О служителях Церкви, их установлении и функциях
Бог использует Своих служителей для созидания Церкви. Бог всегда использовал своих служителей для создания и установления Своей Церкви, для управления и поддержания её. Он использует их сейчас и всегда будет использовать, пока существует Церковь на земле. Поэтому установление и функция служителей — это самое древнее установление самого Бога, а не новое устройство, определённое человеком. Истинно, что Бог может Своей властью без каких-либо иных средств собрать Себе Церковь из числа людей. Однако Он предпочитает иметь дело с людьми через служение людей. Поэтому служителей следует считать не просто служителями самими по себе, но служителями Божьими, через которых Бог осуществляет спасение человечества.
Не должно презирать церковное служение. По этой причине мы советуем остерегаться, чтобы не приписывать то, что относится к нашему обращению и наставлению, тайной силе Святого Духа, делая бесполезным церковное служение. Ибо нам надлежит всегда помнить слова апостола: «Как веровать в Того, о Ком не слышали? как слышать без проповедующего?…Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:14,17). И так же то, что сказал Господь в Евангелии: «Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (Ин. 13:20). Также то, что сказал македонянин в видении Павлу в Азии: «Приди в Македонию и помоги нам» (Деян. 16:9). И в другом месте апостол говорит: «Мы соработники у Бога, а вы Божие строение» (1 Кор. 3:9). Однако, с другой стороны, мы должны обратить внимание на то, чтобы не приписывать слишком много служителям и служению, помня слова Господа нашего в Евангелии: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня» (Ин. 6:44) и слова апостола: «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий» (1 Кор. 3:5,7). Поэтому будем верить, что Бог учит нас Словом своим: внешне через своих служителей, а внутренне через своего Святого Духа, побуждая и убеждая сердца Своих избранных поверить; и что поэтому нам следует отдавать Богу всю славу за такое благоволение [к нам]. Но об этом мы ужу говорили в первой главе этого Исповедания.
Каковы служители по сути и каких служителей Бог посылал миру. Бог с самого начала мира использовал самых лучших и самых выдающихся людей в мире (и хотя некоторые из них не имели опыта в мирской мудрости или философии, они, несомненно, были лучшими в истинном богословии), а именно, патриархов, с которыми Он очень часто говорил через Своих ангелов. Ибо патриархи были пророками или учителями своего времени, и Бог для Своих целей хотел, чтобы они жили много лет, дабы были отцами и светилами мира. За ними последовали Моисей и пророки, известные по всему миру.
Христос — Учитель. Затем после всех них наш небесный Отец послал своего единородного Сына, самого совершенного Учителя в мире, в Котором сокрыта мудрость Божья и от Которого мы получаем самое святое, совершенное и чистое учение Евангелия. Ибо Он сам избрал Себе учеников, которых сделал апостолами; и они, разойдясь по миру, создавали везде Церкви, проповедуя Евангелие. Впоследствии они по заповеди Христа назначали во всех Церквах пасторов и учителей,[20] которые, следуя тем самым за ними, учили и управляли Церковью по сегодняшний день. Следовательно, как Бог давал древнему народу патриархов вместе с Моисеем и пророками, так же и Своим людям новозаветного периода Он послал Своего единородного Сына, а с Ним — апостолов и учителей Церкви.
Служители Нового Завета. Кроме того, служители нового завета называются разными именами, ибо их называют апостолами, пророками, евангелистами, епископами, пресвитерами, пасторами и учителями (1 Кор. 12:28; Еф. 6:11). Апостолы не оставались в одном месте, но основывали различные Церкви по всему миру. После основания этих церквей служение апостолов прекратилось, и на их место в каждой Церкви были назначены особые пасторы. Пророки во времена древние предвидели и предсказывали грядущие события и, кроме этого, толковали Писание; и такие обнаруживаются среди нас и по сей день. Летописцы евангельских историй называются евангелистами, а также вестниками Евангелия Христова; как апостол Павел передаёт в руки Тимофея «совершение дела благовестника» (2 Тим. 4:5). Епископы — это смотрители и сторожа Церкви. Они распределяют пищу и другие предметы первой необходимости. Пресвитеры — это старцы и, как и были, предстоятели и отцы Церкви, управляющие ею благотворными наставлениями. Пасторы охраняют стадо Господне и обеспечивают его всем необходимым. Учители наставляют и учат истинной вере и благочестию. Поэтому сегодня служители Церкви могут называться епископами, пресвитерами, пасторами или учителями.
