Рождение, воспитание и призвание к пророческому служению самуила

I Цар. 1-3

У подножия гор Ефремовых раскинулся городок Рама. Там жил благочестивый левит по имени Елкана с двумя женщинами: Анной и Феннаной. У Феннаны были дети и она постоянно унижала бездетную Анну. Анна сильно горевала о том, что она не имеет детей и терпеливо сносила укоры Феннаны. Раз в год это семейство отправлялось в Силом для жертвоприношения, Анна пришла в Скинию собрания и стала пламенно молить Господа, чтобы Он даровал ей дитя. Скорбящая Анна дала обещание Богу, что если у нее родится сын, то она посвятит его Господу; он не будет пить вина, и бритва не коснется головы его. В это время на возвышенном месте у входа в храм сидел первосвященник Илий. Видя, как женщина долго молится, беззвучно шевеля губами, он посчитал ее пьяной и стал выговаривать ей за это. Анна смиренно ответила первосвященнику: «Нет, господин мой; я жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом». «Иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое». Спустя некоторое время у Анны родился сын, которого она назвала Самуилом, что значит «испрошенный у Господа». Когда Самуил подрос, Анна привела его в Силом и отдала первосвященнику Илию для служения Господу. Самуил остался жить при Скинии и воспитывался здесь под руководством первосвященника. Он был добрым и благочестивым отроком. Безнравственные примеры сыновей Илия не только не испортили нрав Самуила, но, напротив, воспламенили в нем большую ревность и искреннюю любовь к Господу. Паломники любили Самуила и разносили славу о его добродетелях по всей стране. Сам Илий, хотя и продолжал любить своих распутных сыновей, все надежды возлагал на Самуила и в глубине души считал его своим преемником.

Однажды, когда Самуил лег спать в Скинии, он услышал голос, зовущий его: «Самуил, Самуил!» Думая, что его зовет Илий, находящийся тут же в Скинии, он побежал к нему и сказал: «Вот я! ты звал меня». Илий ответил ему: «Я не звал тебя; пойди назад ложись». Но голос во второй и в третий раз звал Самуила, и всякий раз он прибегал к Илию, думая, что его зовет. Тогда первосвященник догадался, что Самуила зовет Господь, и научил отрока, как ему надо пос­тупать, если Господь еще раз позовет его. Когда же Господь еще раз позвал Самуила, тогда отрок с благоговением и тре­петом ответил: «Господи, Говори, ибо слышит раб Твой». Это было призвание Самуила к пророческому служению. Господь открыл Своему избраннику, что весь род Илия погибнет за то, что его сыновья продолжали осквернять святыню Господню и развращать народ. Утром Илий узнал от Самуила о приближа­ющемся страшном суде Божием над ним и его сыновьями и с сокрушением сказал: «Он Господь: что Ему угодно, то да сот­ворит».

Молва о том, что Господь являлся Самуилу, быстро распространилась по всей земле обетованной. Израильские пле­мена видели в нем отныне помазанника Божьего, пророка и мудреца. Его благочестие стало для народа единственной нравственной опорой в ту смутную эпоху, когда первосвященник и его сыновья священники потеряли общее доверие.

ГИБЕЛЬ ДИНАСТИИ ИЛИЯ И ПЛЕНЕНИЕ КОВЧЕГА

I. Цар. 4-7.

Филистимляне, заметив, что среди еврейских племен происходит движение к объединению, решили сделать гроз­ное нашествие, чтобы в корне подрезать силы этого народа. К этому времени, израильтяне действительно успели уже достаточ­но окрепнуть, чтобы вступить в открытую борьбу со своими угне­тателями. Но при первом же столкновении с филистимлянами израильтяне потерпели поражение. Тогда израильские военачальники решили для поддержания духа войска принести из Силома в лагерь Ковчег Завета. Илий, по просьбе войска, повелел своим сыновьям Офни и Финеесу отнести Ковчег на поле битвы, а сам все время сидел у дороги, ожидая исхода сражения. Как только сверкающий золотом Ковчег с крылатыми херувимами прибыл на поле битвы, из­раильские воины воодушевились, а филистимляне пришли в ужас. Опять разгорелся бой, и израильтяне снова потерпели страшное поражение, оставив на поле брани тридцать тысяч убитых. Но самым страшным ударом было то, что священный Ковчег Завета попал в руки ненавистных и нечестивых филистимлян. При этом сыновья Илия Офни и Синеес были убиты. Когда Илию сообщили о захвате ковчега и гибели его сыновей, он «упал с седалища навзничь у ворот (скинии), сломал себе хребет и умер».

