Епархиальное управление и взаимодействие в митрополиях

Данный Архиерейским Собором 2011 года импульс развитию разнообразных сторон церковной жизни стал началом процессаучреждения новых епархий, а затем — и создания митрополий. За истекшие годы прояснились как сильные стороны этой новой конструкции, идея которой восходит к Поместному Собору 1917-1918 годов, так и их шероховатости, которые следует сгладить.

Образование единой митрополиипредполагает особо тесные, братские взаимоотношения между архиереямиепархий, находящихся в одном регионе, а также в среде духовенства этих епархий.Безусловно, каждый епархиальный архиерей самостоятелен в своей канонической деятельности, в кадровых, административных, финансовых, юридических и иных вопросах. К сожалению, случалось, что после учреждения новых епархий митрополит по инерции продолжал устно, а иногда и письменно распоряжаться канонически не подчиненными ему монастырями, приходами или клириками на территориидругих епархий митрополии. Вместе с тем, встречалось ошибочное поведение и со стороны некоторых новопоставленныхархиереев, которые, демонстрируя свою самостоятельность, пренебрегали добрыми советами митрополитов или игнорировали значимые для всей митрополии совместные мероприятия. И хотя такие случаи единичны, считаю важным напомнить об основах взаимодействия архиереев митрополии. Глава митрополии призван своим авторитетом содействовать решению важных для всей митрополии задач и наблюдать за тем, чтобы все епархии митрополии развивались. Еще в декабре 2013 года Священный Синод дополнил Положение о митрополиях указанием на то, что митрополит «в пределах митрополии имеет начальственное наблюдение за осуществлением решений Поместных и Архиерейских Соборов, а также Священного Синода»[38].Как показала практика, термин «начальственное» здесь требует пояснения. Едва ли мы исчерпывающе сформулируем необходимые уточнения во время соборных заседаний, поэтому предлагаю обсудить эту тему, а дальнейшую работу поручить Священному Синоду. Важно, чтобы архиереи прислушивались кмитрополиту. Более того, они должны уведомлять его о значимых для всей митрополии делах.

Успешному взаимодействию внутри митрополии должно способствовать правильное выстраивание работы архиерейского совета. Согласно Положению о митрополияхэтому органу предписывается рассмотрение вопросов, касающихся координации «богослужебной, пастырской, духовно-просветительской, образовательной, миссионерской, молодежной, издательской, информационной, социальной, благотворительной деятельности епархий, … их взаимодействия с обществом и органами светской власти», а также материального обеспечения и деятельности духовных школ митрополии. На практике работа архиерейских советов порой сводится к определению дат совместных богослужений архиереев митрополии и проведения общих конференций. Впрочем,у многих митрополий есть положительный опыт работы архиерейских советов, которые занимаются такими вопросами, как, например, преподавание Основ православной культуры во всем регионе, прославление подвижников благочестия и развитие почитания уже прославленных в регионе святых, подготовка совместных издательских проектов, соблюдение законодательства при реставрации значимых памятников архитектуры. Все эти темы могли бы рассматриваться и на уровне отдельных епархий, но практика показывает, что их совместное обсуждение архиереями митрополии позволяет добиваться лучших результатов. Полезным может также быть ежегодное проведение расширенного архиерейского совета с приглашением руководителей ключевых епархиальных отделов всех епархий для совместного обсуждения планов и результатов деятельности. Более того, полезно поощрять регулярное взаимодействие однопрофильных епархиальных отделов, при соблюдении канонических прерогатив каждого епархиального архиерея.

Поскольку речь зашла о епархиальных отделах, предлагаю также обсудить координациюих деятельности внутри отдельных епархий. Некоторое время тому назад группа руководителей епархиальных отделов социальной направленности обратилась к председателю соответствующего синодального отдела с просьбой инициировать внесение в Устав поправок, предполагающих включение глав всех епархиальных учреждений в епархиальные советы. Предложение обсуждалось на Высшем Церковном Совете, который счел, что такие поправки затруднят административную работу епархиальных советов, поскольку повлекут за собой избыточное увеличение их составов. Вместе с тем, поступившее предложение свидетельствует о не вполне адекватном включении руководителей епархиальных отделов в жизнь епархий. Задача этих людей — «держать руку на пульсе» в подведомственной им сфере, координировать по своему направлению работу благочиний и приходов, а также помогать архиерею в принятиирешений. Выполнение этих обязанностей затруднено в тех случаях, когда председатели епархиальных отделов никак не вовлекаются в работу епархиального совета. В конце октября этого года, отвечая на вопрос по этому поводу одного участников VII Общецерковного съезда по социальному служению, я говорил о том, что в епархиях можно было бы организовать координацию руководителей епархиальных отделов наподобие того, как работает Высший Церковный Совет. Для этого не обязательно создавать какой-то особый орган. В практике целого ряда епархий, в том числе Московской,раз в год или чаще — по усмотрению архиерея — проводится расширенное заседание епархиального совета, в котором участвуют руководители всех епархиальных учреждений и благочинные. Обсуждаются планы и результаты работы по каждому направлению, принимаются совместные решения. Руководители епархиальных отделов также приглашаются на заседания совета в течение года при обсуждении вопросов, связанных с их профилем. Они могут и сами попросить о включении того или иного вопроса в повестку дня совета.