Папский порядок. Но в процессе времени было много названий служителей, введённых в Церкви. Одним был дан титул патриархов, другим — архиепископов, третьим — викарных епископов, а также митрополитов, архидиаконов, дьяконов, иподиаконов, прислужников, заклинателей, певчих, привратников, и ещё неизвестно кого, например, кардиналов, настоятелей и приоров, аббатов (больших и малых), священства (высокой и низкой степени). Мы мало уделяем внимания тому, кем они были в прошлые времена или кто они сейчас; что касается служителей, для нам достаточно придерживаться учения апостолов.
О монахах. Поэтому мы, зная наверняка, что монахи и священство или их группы не были установлены ни Христом, ни апостолами, учим, что они так далеки от того, чтобы быть полезными, что вредны и пагубны для Церкви Божьей. Ибо хотя в прежние времена они были терпимы (когда жили уединённо, обеспечивая своё проживание своими руками, и ни для кого не были обременительны, но везде слушались своих пасторов, даже как миряне), сегодня весь мир видит и понимает, какими они стали. Неизвестно, какие обеты они давали, но жизнь, которую они ведут, совершенно расходится с их клятвами, так что можно заслуженно причислить самых лучших из них к тем, о которых говорит апостол: «Некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся» и т. д. (2 Фес. 3:11). Поэтому такого нет в наших церквах, и, кроме того, мы учим, что нельзя допускать, чтобы они находились в церквах Христа.
Служители должны быть призваны и избраны. Более того, никто не должен узурпировать честь церковного служения, то есть, с жадностью захватывать его подкупами или другими низкими способами или своим собственным одобрением. Но пусть служители Церкви называются и выбираются законным и церковным избранием и призванием; то есть, пусть их избирает Церковь или представители Церкви в должном порядке без какой-либо суматохи, подстрекательства или разногласий. Избран может быть не кто угодно, а человек способный, отличающийся достаточным и пригодным для этого образованием, особенно в области Священного Писания, благочестивым красноречием, мудрой простотой и, наконец, умеренностью и известной репутацией, в согласии с апостольским правилом, составленным св. Павлом и изложенным в 1 Тим. 3:2-7 и Тит. 1:7-9.
Рукоположение (ординация). Пресвитерам надлежит рукополагать избранных таким способом людей с возложением рук и молитвой. Поэтому мы осуждаем тех, кто ставит себя служителем без чьего-либо согласия, не будучи избранным, посланным и рукоположенным (Иер. 23). Мы осуждаем непригодных служителей и тех, кто не обладает необходимыми для пастора дарами. В то же время мы признаём, что безобидная простота одних пасторов в древней Церкви была более полезна для неё, нежели многостороннее, утончённое и изощрённое, но немного эзотерическое образование других. По этой причине мы не отвергаем даже сегодня искреннюю, но вовсе не невежественную простоту некоторых [служителей].
Священство всех верующих. Апостолы Христовы называли всех верующих во Христа «священниками», но, разумеется, не в силу их служения, а по причине того, что все верующие, став священниками и царям, могут приносить Богу духовные жертвы через Христа (Исх. 19:6; 1 Петр. 2:9; Откр. 1:6). Поэтому «священство» и «служение» отличаются друг от друга. Ибо священство, как мы уже заметили, в отличие от служения, обще для всех христиан. И мы не устраняем служение в Церкви только потому, что избавляем Церковь Христову от папского священства.
