприношения в Иерусалиме и одновременно

угнетали бедняков, обижали вдов, сирот и маленьких детей. Впервые в

истории Израиля и Иудеи он проповедовал, что религиозные обряды не

имеют никакого значения, если их не совершать с чистой и справедливой

совестью. Но духовно оглохший и ослепший народ не мог слышать

спасительных призывов Божьего избранника. Видя окаменение сердец

еврейского народа, пророк Исаия возвещает своим соотечественникам

наказание Божие через ассирийцев и халдеев. Он говорит о грядущей

гибели Самарии, о разрушении Иерусалима и храма вавилонянами и о

плене вавилонском. Возвещая наказание Божие нечестивому народу,

пророк Исаия вместе с тем говорит, что Господь простит иудеев и

освободит их из плена, если они искренне раскаются в своих грехах.

Но особенно много пророчествовал Исаия о грядущем Спасителе

мира – Мессии. В своих пророчествах он называет Мессию Богом и

человеком, Учителем всех народов, Основателем царства мира и любви.

Пророк предсказывает, что Мессия родится от Девы, приимет Дух Божий,

будет совершать чудеса, пострадает и умрет за грехи людей, воскреснет на

небо. Основанная Им Церковь распространится по всей вселенной.

Будущие страдания Спасителя Исаия описывает так ясно, как будто он

видел их своими глазами (Ис. 53).

За ясность пророчества о Христе Исаию называют пророком-

евангелистом. Существует древнее предание, что святой пророк принял

мученическую смерть. За обличение царя Манассии в идолопоклонстве он

был перепилен деревянной пилой.

Пророк Иеремия:

Иеремия жил приблизительно сто лет спустя после пророка Исаии, во

второй половине VII века. Он проповедовал в ту трагическую эпоху, когда

приближалось и совершилось падение Иудейского царства. Сын

священника, он принадлежал к потомкам древнего священнического рода,

ведущего свою родословную от первосвященника Авиафара. К

пророческому служению был призван Господом в ранней молодости, в 626

году, на тридцатом году правления царя Иосии. Господь явился Иеремии и

сказал, что Он еще до рождения избрал его пророком для народов. Но

Иеремия стал отказываться от пророчества, ссылаясь на свою молодость и

на то, что он не умеет красноречиво говорить. Тогда Господь коснулся его

уст и сказал: «Вот, Я вложил слова Мои в уста твои». И далее Господь

предупреждает его: «Смотри, я поставил тебя в сей день над народами и

царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать

и насаждать» (Иер. 1:9-10).

Получив такое повеление от Господа, пророк Иеремия в продолжение

сорока лет нес нелегкое бремя своего пророческого служения еврейскому

народу. В отличие от других пророков Иеремию называют плачущим

пророком. Любя свое отечество всей душой, он с горькими слезами

обличал нечестие своих современников и предсказывал им грядущее на

них бедствие. Он предсказал, что Иудейское царство будет покорено

нововавилонским царем Навуходоносором II, Иерусалим, и храм будут

разрушены до основания, а народ будет уведен в Вавилон, где пробудет в

неволе семьдесят лет. Для того, чтобы показать иудейскому народу, что

произойдет с ним в недалеком будущем, пророк по повелению Божию

надел на себя сначала деревянное, а затем – железное ярмо и в таком виде

ходил по улицам Иерусалима. Однажды он купил у горшечника глиняный

кувшин и на глазах старейшин города разбил его. При этом он сказал: «Так

говорит Господь Саваоф: так сокрушу Я народ сей и город сей, как

сокрушен горшечников сосуд...» (Иер. 19:11).

Пророк выступал против военного союза с Египтом и советовал царю

Седекии подчиниться Навуходоносору. Развращенный народ не любил

пророка за то, что он говорил правду и обличал его в нечестии, а

проегипетская группировка обвинила его в измене и пораженческих

настроениях. Иеремию посадили в тюрьму. Но пророк был непоколебим.

Едва выйдя на свободу, он продолжал свою деятельность во имя спасения

родины и народа.

Но вот, наконец, наступили печальные дни для Иудейского царства, о

которых много раз напоминал пророк своему народу. В 586 году

Навуходоносор разрушил Иерусалим и храм, а иудейский народ увел в

плен. Пророку Иеремии Навуходоносор разрешил остаться на родине.

