Наполняя землю Божьей славой
Изначальная цель Бога шла далеко за пределы сада. Он хотел, чтобы Едем распространился по всему миру, и Его слава наполняла землю. Это тоже должно было стать частью славы человека. Именно в саду Бог создал Еву, чтобы она была другом, партнером и спутницей Адаму. Затем Он заповедал им: «...плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...» (Бытие 1:28). Плодиться означает выносить наружу то, что есть внутри, то есть раскрывать сокрытую славу. Быть плодотворным - значит, быть продуктивным, что включает воспроизводство себя самого.
В чем заключается истинная слава яблони? В том, чтобы плодоносить яблоками/Все, что нужно для того, чтобы яблоня приносила плоды, уже находится в самой яблоне, но пока на ветках не появятся спелые красные яблоки, дерево еще не в полной мере являет свою славу. Оно еще не выполнило Божьей цели. В Евангелии от Матфея 21:19 Иисус проклял бесплодную смоковницу. В Евангелии от Луки 13:6-9 Он рассказывает притчу о владельце виноградника, который приказал слуге вырубить смоковницу, не приносившую плода уже в течение трех лет. Плодовитость является важным фактором для Бога. Это часть Его творческого плана и основа Его природы.
Бог заповедал Адаму и Еве "размножаться" и "наполнять землю" (Бытие 1:28). Эти слова стали принципами репродукции и умножения. Бог хотел, чтобы первые люди воспроизводили себя не только в детях, но чтобы они воспроизводили и среду своего обитания. По сути, Он сказал: «Адам, начни с этого сада. Я хочу, чтобы ты и Ева имели детей, много детей. Я хочу, чтобы вы вырастили праведное семя, которое бы росло, любя Мое присутствие, как любите его вы. Я хочу, чтобы через них вы увеличивали "Едем" Моего присутствия все больше и больше, пока вся земля не наполнится Моей славой».
Это был грандиозный план, соответствующий разуму величественного и всемогущего Творца. Адам и Ева были созданы для жизни в общении с Богом. Его присутствие было единственной средой, в которой они нуждались. Под его покрытием они были совершенно свободны плодиться, размножаться и становиться теми, кем они должны были стать согласно Божьему плану. Только в Божьем присутствии они могли достичь полноты выражения личности. Лишь в Его присутствии они могли раскрыть свою славу во всей ее полноте. Лишь в Его присутствии Его слава могла сиять через них.
Важно понимать разницу между присутствием Божьим и славой Божьей. Многие верующие совершают ошибку, приравнивая одно к другому, в то время как это два совершенно разных понятия. Присутствие Божье - это активное проявление Бога, наполняющее среду обитания и жизнедеятельности творения. Мы "ощущаем" Бога перед тем, как Он проявит Себя в Своей полноте. Английское слово presense переводится как "присутствие". Приставка рге буквально переводится как "пред" или "перед", а корень sense - как "чувство" или "ощущение". Присутствие Бога - это предопределенная Ним среда для нашей жизнедеятельности и плодовитости.
Слава Божья, напротив, - это свойства и характер Бога в их проявлении.
Присутствие Божье - это среда, которая очень реальна, но невидима, тогда как слава Божья - нечто действительное и осязаемое. Божья слава показывает нам, какой Он есть. Иногда Его слава может быть сокрыта, но она всегда невидима. Когда Моисей сошел с горы Синай с каменными скрижалями, на которых были начертаны десять заповедей, Писание говорит, что его лицо сияло, потому что он до этого пребывал в присутствии Божьем (см. Исход 34:29-35). Его лицо излучало божественный свет такой силы, сияние настолько ощутимое и видимое, что Моисею пришлось покрыть лицо, чтобы скрыть это сияние.
В Едемском саду присутствие и слава Бога окружали первую человеческую пару и определяли их жизнь. Адам с Евой никогда не посещали "служение поклонения". Их поклонение заключалось в постоянном общении с Богом и в том, чтобы быть теми, кем Он создал их. Они никогда не постились, не молились, потому что пребывали в постоянном общении со своим Создателем. Они не нуждались в том, чтобы читать Писание, потому что всегда пребывали в присутствии Самого живого Слова. Присутствие Бога - благоприятная среда для того, чтобы человек мог стать тем, кем он должен быть. Это - открытая дверь в духовный Едем. Мы способны осознать величие нашего потенциала, только будучи в правильных и полноценных взаимоотношениях с Богом. Некоторые теологи считают, что Адаму и Еве не нужна была одежда, потому что они были покрыты проявленной и ощутимой Божьей славой. В результате падения они лишились этой славы. Теперь мы более ясно понимаем утверждение в книге Бытие 3:7: «...и узнали они, что наги...».
В среде Едема Адам й Ева наслаждались этими взаимоотношениями. Имея все необходимое для исполнения Божьего предназначения, Адам и Ева подошли к тому, чтобы наполнять землю славой Господа. Что же произошло?
Проблема в раю
В третьей главе книги Бытие Моисей описывает падение человечества с вершины совершенных взаимоотношений с Богом.
Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: "не ешьте ни от какого дерева в раю"? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
Бытие 3:1-7
Характерной чертой Едема была свобода. Адам и Ева были созданы самостоятельными и ответственными за свои поступки личностями. Они были свободны выбирать - либо ходить в свободе по светлой стезе повиновения и послушания Богу, либо ступить на ведущую к смерти тропу непослушания и бунта. Свобода выбора, наряду с их взаимоотношениями с Богом, развивающимися в атмосфере любви, была самим смыслом их существования и тем, что позволяло им быть людьми, а не роботами, что возвышало их над творениями низшего порядка.