Священники и священство. Вне всяких сомнений, что в новом завете, установленном Христом, у нас нет больше такого священства, какое было у древнего народа. Те имели внешнее помазание, священные облачения и множество различных церемоний, которые были прообразами Христа, исполнившего и устранившего их Своим пришествием (Евр. 9:10,11). Он сам остаётся единственным вечным Священником, и дабы не удалять от Него присущее Ему достоинство, мы не присваиваем какому-либо служителю название «священник». Ибо сам Господь назначал в новозаветной Церкви не каких-либо священников, которые, получив власть от викарных епископов, могли бы ежедневно приносить жертву — истинное Тело и Кровь Христа — за живых и мёртвых, а служителей, дабы они учили и совершали Таинства.
О служителях Нового Завета. Павел кратко и ясно объясняет, кем мы должны считать служителей Нового Завета (или христианской Церкви) и каковы их характерные особенности. Он пишет: «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» (1 Кор. 4:1). Поэтому апостол хотел, чтобы мы считали служителей [Церкви] служителями. Апостол называет их как бы гребцами, чьи глаза устремлены только на шкипера. Иными словами, они — люди, которые живут не для себя и не по своей воле, но для других, то есть, для своих господ, от чьих распоряжений они полностью зависят. Ибо каждому служителю Церкви в каких бы то ни было обязанностях поручено исполнять только то, что он получил в качестве заповеди от Господа, не потакая своим собственным желаниям. В данном случае совершенно очевидно, что наш Господь — Христос, которому служители подчиняются во всех делах, связанных с служением.
Служители как домостроители тайн Божьих. Для того, чтобы более детально изложить принципы служения, апостол добавляет, что служители Церкви — «домостроители тайн Божьих» (1 Кор. 4:1). Во многих местах Писания (особенно, в Еф. 3:4) апостол называет тайнами Божьими благовествование Христово. Древние отцы также называли тайнами Божьими Таинства Христовы. Именно для этих целей — проповедования Евангелия Христова верующим и совершения Таинств — служители Церкви называются «домостроителями». В другом месте Евангелия мы читаем о «верном и благоразумном домоправителе, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба» (ср. Лк. 12:42). В Евангелии также описана история, когда человек предпринял путешествие в далёкую страну, оставив свой дом на попечение своих слуг и назначив им определённый вид работы (Мф. 25:14).
Власть служителей Церкви. Здесь уместно поговорить о власти и обязанностях служителей Церкви. Многие усердно дискутировали об этой власти, стараясь подчинить власти [служителей] всё земное, включая даже величайшее на земле, что, без сомнения, было противоположно заповеди Господа, Который запретил Своим ученикам владычествовать, а, наоборот, недвусмысленно посоветовал им быть смиренными (Лк. 22:26; Мф. 18:3; 20:25). Фактически же существует другой вид власти. Эта власть совершенна и абсолютна и называется властью права. Это означает, что всё в мире подчинено Христу, Господу всех, Который сам сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18) и ещё: «Я есмь Первый и Последний… се, жив во веки веков… и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1:17,18), и снова: «Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит» (Откр. 3:7).
Господь оставил истинную власть Себе. Эту власть Господь оставил Себе, не передав её никому другому, как если бы Он оставался безучастным и ленивым зрителем, наблюдая, как работают Его служители. Ибо Исаия говорит: «И ключ дома Давидова возложу на рамёна его» (Ис. 22:22) и ещё: «Владычество на рамёнах Его» (Ис. 9:6). Ибо Он не возложил управление на рамёна других людей, но по-прежнему использует Свою власть чтобы управлять всем на свете.
