Ежегодное Епархиальное собрание Новороссийской епархии

Вторник, Октября 31 2017
http://eparh.info/index.php/explore/latest-items-4-colums/item/5599-ezhegodnoe-eparkhialnoe-sobranie-novorossijskoj-eparkhii
Ежегодное Епархиальное собрание Новороссийской епархии - student2.ru

31 октября 2017 года в административном здании архиерейского подворья села Дивноморское под председательством правящего архиерея Новороссийской епархии Преосвященнейшего Феогноста, епископа Новороссийского и Геленджикского, состоялось ежегодное Епархиальное собрание Новороссийской епархии.

Перед началом собрания был отслужен молебен в храме преподобного Сергия Радонежского архиерейского подворья с. Дивноморское. За молебном правящему архиерею сослужили: секретарь Епархиального Управления протоиерей Александр Абрашкин и благочинные церковных округов Новороссийской епархии.

В Епархиальном собрании приняли участие клирики приходов Новороссийской епархии, сотрудники епархиальных отделов и комиссий.

Согласно Уставу, были избраны заместитель председателя собрания, секретарь и два лица для подписания протокола собрания.

Владыка Феогност представил свой доклад по итогам 2017 года. В докладе епископ особо остановился на ряде важных событий церковной жизни Новороссийской епархии, таких как: строительства Морского кафедрального собора в г. Новороссийске, строительства Андреевского кафедрального собора в г. Геленджике, проведение пятых общеепархиальных Сергиевских Духовно-образовательных чтений, общеепархиальных Крестных ходов. Были приведены статистические данные о храмах, духовенстве, воскресных школах в Новороссийской епархии. Затрагивались вопросы по строительству новых храмов и выделении участков под их строительство, вопросы образования духовенства, приходской деятельности и пастырского служения.
Далее с докладами выступили руководители епархиальных отделов.

В заключительном слове владыка Феогност поблагодарил за работу епархиальные структуры и пожелал помощи Божией в дальнейшем труде на благо Церкви Христовой.

[1] Трубче́вский Спасо-Чёлнский монасты́рь (Чо́лнский Спа́сский монастырь) – мужской монастырь, некогда существующий возле деревни Кветунь, ныне расположенной в Брянской области. По устному преданию, существовал уже в конце XII веку. Возобновлён князем Трубчевским Алексеем Никитичем в XVII веке, принявшему иночество в монастыре под именем инока Афанасия и умершему бездетному в 1680 г. Похоронен под алтарём Христорождественского собора Спасо-Чолнского монастыря.

В первое время Спасо-Чолнский монастырь вместе с городом Трубчевском и его уездом состоял в ведении Московских патриархов. В 1680 году жалованной царской грамотой Чолнский монастырь был передан Киево-Печёрской лавре на время воинских времён, пока «монастырские отчины совершенно населятся и придут в первое своё достояние». C 1680 по 1764 год, присылаемые из Киевской лавры настоятели титуловались наместниками. Лавра продолжала владеть Спасо-Чолнским монастырём более 100 лет, пока указом Святейшего Синода от 20 апреля 1786 году он не был передан в ведомство Севской епархии, которая в 1788 году была преобразована в Орловскую.

Здесь находилась чудотворная Чёлнская икона Божией Матери. По преданию, эта икона явилась пастухам в челне, плывшем по Десне против течения, в том месте, где потом находился монастырь; по молитвам пред нею получил исцеление от недуга князь Трубчевский, после чего икона, будучи поставлена в устроенной там князем часовне, прославилась многими чудотворениями. В 1923 году монастырь был закрыт и разорен. В настоящее время в помещениях, оставшихся от него, располагается психоневрологический интернат. Сохраняются служебные здания обители, а вот, собор в советское время был снесен….

[2] Троице-Сканов монастырь — женский монастырь Сердобской епархии Русской православной церкви, расположенный в 4 км от районного центра Наровчата Пензенской области. памятник архитектуры переходного периода от барокко к классицизму. Троице-Сканов монастырь основан в середине XVII века как мужской монастырь. Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось. По одной из версий название произошло от речки Скановой, якобы протекавшей недалеко от монастыря.[1] По другой версии, по преданию, Скановым монастырем его назвали по фамилии боярина Исканского, местного землевладельца. После 1917 года монастырь был закрыт. С 1985 года постройки переданы в ведение Русской Православной Церкви и монастырь возобновил свою деятельность уже как женский.