Оставшись в разрушенном Иерусалиме, Иеремия горько оплакивал

бедствия своего отечества и народа. Свою скорбь он изложил в священной

книге, которая впоследствии была названа «Плач Иеремии». Вскоре в

Иудее вспыхнуло восстание против Вавилона. Боясь ответственности за

беспорядки, многие иудеи бежали в Египет. Вместе с собой они увели и

пророка Иеремию. Существует предание, что в Египте пророк был побит

камнями своими соотечественниками.

Малые пророки в Иудее до вавилонского плена:

Авдий, Иоиль, Михей, Наум, Аввакум, Софония:

1. Пророк Авдий проповедовал при царе Иораме, в начале IX века.

Его книга – самая короткая из пророческих книг: в ней всего 21 стих.

Пророк обличает идумеян за то, что они сочувствовали и помогали

египетскому фараону Шешенку (Сусакиму) разграбить Иерусалим при

Ровоаме. За это Авдий предсказывает Едому наказание Божие.

2. Пророк Иоиль проповедовал при царе Иоасе, в конце IX и начале

VIII веков. Его можно назвать пророком Пятидесятницы, так как он в

ярких чертах предсказал сошествие Святого Духа на народ Божий. Это

событие произошло в Новом Завете, после вознесения Христа на небо. В

своей книге, которая содержит три главы, пророк призывает

соотечественников к молитве и покаянию.

3. Пророк Михей проповедовал при трех иудейских царях: Иоафаме,

Ахазе и Езекии и был современником пророка Исаии. В своей книге,

содержащей семь глав, он бесстрашно бичует пороки власть имущих,

указывает на тлетворное влияние роскоши и богатства, предсказывает, что

неверность иудеев и израильтян Божьему завету станет для них роковой.

Пророк во всеуслышание говорит о близкой гибели не только Самарии, но

и Иерусалима. В то же время он верит в конечное исцеление и спасение

народа Божия. Михей говорит, что местом рождения Мессии будет

Вифлеем – город Давидов (Мих. 5:2).

4. Пророк Наум проповедовал во время правления благочестивого

царя иудейского Иосии, в конце VII века. В эти годы Ассирийская военная

держава – гроза всего востока – переживала агонию. Поработив Сирию,

Палестину, Египет, Вавилон, часть Малой Азии и Кавказ, Ассирия

опустошила эти земли, разрушив десятки городов и угнав в плен сотни

тысяч жителей.

Военная мощь ассирийцев пошатнулась в результате нашествия

скифов. В 616 году Ассирия потерпела жестокое поражение в битве с

восставшими вавилонянами, а в 612 году пала столица Ассирии – Ниневия.

Царство Ассура перестало существовать. Все народы востока с ликованием

встретили это известие. Гибели Ниневии и посвящена книга пророка

Наума, написанная, вероятно, между 616 и 612 годами. Книга пророка

Наума проникнута убеждением: насильник и тиран неизбежно пожнет

горькие плоды своего беззакония. Держава, построенная на лжи и крови,

не может устоять. Как бы ни был могущественен деспот – возмездие

настигает его. Пророк утешает свой народ, который пострадал от

нашествия ассирийцев.

5. Пророк Аввакум жил и проповедовал в конце VII века. В это

время на развалинах Ассирийского царства халдеи воздвигнули царство

Вавилонское. Пророк предсказал разрушение Иудейского царства

халдеями и в торжественной песне воспел явление на землю Бога для

спасения людей.

6. Пророк Софония жил и пророчествовал во время правления царя

Иосии (640–609 гг). и был современником пророка Аввакума. Учение

Софонии содержит следующие положения: а) в событиях мировой истории

проявляется воля Господня; б) день Иеговы будет катастрофой, которая

постигнет языческие народы так же, как Иуду, ибо грех мира влечет за

собой всеразрушающую бурю, подобно Всемирному потопу, среди которой

останутся только истинно благочестивые и богобоязненные; в) после дней

возмездия Бог явится Своим избранникам и установит на земле вечное

царство света и радости.

Наши рекомендации