Власть служения и служителя. Далее, есть ещё один вид власти служения или служителя, ограниченный Тем, Кто имеет полную и абсолютную власть. Эта власть более похожа на служение, нежели на владычество. Ибо господин передаёт власть в своём доме домоправителям, и по этой причине наделяет их ключами, дабы они могли впускать в дом или изгонять из дома всех тех, кого господин желает впустить или изгнать. На основании этой власти служитель, по причине своего служения, выполняет, что Господь заповедует ему; и именно Господь подтверждает то, что делает служитель, желая, чтобы сделанное служителем, рассматривалось как сделанное самим Господом. Именно об этом говорит следующее евангельское изречение: «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19). И снова: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23). Но если служитель не исполняет того, что Господь заповедует ему, но нарушает узы веры, Господь, вне всяких сомнений, аннулирует то, что сделал служитель. Поэтому церковная власть служителей заключается в деятельности, посредством которой они воистину управляют Церковью Божьей, делая, тем не менее, только то, что Господь предписал в Своём Слове. Когда всё это сделано, верующие считают, что как будто бы сам Господь сделал это. Касательно же [власти] ключей мы уже упоминали выше.
Власть служителей равнозначна. Всем церковнослужителям дана одна и та же равная власть. Вне всяких сомнений, в начале епископы или пресвитеры управляли Церковью сообща. Никто не возносил себя над другими, и никто не присваивал себе большую власть или больший авторитет над своими братьями-епископами. Ибо они, помня слова Господа — «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий» (Лк. 22:26), — смиряли себя, помогая друг другу взаимным служением в управлении Церковью и её охранении.
Необходимый для соблюдения порядок. Тем не менее, для соблюдения порядка один из служителей созывал церковные соборы, вносил на рассмотрение соответствующие вопросы, собирал мнение разных людей и, вкратце, по мере своих возможностей предпринимал меры предосторожности, дабы не возникло смущение. Так делал св. Пётр, как мы читаем от этом в книге Деяний апостольских, который, тем не менее, не предпочитался другим и не наделялся какой-либо большей властью, чем другие. Верно говорит и великомученик Киприан в своей книге «De Simplicitate Clericorum»[21]: «Остальные апостолы, без сомнения, были такими, каким был Пётр. Они имели равное общение с ним как в чести, так и во власти. Его превосходство исходило из единства, дабы нам стало очевидно, что существует только одна Церковь».
Когда и как один стал важнее остальных. Также и св. Иероним в своих комментариях на послание Павла к Титу говорит приблизительно следующее: «До того, как по наущению дьявола, стали привязываться к личностям, церкви управлялись общей коллегией пресвитеров;[22] после же, когда каждый начал считать тех, кого он окрестил, своими, а не Христовыми, было установлено, что должно избрать одного из пресвитеров и поставить его над остальными, дабы на нём лежала забота обо всей Церкви и дабы все зёрна схизмы были устранены». Св. Иероним не считает, что такое установлено дано от Бога, ибо сразу после этого он пишет: «Точно так же как пресвитеры знали из церковного предания, что они подчинены одному [епископу], поставленному над ними, так и епископы, более из предания, нежели на основании истины, установленной Господом, знали, что они поставлены над пресвитерами и что должны управлять Церковью вместе с ними». Так говорит св. Иероним. Поэтому никто по справедливости не может запретить нам вернуться к древнему установлению Церкви Божьей, дабы в нём иметь прибежище от всех человеческих преданий.