12 апреля 1990 года произошло первое после перерыва богослужение, а в октябре 1999 года монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Ныне в монастыре около 60 насельниц. Особо почитаемой святыней в монастыре является икона Божией Матери, именуемая «Трубчевской», которая была написана в 1765 году монахом Евфимием в Чолнском мужском монастыре близ города Трубчевска (ныне Брянской области).[4]

[3] Коронованная Богородица в средние века изображалась именно католиками, а не православными. Трубчевск же с конца XIV в. и до сер. XVII в. многажды переходил от Москвы к Литве и Польше. Храм, в котором писалась эта икона, как раз и был построен в конце XIV в., вплоть до 1886 г. на входе в усыпальницу князей Трубецких этого храма (ныне Свято-Троицкого собора Трубчевска) была фреска с изображением Трубчевской Б.М. "с золотой короною на голове".

[4] http://www.church.by/resource/Dir0301/Dir0302/2011/Page3775.html

[5] Гелиополь, Гелиополис, Илиополь (греч. Ἡλίουπόλις, егип. Иуну, библ. Он) — один из древнейших и важнейших городов в Древнем Египте, расположенный к северо-востоку от современного Каира. Центр 13-го нижнеегипетского нома Хека-анджу.

[6] В другом месте пишется о VI веке…..

[7] монофизитство – ересь, осужденная на IV Вселенском Соборе. Монофизиты отрицали человеческую природу во Христе, а лишь Божественную.

[8] Кесария Палестинская — древний город, располагавшийся на средиземноморском побережье современного Израиля, ближе к северу страны. Город был назван Кесарией царём Иудеи Иродом Великим в честь римского императора Цезаря Августа, передавшего ему ранее утерянные иудеями земли.

Чтобы отличить Кесарию Ирода от других городов, носивших то же название и построенных в те же годы, вне Иудеи город называли Caesarea maritima (Кесария Приморская), а после утраты Иудеей своего суверенитета и её превращения в римскую провинцию Палестина, в употребление вошло ещё одно название — Caesarea Palestina (Кесария Палестинская)[1]. В русской традиции в качестве имени города также использовались названия Цезария и Кесария Стратонийская (от названия находившегося на месте города поселения Башня Стратона).

[9] По житию на сайте портала Православие.ру, подвизался в одном из монастырей на Афоне

[10] Лествица, часть 2. Слово 6. О памяти смерти. 18

[11] Прокопенко Л. В. Источники Пролога за сентябрьскую половину года (краткой и пространной редакций) по четырем спискам XII-XIV вв. // Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.). М., 2008. Т. 8. С. 710.

[12] Ранненбург – ныне город Чаплыгин в Липецкой области (переименован в 1948 г.).

[13] Скопин – город, ныне находящийся на юге Рязанской области.

[14] Митава – ныне Елгава в Латвии.

[15] Послание к Филиппийцам 2 глава – толкование Златоуста – Библия: https://bible.by/zlatoust/57/2/

[16] Тир(греч. Τύρος) - финикийский город, один из древнейших крупных торговых центров. Находился на территории современного Ливана, мухафаза Южный Ливан (близ границ с Израилем). Финикийцами назывался «Сор» - «скалистый остров». Современное арабское название — Сур.

[17] Сидо́н (др.-греч. Σιδών) — один из древнейших городов Финикии. Крупнейший торговый центр древнего мира в X — IX веках до н. э. В Библии упомянут как «первенец Ханаана» (Быт. 10:15), брат аморея и хетта. Ныне – арабский город Сайда (араб. صيدا‎, Сайда — букв. «рыбный промысел»), расположенный на юге Ливана

[18] Амфиполь (совр. Амфиполи, др.-греч. Ἀμφίπολις) — древнегреческий полис, расположенный в современной греческой области Центральная Македония (север нынешней Греции) на берегу реки Стримон, в 4 километрах от побережья Эгейского моря. Расположен к востоку от Фессалоник.

[19] Где-то на юго-востоке современной Болгарии.

[20] Тот самый город, в русском обиходе называемый «Салоники», хоть подлинное название его не изменилось, Θεσσαλονίκη – Фессалоники, расположенный на севере нынешней Греции.

[21] Ве́рия (греч. Βέροια [Veroia], библ. Бериa) — город в Греции, в Центральной Македонии. Расположен западнее Фессалоник, в глубине континента.

[22] Эпикуреи́зм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Согласно ему, высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных.