Предлагаю сегодня подробнее обсудить, как выстраивать взаимодействие между епархиями одной митрополии, а также, в каждой епархии, между епархиальными отделами и благочиниями.

Плодотворной деятельности епархиальных отделов способствует активное взаимодействие с ними руководителей синодальных учреждений, которые в соответствии с прошлогодним решением Высшего Церковного Совета[39] должны регулярно проводить интернет-совещания с профильными епархиальными руководителями. Такие совещания позволяют не только укреплять взаимодействие между людьми, отвечающими за одну сферу деятельности, но также решать практические вопросы. Прошу председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, который первый начал проводить подобные совещания на регулярной основе, подробнее рассказать о своем опыте во время дискуссии. В настоящее время в онлайн-совещаниях участвуют преимущественно представители российских епархий. Возможно, стоило бы расширить их географию. Буду рад услышать Ваши мнения о том, насколько это можно устроить, и в целом, о результативности подобных онлайн-совещаний.

Помощники благочинных

Нововведением, связанным с соборными решениями в области миссии и катехизации, социально-благотворительной деятельности и молодежной работыстало несколько лет тому назадпоявлениеинститута помощников благочинных и настоятелей крупных приходов.

На сегодняшний день должности профильных помощников благочинных замещены в российских епархиях более, чем на 90% — это почти пять с половиной тысяч человек. При этом90% из них являются совместителями.Почти 75% трудятся на добровольной основе. Половина из таких сотрудников — это священнослужители. Другими словами, для подавляющего большинства профильных помощников благочинных эта работа не является основной.

Такая ситуация обусловлена, в первую очередь, материальными причинами. Не все благочиния могут выделить четыре полноценных ставки, особенно с учетом нынешней экономической ситуации. Отсюда много совместителей-добровольцев. Назначениепомощниками благочинных клириков также объяснимо. В крупных городах, где на приходах назначены помощники настоятелей из числа мирян, помощники благочинных будут взаимодействовать с таковыми. А в тех благочиниях, которые расположены за пределами крупных городов, помощникам благочинныхпредстоит в основном взаимодействовать с настоятелями храмов. Практика показывает, что такое взаимодействие нередко плодотворнее, когда помощник благочинного и сам находится в сане.

Добровольное несение обязанностей профильного помощника благочинного, совместительство и, в том числе, совмещение со священнослужением — всё это само по себе неплохо. Плохо, если несение иных церковных послушаний или же светская работа помощника благочинногобудет приводить к выполнениюим своих обязанностей по остаточному принципу. Ведь известно, что «общественные нагрузки» на добровольной основе нередко воспринимаются как нечто вторичное. Этого можно избежать, если, с одной стороны, помощники благочинных будут достаточно мотивированы — в том числе материально, а с другой стороны — руководители епархиальных отделов будут активно взаимодействовать с ними, консультировать их, помогать им в работе. Еще достаточно распространена ситуация, когда руководитель епархиального отдела замыкается на своей деятельности или ограничивается пределами своего прихода или города, в котором он служит. Причем работу по своему профилю такие руководители отделов нередко делают хорошо. Но они не всегда обладают организационными навыками в масштабе епархии. Обучить их этим навыкам должны синодальные учреждения. Система подготовки руководителей епархиальных отделов без их чрезмерной нагрузки и без отрыва от епархий давно отработана в Синодальном отделе по церковной благотворительности, к опыту которого можно обратиться.

