Призвание Иезекииля к пророческому служению (Иез. I, 4 – III, 15).
Первые три главы книги являются введением в книгу, здесь говорится о призвании пророка и описывается видение подобия славы Господней, которое предшествовало этому призванию. Первая глава читается в качестве паремии на 6-м часе в Великий Понедельник и Великий Вторник.
Видение подобия славы Господней (I, 4-28). Видение начинается с описания бури, идущей с севера, и говорится о необычности, сверхъестественности природных явлений, виденных пророком. В частности, пророк говорит о клубящемся огне. Это огонь, который представлял собой огненную реку и пожирал все на своем пути. В книге Даниила описывается огненная река, которая течет перед престолом Божиим (Дан. VII, 10). Следовательно, и ветер, и облако, и огонь, которые предстали взору Иезекииля, не были обычными явлениями природы, это – признаки богоявления.
5-10 стт. Видение четырех животных (живых существ). В Х главе говорится, что виденные Иезекиилем животные были херувимами, ангелами, несущими престол Божий. Облик херувимов был подобен человеческому, но отличался тем, что каждый херувим имел 4 лица, сверкающие ступни ног, похожие на ступни (копыта) тельца, и крылья, под которыми были руки. Крылья херувимов простирались попарно друг ко другу, образуя единый организм в виде квадрата. Имея по 4 лица (по одному на каждой стороне головы), херувимы могли двигаться в любом направлении прямо и менять направление движения, не поворачивая головы. Способность херувимов смотреть на все 4 стороны указывает на всевидение Бога, а возможность двигаться на все 4 стороны света говорит о вездесущии Бога. 4 лица херувимов отражают высшие формы творения: человек (переднее лицо) как высшее творение, лев (правая часть головы) – царь животного мира, телец (левая сторона) – самый сильный представитель домашних животных, орел (задняя часть головы) – царь среди птиц.
14 ст. Животные быстро двигались туда и сюда, подобно молнии. Этот стих также указывает на то, что херувимы могли двигаться в любом направлении.
15-22 стт. Видение колес. Возле каждого херувима пророк увидел по одному колесу. Очевидно, что хотя и колеса были предназначены для перемещения престола Божия, они не были жестко связаны с колесницей, так как находились на земле возле херувимов. Трудно понять, как одно колесо могло в одно и то же время находиться перед 4-мя лицами каждого херувима; остается констатировать, что в в духовном мире не действуют известные нам физические законы.
В каждом колесе находилось другое (16 ст.). Возможно, это указание на их взаимно перпендикулярное расположение, вследствие чего они вместе с херувимами могли двигаться в направлении всех 4-х сторон света.
18 ст. Здесь говорится, что колеса были полны глаз. С одной стороны, это указывает на то, что колеса не были простыми предметами, но являлись живыми организмами, которые видели и сознавали, куда двигались. Также очи на колесах говорят о всевидении Божием.
19-21 стт. Здесь дважды говорится, что дух животных был в колесах. Этим подтверждается таинственная связь между херувимами и колесами, которая не была видимым образом обнаруживаема.
22-24 ст. Над головами херувимов пророк видит подобие свода. Здесь используется термин «ракиа», который в Быт. I означает небесную твердь, созданную Богом во второй день. Однако свод, виденный пророком, был несравненно прекраснее неба, так как он описывает его как вид изумительного кристалла. Кроме того, слово кристалл указывает на прозрачность свода.
26-28 стт. Над сводом пророк увидел подобие престола, который казался по виду изготовленным из сапфира, а на престоле Подобие Человека. Несомненно, что это был Сам Господь; обратим внимание на то, как часто в этих стихах при описании Господа и всего, что окружало Его, используются слова «подобие», «как бы». Эти обороты указывают на то, что за ними скрывается непостижимая и невыразимая реальность. Подобно Исаие, Иезекииль видит Господа сидящим на престоле, хотя прямо не решается называть Его Имя. Вокруг престола пророк видит сияние, подобное сиянию радуги.
II, 1. Здесь говорится, что Иезекииль видел славу Яхве. Однако уместно вспомнить, что в послепленный период выражение «Слава Яхве» часто использовалась вместо имени Божия (слава Яхве = Яхве). Скорее всего, Иезекииль использует этот термин в таком же смысле, тем более что в конце I-й главы он прикровенно говорит, что видел Самого Господа.
Сын человеческий – этот термин используется здесь с целью подчеркнуть дистанцию между Богом и человеком.
Призвание пророка (2, 2 – 3, 15). За видением последовало само призвание пророка, в котором есть немало общего с призванием Исаии. Прежде всего, Господь в стт. 2-7 называет иудеев людьми непокорными, с огрубелым лицом и жестоким сердцем, и сразу говорит, что проповедь пророка не будет иметь успеха. Многие люди не только не послушают его, но ожесточатся против него и постараются речами противодействовать ему («не бойся речей их»), так как в условиях плена иным образом они не смогут выразить свое отрицательное отношение к вести пророка. Как видно из 33, 30-32, даже те иудеи, которые приходили послушать пророка, делали это ради развлечения и получали удовольствие от красивого голоса и речей пророка, но не исполняли его слов.
II, 8 – III, 3.Здесь Господь дает Иезекиилю свиток, на котором с обеих сторон написано «плач, и стон, и горе». В науке такой тип свитка называется опистографом и редко встречается среди древних рукописей, так как на папирусе удобно было писать только с лицевой стороны. То, что свиток был исписан с обеих сторон, символически указывало на полноту вести пророка, а может и на его долгое служение (которое длилось более 20 лет). Содержание свитка определяло содержание и главную тему проповеди Иезекииля, в которой преобладали обличения и предсказания о суде.
По повелению Божию, пророк съел свиток, что означает усвоение содержания свитка. Несмотря на горечь содержания свитка, он оказался на устах сладок как мед. Это означает, во-первых, ту духовную радость, которую переживает человек, общаясь с Богом и будучи Его вестником. Кроме того, это может указывать на то, что Иезекииль будет не только вестником суда Божия, но через него Господь произнесет и утешительные пророчества, которые и присутствуют во второй части книги.
III, 4-11. Повторяется повеление Иезекиилю быть пророком среди мятежного дома Израильского. Господь укрепляет пророка ввиду предстоящих ему трудностей, оскорблений и угроз, которыми встретят его иудеи. Он должен быть пророком, не взирая на результат своей проповеди.
III, 12-15. Говорится об удалении колесницы славы Божией и о том, что Иезекииль поселился в Тель-Авиве и в течение 7 дней находился в изумлении от увиденного им.