[23] Стоици́зм — философская школа, возникшая в Афинах ок. 300 г. до н. э. во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Именование получила по названию портика Стоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»), где основатель стоицизма Зенон Китийский впервые самостоятельно выступил в качестве учителя. Их философия основана на науке и этике. Мир, в их глазах – живой организм, управляемый Божественным словом. Этика же – гарантия счастливой жизни, тогда как безнравственные поступки – саморазрушение. Также стоики убеждены в преодопределенности судьбы человека.

[24] Фраза «вы как бы особенно набожны», переведена не совсем точно, ибо, как отмечают знатоки древних языков, в оригинале здесь стоит слово, дословно переводящееся, как «демонобоязненны». Сам он влагал в такие слова значение – поклоняющиеся духам злобы, то есть, бесам. А для греков демоны – всего лишь второстепенные божества. Так или иначе, но апостол намекает им, что они поклоняются совсем не Тому, кому надо.

[25] Радонеж – средневековый русский город в окрестностях Москвы. Расположен на мысу, на берегу реки Пажи. Поселения на этом месте (как славян, так и соседствующих с ними финно-угорских народов) были здесь с незапамятных времен. Селение Радонеж было основано славянами примерно в XI веке на пересечении дороги и реки Пажи. По преданию, новгородец Радонег выстроил крепость и назвал её «Радонеж», как принадлежащую ему, Радонегу. Статус города имел с конца XIV века и до разорения его поляками под командованием гетмана Сапеги. После этого город так и не оправился и на этом месте уже существовало лишь одноименное село. В XVIII веке оно называлось уже просто Городок и лишь в 1989 году ему было возвращено историческое название.

[26] Ио́сифово-Во́лоцкий монасты́рь, или Ио́сифо-Волокола́мский Успе́нский монасты́рь, — православный мужской ставропигиальный общежительный монастырь. Расположен в селе Теряево Волоколамского района Московской области России в 16 км к северо-востоку от города Волоколамска. Монастырь основан в 1479 году преподобным Иосифом во имя Успения Божией Матери. Принадлежал Новгородской епархии, затем, после распри игумена с Новгородским архиепископом Серапионом, — Московской. Иосифо-Волоколамская обитель просуществовала до XX века. В 1922 году монастырь был закрыт. Старинные рукописи, документы и книги монастыря большей частью перевезены в Москву и в настоящее время находятся в РГАДА, ГИМ, РГБ, а также в Санкт-Петербурге — в архиве Санкт-Петербургского отделения Института российской истории РАН.

Возвращён Русской Православной Церкви 15 мая 1989 года; с 1999 года имеет статус ставропигиального.

[27] Свято-Троицкий Селижаров монастырь был разорен в советские годы. Главный собор уничтожен в 30 годы XX века. Доныне сохранился монастырский храм апостолов Петра и Павла (действует, как приходской храм). Восстановлено здание трапезной, а также колокольня. Однако эти здания фигурируют лишь, как достопримечательности для туристов….

[28] Спасо-Преображенский Казанский монастырь. Основан будущим святителем Варсонофием, который был в плену у крымских татар и хорошо изучил язык, а потому был направлен в новосозданную казанскую епархию. Вместе с Варсонофием в Казань прибыли и другие насельники Николо-Пешношского монастыря: Тихон, Феодорит, Иов, Андроник, Сильвестр, а также инок Андроникова монастыря (где Варсонофий принял постриг) Симеон. просуществовал до XX века. После переворота 1917 года началось планомерное уничтожение кремлёвской обители. 20 сентября 1918 года во время совершения литургии в алтарь вошёл красный командир и объявил, что кремль закрывается для населения и объявляется военным городком, все гражданские учреждения и частные лица из кремля выселяются. 22 сентября были закрыты все кремлёвские храмы. Силами насельниц Казанского Богородицкого монастыря были вынесены: из Кафедрального Благовещенского собора — рака с мощами святителя Гурия Казанского, из Преображенского собора — рака с мощами святителя Варсонофия и другие святыни. В советское время на территории разместили воинскую часть. Надгробия монастырского некрополя — уничтожены, монастырский собор взорван. Была также снесена приписанная к монастырю церковь Св. Киприана и Иустинии. Сохранились фундаменты некоторых строений, здания братского корпуса. Под слоем щебня сохранился подвальный этаж Спасо-Преображенского собора и его «пещерка».

Во время археологических раскопок 1995 года были вновь обретены мощи Ионы и Нектария Казанских, а также казанского митрополита Ефрема.