Необходимо также обучать самих помощников благочинных особенностям их профильной работы. Нашей целью является не замещение этих должностей для отчетности, но назначение специалистов, которые являлись бы профессионалами в конкретной области церковной деятельности. В 2013 году Архиерейским Собором были одобреныосновные принципы организации подготовки специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности[40]. Исходя из этих принципов, создается сеть церковных образовательных центров для обучения соответствующих специалистов. На сегодняшний день Учебным комитетом уже одобрены 38 заявок из35 епархий на открытие таких центров. В ряде епархий ведется подготовка необходимых документов.

Лица, окончившие полный курс в таких центрах,могут, согласно решению Священного Синода, быть рукоположены в диаконский сан, но не в сан священника. Выпускники центров также могут при условии успешной сдачи вступительных экзаменов поступить в семинарию на третий год обучения, то есть на второй из четырех курсов бакалавриата с учетом того, что в семинариях действует так называемый подготовительный курс[41].

Весной 2017 года Учебным комитетом и профильными синодальными учреждениями были разработаны проекты квалификационных требований к должностям помощников благочинных и настоятелей по каждому направлению деятельности. Это формальные документы, в которых определяется требуемый уровень образования, перечень навыков и знаний, а также обязанности данных сотрудников. Между тем, проведенный в этом году мониторинг показал, что на сегодняшний день частично или полностью соответствуют сформулированным требованиям от 20% до 40% помощников благочинных, в зависимости от профиля, что ожидаемо, поскольку эта институция находится в становлении. В связи с этим мною было принято решение отложить рассмотрение упомянутых документов, тем более, что обязанности помощников благочинных еще в 2012 году были достаточно подробно описаны в рекомендациях к их деятельности, одобренных по каждому профилю Высшим Церковным Советом. Прежде, чем повышать формальные требования к помощникам благочинных, нам необходимо добиться фактического улучшения уровня их подготовки, в первую очередь — через те образовательные инструменты, о которых было сказано ранее.

Полагаю, что настало время всесторонне обсудить первые итоги введения института профильных помощников благочинных. Прошу вас поделиться тем, какие положительные результаты вы видите в их работе, какие возникают сложности и что, на ваш взгляд, стоило бы скорректировать.

Финансы и хозяйство

Вфинансово-хозяйственной сфере Архиерейский Собор 2013 года определил три задачи. Это формирование единого реестра церковного имущества[42], создание общецерковной бесплатной базы храмовой проектно-сметной документации[43] и урегулирование взаимодействия предприятия «Софрино» и епархий[44].

На сегодняшний день реестр церковного имущества, который охватывает только епархии России, сформирован на 78%. Отсутствие стопроцентного результата обусловлено, в первую очередь, обновлением реестра в связи с образованием новых епархий. Реестр способствует более эффективной работе общецерковных учреждений по координации передачи недвижимого имущества в собственность епархий. Задачу по формированию реестра можно считать в основном выполненной.

На конец 2017 года в бесплатной общецерковной базе проектно-сметной документации числится 21 проект, которые могут быть предоставлены любой епархии по запросу. В 2016 и 2017 годах в епархии было передано 30 проектов. Повторное использование проектно-сметной документации позволяет экономить существенные средства при строительстве новых храмов, хотя, конечно, проекты порой приходится адаптировать под климатические, сейсмические и иные условия.Поставленную Собором задачу можно также считать выполненной.

Вопросы взаимодействия епархий и их канонических подразделений с Художественно-производственным предприятием «Софрино» обсуждались на Архиерейском Совещании 2015 года, после которого был принят ряд предложений по ценообразованию, организации епархиальных складов, качеству и ассортименту.Предлагаю вновь обсудить положение дел в этой сфере и подвести итог изменениям, произошедшим в межсоборный период.

Церковь и культура

Культура в узком понимании, а именно то, что связано с искусством и творчеством, — это одна из тех сфер жизни общества, которая вызывает много пререканий и споров, поскольку в искусстве и творчестве открываются громадные возможности для влияния на умы людей. В 2015 году участники Архиерейского Совещания подчеркнули, что «в данной области сегодня особенно требуется различение духов (1 Кор. 12, 10), умение отличить прекрасное от безобразного, гармонию от дисгармонии, культуру, возвышающую душу человека, от антикультуры, порабощающей его разрушительным порокам»[45]. При этом важно,руководствуясь христианской осмотрительностью и заботливым отношением к ближнему, не поддаваться соблазну жесткой сортировки творческих явлений на «приемлемые» и «неприемлемые». Приятие или неприятие того или иного произведения искусства или явления культуры зачастую обусловлено вкусовыми предпочтениями или даже определенной специальной подготовкой человека. Здесь невозможно установить формальные незыблемые нормы, обязывающие, скажем, всех верующих только одним, определенным образом относиться к конкретной книге, спектаклю или фильму. Исключения составляют лишь случаи очевидного кощунства и богохульства, намеренно допускаемого художником в своем произведении. Такие произведения неприемлемы для верующего человека.