Тем временем филистимляне привезли Ковчег Завета в Азот и поставили его в капище своего бога Дагона. На другой день, придя в капище, они с ужасом увидели, что статуя Дагона лежала на полу у под­ножия ковчега. Они поставили идола на место, но на следующий день нашли его снова лежащим на земле, к тому же с отсеченными руками и головой. В тот же день в городе вспыхнула эпиде­мия неизвестной болезни, а на полях появилось множество мышей, которые уничтожали посевы. Тогда филистимлянские старейшины решили перенести Ковчег в соседний город Геф. Но и там вскоре вспыхнула ужасная эпидемия, от которой страдали люди. Ввиду этого решено было перенести Ковчег в Аскалон. Но и здесь случилось то же самое. После этого ни один город не решился взять к себе Ковчег Бога Израилева. Наконец, по совету жрецов и прорицателей, филистимлянские правители решили вернуть ковчег израильтянам. Ковчег постави­ли на колесницу, запряженную коровами, которые недавно отелились. Коров пустили одних, без возницы. И случилось сверхестественное: несмотря на то, что недалеко в загоне мычали их телята, коровы, вопреки материнскому инстинкту, направились не к ним, а к израильской границе.

Таким образом после семи месяцев плена Ковчег Завета вернулся на родину. Обрадованные возвращением Ковче­га, израильтяне поставили его на большой камень, изру­били колесницу на дрова, а коров принесли в жертву Богу. После этого Ковчег был перенесен в город Кириф-Иарим. Там его охранял Аминадав и его сын Елеазар до тех пор, пока царь Давид торжественно не перенес его в Иерусалим.

САМУИЛ – ПРОРОК И СУДЬЯ

I Цар. 7-8

Шли тяжелые годы рабства и унижения. Силом был разрушен филистимлянами, и Самуил вернулся в свой родной город Раму. Хотя Самуил не сразу после смерти Илия был призван на должность народного судьи, но среди народа он уже пользовался большой известностью и громадным влиянием. Самуил был не военачальником, как другие судьи, а мудрым учителем народа и пророком Божиим. Своим проницательным умом он видел причины бедствий своего народа и решил совершить религиозно-общественное преобразование. С этой целью он в сво­ей пророческой одежде ходил по обетованной земле и повсюду пробуждал ревность к вере отцов. Своей пламенной речью он убеждал израильтян навсегда покончить с идолопоклонством и обратиться к единому Истинному Богу. И народ, доведенный до отчаяния филистимлянами, не оставался глух к его проповеди. В Израиле началось религиозно-нравственное возрождение. Чтобы закрепить это доброе настроение внешним актом, Самуил собрал народ в Массифу. Здесь, в Массифе, после публичного покаяния в своих грехах израильский народ возобновил союз с Богом.

Узнав о большом собрании израильтян в Массифе, филистим­ляне боясь восстания, двинули на них свои войска. Но на этот раз Господь со Своим народом был, и филистимляне потерпели ужасное поражение. С этого времени весь Израиль признал Самуила своим судьей. Таким образом, у израильского народа снова появился вождь, направивший его на трудный путь духовного возрождения и полити­ческого единства. Во время правления Самуила страна наслаждалась миром и благоденствием. Центром религиозной и государственной жизни стал город Рама, и отсюда Самуил каждый год обходил все израильские города, исполняя свои обязанности первосвященника и судьи еврейского народа. Стремясь к духовному просвещению народа, Самуил из своих последователей создал пророческую школу, которая готовила просвещенных ревнителей веры. При Самуиле был уже целый «сонм пророков», которые помогали ему искоренить идолопоклонство и насаждать истинную веру среди израильско­го народа. Мудрое правление Самуила продолжалось до са­мой его старости. Когда же он состарился, то поставил сыновей своих судьями над израильским народом. Но как ни странно, его сыновья оказались нечестными судь­ями. Жадные и продажные, они брали взятки и выносили несправедливые приговоры. Народ израильский стал выра­жать недовольство существующим порядком и в конце концов совершенно перестал уважать судей. У всех соседних народов были цари, и израильтяне пришли к выводу, что только монархический строй может их спасти от филистимлян. Желая избрать себе царя, израильские ста­рейшины пришли к Самуилу в Раму и сказали: «Вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как и прочих народов». Это требование глубоко опечалило старца. До этого у еврейского народа была теократия, т.е. Богоправление. Господь у них был и небесным и земным Царем. Теперь же народ пожелал себе другого царя. Самуил не знал, что ответить старейшинам, и обратился с молитвой к Богу. «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царст­вовал над ними». Узнав волю Божию, Самуил пообещал старейшинам подыскать кандидата на царский престол.

ПЕРИОД ЦАРЕЙ

(Приблизительно 1040-586)

Наши рекомендации