Мощи самого основателя монастыря святителя Варсонофия после большевистского переворота 1917 года оказались в запасниках одного из городских музеев, дальнейшая их судьба неизвестна. В фондах Национального музея Республики Татарстан сохранились позолоченные серебряные детали раки святителя[8]. Ныне сохранившиеся здания бывшего монастыря используются для показа туристам… В 2006 году архиепископ Анастасий освятил на Арском кладбище, возле церкви Ярославских чудотворцев, часовню во имя Всемилостивого Спаса, куда была перенесена небольшая часть захоронений некрополей Спасо-Преображенского и Троицкого монастырей, найденные в ходе археологических работ и реконструкции Казанского кремля[9].

[29] Тот самый монастырь, основанный святителем Алексием, митрополитом Московским. Возвращаясь из Константинополя по морю, святитель попал в шторм и дал обет, что в случае спасения построит храм в честь того святого, в чей день он пристанет к берегу…. К берегу пристал корабль в праздник перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Христа Спасителя. Для построения обители святитель взял в игумены ученика прп. Сергия Радонежского – преподобного Андроника. В настоящее время монастырь находится в черте Москвы у Андроньевской площади.

Спасский собор монастыря — древнейший из сохранившихся московских храмов (церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле уцелела лишь до уровня хоров). В советские годы был закрыт, однако героическими усилиями искусствоведов спасен от разорения и обращен в музей. В этом качестве действует и доныне, правда, в храмах бывшего монастыря проходят службы.

[30] Нико́ло-Пешно́шский монасты́рь — православный мужской монастырь, расположенный в Дмитровском районе Московской области в 6 км к северо-востоку от Рогачёва в посёлке Луговом на реке Яхроме при впадении в неё речки Пешношки. Основан преподобным Мефодием Пешношским, учеником преподобного Сергия Радонежского. Закрыт в советское время, когда здесь располагался то музей, то дом инвалидов, то психоневрологический диспансер. В 2007 году началась борьба за возрождение обитель (администрация психоневрологического диспансера яростно сопротивлялась). В том же году решением Священного Синода обитель была вновь организована. Началось восстановление монастырского комплекса, однако борьбы с администрацией ПИ продолжалась и лишь в 2013 году диспансер был перенесен в другое здание, построенное в другом месте. 24 августа 2014 года состоялось открытие всей территории Николо-Пешношского монастыря после ремонтных и реставрационных работ. Праздничное богослужение возглавил Святейший Патриарх Кирилл. На богослужении присутствовали многочисленные гости и паломники. [8]

[31] Знаменитый общежительный русский монастырь, основанным преподобным Кириллом, ныне расположенный в Вологодской области. В 1764 году указом Екатерины II обитель была лишена крестьян и угодий. Через 12 лет из монастырской слободы был образован город Кириллов, а в крепостной стене помещена городская и уездная тюрьма. Однако сам монастырь сохранился и лишь в советские годы он был закрыт и разорен, впрочем, от полного разрушения его спасло превращение в музей. В 1997 году территория обители была передана в пользование Церкви, а в 1998 году обитель была возрождена. мощи преподобного Кирилла пребывают под спудом.

[32] Монастырь расположен в Тверской епархии. Он был основан в первой половине XVI века при князе Андрее Ивановиче Старицком[1], хотя местное предание утверждает, что на небольшом удалении от волжского берега монашеская жизнь велась ещё в XII—XIII веках[2]:33—34. Просуществовал до XX века, когда был закрыт (1918 г.). В 1919 году была разобрана внешняя стена. Возрожден в 1997 году и доныне возрождается

[33] Одни источники утверждают, что святитель был изгнан царем Иваном Грозным и умер в заточении, а другие – что он сам удалился на покой в 1571 году (то есть, оставил управление епархией сам) в основанный им Преображенский Казанский монастырь, где провел последние 5 лет своей жизни. (Литература XIX века добавляет, что он принял там великую схиму, но житие святителя, написанное священномучеником Ермогеном, этого не сообщает). Когда он не мог по немощи сам ходить в церковь, любящие ученики помогали ему посещать храм Божий, зная его любовь к Богослужению.