Специфика искусства, особенно современного, такова, что порой внешне далекие от гармонииформы скрывают поиск истины и серьезные мировоззренческие раздумья. Это тем более верно в отношении молодежных субкультур, при оценке которых нужно быть особо внимательными, дабы не отвергнуть искренние устремления.

Задачи Церкви стоят выше задач искусства и творчества. Поэтому создание проектов в сфере культуры не относится к непосредственным обязанностям епархий или приходов. Вместе с тем, такие проекты могут стать средством проповеди о Христе.Соборным постановлением 2013 года епархиям, «где это возможно», было предложено «создавать культурно-просветительские и духовно-образовательные центры» и «разрабатывать программы епархиальных мероприятий, способствующих развитию отечественной культуры»[46]. Согласно поступившим из епархий отчетам на сегодняшний день создано 103 таких центра. Вместе с тем, их деятельность весьма различна, а участие в культурной жизни региона во многом зависит от степени внимания епархиального архиерея к культурным проектам. Рад буду услышать ваши соображения по этой теме. Со своей стороны, полагаю, что, не форсируя работу в этом направлении, каждому архиерею следует держать ее в поле своего зрения. В частности, стоить обратить внимание на довольно успешный проект Издательского совета по поддержанию и открытию православных библиотек.

С искусством и творчеством неразрывно связано книгоиздание. Соборное поручение создать централизованную систему распространения книжных изданий по епархиям[47]столкнулось с кризисом в отрасли. По этой причине, а также в силу ряда других обстоятельств, которые выявил Издательский совет, было принято решение отказаться от создания упомянутой централизованной системы как неэффективной. Адаптируясь к современным условиям, нам следует искать другие формы популяризации книжной продукции. В частности, Издательским советом создан информационный портал «Правчтение», на площадке которого собирается информация об издательствах, о книжной продукции и о ее распространении. Кроме того, в условиях, когда творчество писателей, в том числе религиозного содержания, вызывает умеренный интерес в широких кругахсовременного общества,важной задачей остается популяризация в епархиях Патриаршей литературной премии[48].

В завершение темы, посвященной культуре, напомню, что Церковь разделяет с государством ответственность за сохранность тех памятников, которые находятся в ее пользовании или собственности. Архиерейский Собор 2013 года предписал епархиальным архиереям обращать «особое внимание на правильное использование, сохранение и восстановление движимых и недвижимых памятников культуры, переданных Церкви»[49]. После утверждения Священным Синодом в 2014 годуПоложения о должности епархиальных древлехранителей работа в этом направлении получила новый импульс. Древлехранителями назначены, как правило, специалисты высокого класса, которые получили дополнительнуюквалификацию на курсах, организованных Патриаршим советом по культуре. Этот опыт, опробованный в российских епархиях, может быть полезен и епархиям, находящимся в иных странах, применительно к местному законодательству и возможностям. Во многих регионах России появление древлехранителей позволило выстроить новые взаимоотношения с местным музейным сообществом.Одна из сложностей, возникающая в работе древлехранителей, обусловлена тем, что их профессиональные оценки и рекомендации порой не находят понимания среди духовенства или в епархиальных управлениях, причем причинами тому служат, к примеру, личные вкусовые предпочтения представителей клира. Следует помнить, что в вопросе сохранения памятников лучше прислушиваться к аргументированному мнению профессионала. В продолжение данной темы в 2016 году Священным Синодом был образован Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации[50], который призван проводить экспертизу проектов реставрации памятников архитектуры по запросам епархиальных архиереев, а в обязательном порядке — при реставрации памятников общегосударственного значения и памятников ЮНЕСКО. Священным Синодом также были определены правила, касающиеся реставрации памятников архитектуры местного значения[51]. Призываю всех с заботой илюбовью хранить архитектурный облик исторических монастырей и храмов, которые являются частью нашего драгоценного церковного наследия, одним из выражений духовного опыта Церкви.

Наши рекомендации