Обязанности служителей. Обязанности служителей различны. Тем не менее, их можно свести, главным образом, к двум, которые содержат в себе все остальные обязанности. Эти две обязанности таковы: проповедование благовествования Христова и надлежащее преподание Таинств. Ибо обязанность служителей — призывать людей на святое собрание для совершения богослужения, чтобы там разъяснять Слово Божье и применять всё [христианское] учение к благосостоянию и пользе Церкви, дабы слушатели извлекли из этого учения подспорье для себя, а верующие были наставлены в нём. Поэтому, говорим мы, обязанность служителей заключается в научении невежд и их увещевании, а также в побуждении ленивых и медлительных к возрастанию в путях Господних. Кроме того, они должны утешать и поддерживать малодушных, укреплять их [в благодати], помогать им в борьбе с многочисленными искушениями дьявола. Им следует обличать грешников, призывать заблудившихся вернуться на путь [истинный], поднимать падших, убеждать противящихся, уводить волков от Господнего стада, обличать грехи и грешных людей с мудростью и суровостью, не закрывать глаза и не проходить мимо какого-либо серьёзного нечестия. И, помимо всего прочего, они должны совершать Таинства, одобрять их надлежащее употребление, посредством здравомысленного учения готовить всех людей к их принятию, сохранять верующих в святом единстве, предотвращать схизмы, обучать невежд, вверять Церкви нужды бедных, посещать, наставлять и ободрять больных и тех, кто подвергается различным искушениям. Наконец, они должны быть внимательными во время нужд к общественным молитвам и прошениям, вкупе с общими церковными постами, и, насколько это возможно, с усердием наблюдать за порядком, миром и благополучием церквей. Для того, чтобы служитель совершал всё это наилучшим образом и как можно более свободно, от него особо требуется страх перед Богом, постоянство в молитве, внимательность к духовному чтению и бдительность ко всему во всякое время; наконец, безупречностью своей жизни он должен позволить свету в нём светить перед всеми людьми.
Дисциплина. Поскольку дисциплина абсолютно необходима в Церкви, а отлучение применяется со времён ранних отцов, и поскольку народ Божий с давних пор имеет церковные суды, где мудрые и благочестивые люди осуществляют эту дисциплину, то в обязанность служителей входит и упорядочивание этой дисциплины для назидания [народа Божьего] в зависимости от обстоятельств, времени, общественного положения и необходимости. Во всяком месте и во всякое время необходимо соблюдать то правило, что всё должно идти к назиданию (1 Кор. 14:40) и осуществляться с искренностью, великодушием и без принуждения и насилия. Ибо апостол свидетельствует, что власть в Церкви дана ему от Господа к созиданию, а не к расстройству (2 Кор. 10:8). И сам Господь запрещает выдёргивать плевелы на Божьей ниве, ибо существует опасность, что вместо с плевелами будет выдернута и пшеница (Мф. 13:29).
Должно слушать даже дурных служителей. Мы смело осуждаем заблуждение донатистов, которые полагали, что учение и совершение Таинств становится действенным или, наоборот, бесполезным в зависимости от доброй или дурной жизни церковнослужителя. Ибо мы знаем, что глас Христа должно слушать, даже если он исходит от дурных служителей; ведь сам Господь сказал: «Всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» (Мф. 23:3). Мы знаем, что Таинства освящаются установлением и словом Христовым, и что они действенны для благочестивых, хотя и могут преподаваться недостойными служителями. В этом вопросе Августин, благословенный служитель Божий, много раз доказывал из Писания несостоятельность учения донатистов.
Синоды. Тем не менее, среди служителей должно осуществлять надлежащую дисциплину. Их жизнь должна быть должным образом исследована на Синодах. Нарушителей, поддающихся лечению, пресвитерам необходимо обличать и восстанавливать на путь истинный. Не поддающихся же лечению нужно низлагать и с помощью истинных пастырей словно волков изгонять от Господнего стада. Ибо если они — лжеучители, их вообще нельзя терпеть. Не отвергаем мы и Вселенские Соборы, если они созываются по образцу, оставленному нам апостолами, и служат благополучию Церкви, а не для её разрушения.
Работник достоин своей награды. Все верные служители, будучи добрыми работниками, также достойны своей награды и не согрешают, если получают причитающуюся им плату и всё то, что необходимо для них или их семей. Ибо в 1 Кор. 9:14 и 1 Тим. 5:17,18 и других местах апостол показывает, что Церковь может по справедливости уделить своим служителям часть имеющихся у неё средств. Анабаптисты же, проклинающие и поносящие тех служителей, которые живут от своего служения, в свою очередь отвергаются апостольским учением.
Глава XIX