[34] Из 16 древних городов под названием Антио́хия[1][2] (от имени Антиох, др.-греч. Ἀντίοχος — Противостоящий ) наиболее известна Антио́хия-на-Оро́нте (др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Ὀρόντου, Антиохия-на-Дафне, др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Δάφνῃ, Антиохия Великая, др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ Μεγάλη) в древней Сирии (совр. Антакья, на территории современной Турции, на границе с Сирией, у Средиземноморского побережья). Слово «Антиохия» без уточнений обозначает именно этот город. Один из центров христианства, именно здесь ученикам Христа впервые дано было имя «христиане» (Деян. 11:26).

[35] О них сообщает Евсевий Кесарийский: Была в Антиохии некая святая и дивная по своей душевной добродетели женщина, известная красотой, богатством, родовитостью и доброй о себе славой. Двух своих дочерей воспитала она в правилах истинной веры; были они в расцвете юности и красоты. Злобные завистники всеми силами старались выследить, где они скрываются. Узнав, что они живут в другой стране, их хитростью вызвали в Антиохию, и они попали в ловушку, расставленную воинами. Мать, видя в безвыходном положении себя и детей, изобразила дочерям все те же ужасы, какие готовят им люди; самой страшной и непереносимой была угроза непотребным домом. Она сказала дочерям, что ни они, ни она и краем уха не должны слышать об этом, сказала, что предать свою душу в рабство демонам страшнее всякой смерти и хуже всякой гибели, и предложила единственный выход — бегство к Господу. Дочери утвердились в этой мысли, пристойно окутались своими плащами, на полпути попросили у стражи разрешения отойти немного в сторону и бросились в реку, протекавшую рядом.

[36] Память св. Дионисия, епископа Александрийского совершается 5 / 18октября ^

[37] Традиционные древнерусские жития святых относят их смерть ко времени императора Декия…

[38] Совр. Бейт-Рас в 100 км от Дамаска.

[39] 705–715 гг.

[40] Дукс - в Римской республике, Римской империи и Византии звание военного вождя, командира военными округами. Впоследствии слово перешло в другие европейские языки: англ. duke со значением герцог, итал. doge дож и итал. duce дуче. Также так назывались военные вожди[en] лангобардов.

[41] Эфе́с (греч. Ἔφεσος, лат. Ephesus, тур. Efes) — древний город на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр (совр. Малый Мендерес), южнее Смирны (совр. Измир) и западнее города Сельчук (современная территория Турции).

[42] Месопота́мия (др.-греч. Μεσοποταμία; араб. الجزيرة‎, Эль-Джезира[1], или араб. ما بين النهرين‎, Ма-Байн-эн-Нахрайн[1]; арам. ܒܝܬ ܢܗܪܝܢ, курд. Naçeman, тур. Mezopotamya) — историко-географический регион на Ближнем Востоке, расположенный в долине двух великих рек — Тигра и Евфрата, в зоне Плодородного полумесяца; место существования одной из древнейших цивилизаций в истории человечества. В научной литературе встречаются альтернативные обозначения региона — Двуречье и Междуречье, в которые вкладывается различный смысл.

Современные государства, включающие земли Месопотамии, — Ирак, северо-восточная Сирия, периферийно Турция и Иран.

[43] Мелитина (греч. Μελιτήνη, Хетт: Meлид; греч. Μαλάτεια, Малатеа; урартск. Ḫāti; лат. Melitene, арм. Մալաթիա) — область в южной части Малой Армении, между Антитавром (самый высокий хребет Тавр на юго-востоке Малой Азии) и Евфратом, а также город того же названия; область стала известной в древности благодаря изумительному плодородию почвы. В эпоху новохеттских царств поблизости от территории современного города находился город Мелид (ныне городище Арслантепе). С VI века до нашей эры до 1071 года входил в состав Малой Армении. После битвы при Манцикерте в 1071 город был захвачен турками-сельджуками, после чего вошёл в Конийский султанат. В XVI веке завоёван Османской империей. Несмотря на это, вплоть до геноцида армян имел преимущественно армянское население. Ныне город Малатья в восточной Турции.

[44] Малая Армения (арм. Փոքր Հայք, греч. Αρμενία Μικρα, лат. Armenia Minor) — историческая область на востоке Малой Азии, в верховьях рек Евфрат, Ликуса и Галиса[1].

[45] Никомидия (греч. Νικομήδεια, ныне Измит, İzmit, с советских времен в отечественных текстах названия намеренно искажено на «Никомедия», вопреки, кстати, греческому звучанию, дабы не быть сходными со старинными христианскими текстами) — древний город в Малой Азии, центр области Вифиния. Располагался на подступах к Константинополю на берегу Мраморного моря.

[46] Фра́кия (греч. Θράκη, болг. Тракия, тур. Trakya, лат. Thracia) — историческая и географическая область на востоке Балкан. Ныне, в соответствии с Лозаннским мирным договором 1923 года, разделена между тремя государствами: Болгарией (Северная Фракия, также известная как Верхнефракийская низменность), Грецией (собственно современная греческая провинция Фракия, также исторически известная как Западная Фракия) и Турцией, которой отошла Восточная Фракия вместе с крупнейшим мегалополисом региона — Константинополем.

[47] Например, см. греч. сайт "Православный месяцеслов" - http://www.saint.gr/2590/saint.aspx

[48] Например, см. греч. сайт "Православный месяцеслов" - http://www.saint.gr/2590/saint.aspx

[49] Нитрийская пустыня – местность прмимерно в 100 км. от Александрии, представляющая собой впадину на северо-востоке Ливийской пустыни к западу от дельты Нила. У арабов известна, как Ва́ди-Натру́н (араб. وادي النطرون‎). С начала IV века здесь существовали три монашеские общины, Нитрия, Келлия (основана преподобным Амоном, чтимым 4 / 17 октября) и Скиттис, от которых появились несколько десятков монастырей. Почти все они были разорены и уничтожены во время арабского завоевания Египта….

[50] Ямь, емь (фин. jäämit) — название, которым новгородцы называли в средние века некоторые, очевидно проживавшие в Фенноскандии, народности. В соответствии с наиболее устоявшимся толкованием ямь была наиболее близка к жителям Хяме (фин. Häme) и вообще к западным прибалтийско-финским племенам, составившим финский народ Финляндии[1]. По другой теории ямь была карельским племенем с северного побережья Ладоги[2]. В разных упоминаниях название может указывать на разные народности, а не означать единую географическую или этническую цельность. В хрониках говорится о войнах, которые новгородцы и карелы, конкретнее, жители района Корелы (Приозерск), вели против ями в XII веке. Источники также упоминают об ответных набегах ями на Приладожье.

[51] Захолмье или Захумье (серб. Захумље, цся. Захолмие, хорв. Zahumlje) — средневековое сербское княжество, находившееся на территории современных Герцеговины и Далмации (Адриатическое побережье южной Хорватии, а также Боснии и Герцеговины). Основное население — захумляне. Впервые упоминается в X веке как область, находившаяся под властью сербского князя Михаила Вишевича.

[52] Шишатовац (серб. Шишатовац) — православный монастырь в Сербии, в общине Сремска-Митровица, в Сремском округе автономного края Воеводина, в историко-географической области Срем; расположенный близ одноимённого села на гряде Фрушка-Гора[1]. Монастырь приписан к Сремской православной епархии. Шишатовац — один из шестнадцати частично сохранившихся после Второй мировой войны фрушкогорских монастырей. Основателями монастыря считаются монахи-беженцы из монастыря Жича.

[53] Фру́шка-Гора́[2] (Фрушская Гора) — гряда[3], изолированный кряж[4], на территории автономного края Воеводина Сербии и Вуковарско-Сремской жупании Хорватии (север Сербии и северо-запад Хорватии), в историко-географической области Срем.

[54] Из воспоминаний дочери Ольги Дмитриевны о расстреле отца.

[55] Свято-Троицкий Макарьев Калязинский монастырь. Основан преподобным Макарием Калязинским на земле боярина Ивана Каляги, от чьего прозвища и происходит название обители. Просуществовал до XX века. Троицкий монастырь закрылся в начале 1920 года, за год до этого была вскрыта рака преподобного Макария. В 1940 году он ушел под воду при создании Угличского водохранилища. Любители старины перевезли в краеведческий музей фрагменты фресок XVII века, изразцы с изображением китовраса, облачения духовенства и шитьё XVII—XIX вв., старинную церковную утварь. Некоторые элементы каменного декора и стенописи в настоящее время хранятся в фондах московского музея им. Щусева. В стену Донского монастыря, к примеру, вмурован портал Троицкого собора.

Ныне на месте снесённого монастыря располагается небольшая возвышенность, которая называется «монастырские острова». В 2000-е годы там была возведена небольшая каменная часовенка из красного кирпича[2].

[56] Аршин - старорусская единица измерения длины. 1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 0,7112 м, таким образом, размеры дома 5,6896х6,4008 м.

[57] Николо-Радовицкий монастырь — мужской монастырь Русской православной церкви в Мещёре, ныне располженный в селе Радовицы Егорьевского района Московской области. История Николо-Радовицкого монастыря восходит к первой половине XV века. Предшественником Николо-Радовицкого монастыря считается Акакиева пустынь, основанная иноком Пахомием, греком по происхождению, сподвижником митрополита Фотия, — на острове Святого озера. Местность вокруг озера инок наименовал «Радовицами» в честь своей родины в Фессалии. Постепенно вокруг отшельника начинают собираться люди, ищущие такого же уединения. Новая история монастыря начинается с момента обретения чудотворного образа святителя Николая монахом обители Ионою, по прозванию Рогожа, в середине XVI века. От образа сразу же начали происходить многочисленные чудеса. Весть об этом быстро распространилась по окрестностям и начала привлекать в обитель множество паломников и поклонников и любителей иноческой жизни. Маленький островок уже не мог вмещать столько богомольцев и необходимо было воздвигать новую обитель на «суше». В 1584 году монастырю была пожалована окрестная земля согласно дарственной грамоты царя Ивана Грозного, данной игумену Ионе Рогоже. Этот год и следует считать датой основания Николо-Радовицкого монастыря. В XVIII веке численность братии монастыря доходила до 140 человек, в 1897 года в монастыре находилось 48 монахов. В XX веке монастырь постигла участь многих монастырей и храмов на святой Руси. В 1919 году обитель была закрыта. Возрождение обители началось с 2006 года и продолжается доныне.

[58] Спа́со-Преображе́нский Про́нский монасты́рь — мужской монастырь Рязанской епархии Русской православной церкви, расположенный в поселке Пронск, на левом берегу реки Прони. Основан в XVII веке. Просуществовала до XX века. В 1918—1919 годах она была закрыта, а имущество передано в ведение Уотсобесов и землеотделам. Наступил 1919 год, а с ним и продолжение волны закрытия монастырей, репрессии духовенства. Обитель разорили, а монахов выгнали.

В сороковые годы в зданиях монастыря был размещен детский дом, затем Пронская специализированная (коррекционная) школа-интернат, существовавшая от времён окончания Второй мировой войны. Размещение детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, помогло сохранить здания обители от полного разрушения, хотя и не в первоначальном виде — не сохранились два храма обители: на месте Троицкого построили дом, а Свято-Духовский на третьем этаже братского корпуса был снесён; Трехсвятский храм «обезглавили», снеся барабан и купол, и переоборудовали в жилое помещение.

В 2011 году на территории бывшей обители было открыто Архиерейское подворье. В 2013 году Священный Синод постановил вновь открыть здесь монастырь. С этого времени здесь продолжаются реставрационные работы.

[59] Покро́во-Бо́лдинский монасты́рь — бывший мужской монастырь Астраханской епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Астрахань. Покровский монастырь был основан в 1708 году Астраханским митрополитом Сампсоном[1]. Крупный астраханский откупщик дьяк Василий Кучуков взял у владыки тысячу рублей под залог своего сада в междуречье реки Кутум и притока Луковки. Вернуть долг дьяк не смог, поэтому участок земли перешёл во владение архиерея, который основал на этом месте монастырь. Существовал до XX века. В период Первой Мировой войны активно принимал беженцев. Также при нем был открыт госпиталь. Во время январских боёв 1918 года обитель оказалась под контролем белоказаков, а затем, когда победили большевики, то монастырь подвергся обыскам и разграблению.

В конце 1918 года Покрово-Болдинский монастырь был упразднён местными военными властями. На территории обители была размещёна 1-я артиллерийская батарея. Перед уходом батареи солдаты разграбили Варваринскую церковь. Покровский собор монастыря и колокольня были разобраны на кирпичи. До настоящего времени сохранились храмы великомученицы Варвары и Великомученицы Екатерины, а также часть хозяйственных построек и братских корпусов. Ныне комплекс принадлежит Иоанно-Предтеченскому Астраханскому монастырю.

[60] Данковский Покро́вский мужской монастырь расположен в городе Данков на правом берегу реки Дон при впадении в него реки Вязовка. Основан в XVI веке во времена царствования Ивана Грозного. Впервые упоминается в документах в 1627—1628 годах. По одному из преданий, князь Фёдор Иванович Овчинин-Телепнев-Оболенский, сын князя И. Ф. Телепнева-Оболенского, фаворита великой княгини Елены Просуществовал до 1919 года, когда был закрыт, а здание, принадлежащие ему, разобраны.

[61] Не раньше августа 1918 г.

[62] Справедливости ради отмечу, что святитель Киприан, будучи гоним князем Димитрием Донским, желавшим поставить митрополитом своего ставленника, действительно долгое время управлял Русской митрополией из Киева.

[63] Волы́нь (укр. Волинь, польск. Wołyń) — историческая область на северо-западе современной Украины в бассейне южных притоков Припяти и верховьев Западного Буга.

[64] Позже разорен униатами…. Хранившаяся же в нем Новодворская икона Божией Матери перенесена в Черниговский Елецкий монастырь.

[65] Узбе́к, исламский титул — Султан Гийас ад-Дин Мухаммед (тат. Үзбәк, Üzbәk, ок. 1283 — 1341) — монгольский хан Улуса Джучи (Золотой Орды) (1313—1341). Сын Тогрула (Тогрулджая или Тогрулчи), десятого сына Менгу-Тимура, приходился племянником хану Тохте.

Правление Узбека стало временем наивысшего могущества Золотой Орды.

В русских летописях известен как «Алабуга», «Азбяк» и «Озбяк».

[66] Тохтамы́ш (тат. Туктамыш хан, Tuqtamış xan; каз. Тоқтамыс, ум. 1406) — хан Золотой Орды в 1380—1395 годах, хан Тюменского ханства с 1400 года[1]), один из потомков Джучи, старшего сына Чингисхана. Сын Туй-Ходжи оглана, правителя Мангышлака, влиятельного царевича при хане Урусе.. После казни отца бежал. Позже Тамерланом был поставлен во главе войск и впоследствии захватил восточную часть Орды, а после падения темника Мамая – и западную. Именно по его приказу и был убит Мамай. Хан захватил и сжег Москву. Это произошло уже после победы русских над войсками правящего до него Ордой темника Мамая и бегства последнего…. После этого татары взяли Переяславль, Владимир, Юрьев, Звенигород, Можайск и другие подмосковные города.

После того, как один из ордынских отрядов был разбит Владимиром Андреевичем под Волоком, Тохтамыш ушёл в Орду, разграбив на обратном пути Рязанскую землю. Преемник Дмитрия Донского, его сын Василий I Дмитриевич купил в Орде ярлык на княжество нижегородское. Предпринимал езще несколько набегов на Русь, хоть больших набегов на Москву больше не начинал ввиду соперничества с Тамерланом, в ходе которого он был разгромлен и свергнут. Впоследствие убит в сражении с эмиром Едигеем в 1406 году.

[67] Ранние летописные источники (Рогожский летописец и Симеоновская летопись, отражающие Московский свод 1409) называют святителя Алексия в крещении Симеоном, а житие, написанное в 1459 г. Пахомием Логофетом, и позднейшие летописи – Елевферием (разговорная форма Олфер (Алфер) начальной буквой соответствует монашескому имени); в некоторых списках XVII в. Никоновской летописи приводятся оба имени вместе. Не исключено, что источники отражают существование у святителя Алексия так называемого прямого имени (соответствующего святому, память которого приходится на день рождения) и крестильного (ситуация, хорошо известная на примере двойных христианских княжеских имен).

[68] Богоявленский мужской монастырь с деревянным храмом Богоявления и приделом в честь Благовещения был основан в 1296 г. св. блгв. кн. Даниилом Московским. Одним из первых игуменов обители был Стефан, брат прп. Сергия Радонежского. Монастырь несколько раз подвергался опустошению: как во время нападения татар, поляков (в Смутное время), так и от частых пожаров, бывших в Москве в XVI-XVII вв. (в 1687 и 1737 гг.). В монастыре погребены князья Голицыны, Долгорукие, графы Шереметевы и другие представители дворянских родов. В 1812 г. монастырь был разграблен французами, однако богатая ризница, вывезенная перед приходом Наполеона из Москвы, уцелела.

Первый деревянный монастырский собор был выстроен в конце XIII - начале XIV в., а каменный - в 1342 г. боярином Протасием. Его сменил собор постройки 1624 г. В 1693-1696 гг. было возведено ныне существующее здание собора, включающее в подклетной части предшествующую постройку. Собор стоит на высокой арочной подклети (позднее арки были заложены). Кровля трапезной имеет барочный фронтон. В 1747, 1749 и 1754 гг. собор получил три придела и колокольню. В 1782 году церковь была отремонтирована снаружи, оштукатуре

Наши рекомендации