Свобода всегда идет в ногус послушанием, а послушание важно там, где существуют определенные стандарты поведения.Вот почему Бог выбрал определенное дерево в саду, дерево познания добра и зла. Вполне возможно, что альтернатива подчинению и послушанию Богу никогда даже не зарождалась в разумах Адама и Евы до того момента, когда у Евы состоялся разговор с врагом.
В облике змея сатана, предводитель падших ангелов, этот "...лжец и отец лжи"(Иоанна 8:44), "имеющий державу смерти"(Евреям 2:14), обманул и обольстил Еву. Вместе со своим мужем она продала свое врожденное право на владычество за лживые обещания прозрения и незаконной славы. Они добровольно отреклись от своего законного статуса в пользу обманщика.
В книге Бытие 3:7 написано, что после того, как Адам и Ева съели запретный плод, их глаза открылись и "...узнали они, что наги".Это утверждение говорит о чем-то большем, нежели о предметах их гардероба. До этого момента Адам и Ева находились под постоянным покрытием Божьего присутствия. Теперь же, в результате грехопадения, это покрытие исчезло и они оказались отделенными от Бога, нагими и разоблаченными, дрожа от страха под ослепительным сиянием Его святости.
Во мгновение ока все изменилось. Теперь уже не было теплого общения и радости в прогулках с Господом по саду "вовремя прохлады дня" (Бытие 3:8). Не стало простой невинности и детского доверия, которыми можно было охарактеризовать их взаимоотношения. Куда-то исчезли ощущение предназначения и царский статус. Правители превратились в изгнанников.
Бог изгнал их из рая ради их же блага, равно как и для того, чтобы защитить Свое присутствие. Сатана и его ангелы были изгнаны с небес, так как появилась угроза того, что они запятнают небо своим бунтом. Адам и Ева были изгнаны из Едема по той же причине. Тем не менее, милость превознеслась над судом. Если бы Адам и Ева остались в саду, возможно, они вкусили бы от дерева жизни и тогда вечно остались бы в падшем состоянии (см. Бытие 3:22). Все, что Бог делает по отношению к человеку', является искупительным для него. Изгнание Адама и Евы из Едемского сада не было исключением. Бог изгнал их, чтобы защитить их и их потомков до осуществления плана по восстановлению первоначального статуса человечества.
Все, что Бог делает по отношению к человеку, является искупительным для него.
Чего стоил бунт
За пределами Божьего покрывающего присутствия человек не может функционировать надлежащим образом. Мы были созданы для Едема, и вне его пределов мы "не в своей тарелке". Так чего же стоил Адаму и Еве, а через них и всему человечеству, бунт против Бога? Мы можем найти ответ на этот вопрос, поразмыслив над следующим: во-первых, чего не лишился человек в результате грехопадения и, во-вторых, что он потерял. Существует, по крайней мере, шесть факторов, которых не лишился человек после грехопадения, хотя факт свершившегося, все-таки, изменил его качество и характер.
[1]. Человек не потерял небеса. Я прошу понять меня правильно. Вы не можете потерять то, чего у вас никогда не было. Человек был создан не для небес, а для земли, в частности - для Едема. Небеса — это территория Бога и владения Его святого присутствия. Земля была территорией, принадлежавшей человеку,, а Едем — местом, где соприкасались эти два измерения.ВПсалме 113:24 написано:«Небо — небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим». Сегодня мы, верующие, смотрим на небеса, как на наш дом, в котором мы проведем вечность. Согласно Посланию к Филиппийцам 3:20, мы граждане небес, а Первое послание Петра 1:4 говорит о том, что для нас на небесах приготовлено духовное наследство, однако изначально мы были созданы для земли. Сатана и его ангелы были лишены небес, а человек - нет. Мы не теряли небес, потому что никогда, даже в самом начале, не были их частью. Библия начинается с земли и заканчивается новой землей. Возможно, нашими "небесами" окажется "новая земля", на которой «...скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откровение 21:3). Бог будет восстанавливать то, что утратил человек.
2. Человек не потерял землю. Это все еще наш дом, среда нашего обитания, где мы живем, дышим, работаем, развлекаемся и умираем. Мы потеряли господство над землей. Несмотря на то что мы научились осваиваться, выживать и даже процветать в преимущественно враждебной среде, все равно мы больше не являемся истинными хозяевами земли. Мы пали настолько низко по сравнению с тем статусом господства, носителями которого были при сотворении, что даже в рамках Божьей искупительной работы бессильны вернуть его полностью.
3. Человек не лишился своего духа. Мы все еще духовные личности. В отличие от всех остальных существ, мы обладаем духом, который, независимо от того, плохой или хороший грешен или праведен, живет вечно. Это часть божественного образа, вложенного в нас Самим Богом.
4. Человек не лишился своего тела. Как для жизни в космосе потребовался бы скафандр, так и для жизни на земле нужен, в некотором роде, "земной скафандр". Бог предусмотрел, чтобы наши тела были приспособлены к жизни на земле, для которой Он и создал нас. В результате грехопадения, как человеческое тело, так и земля поддались тлению настолько, что ни наши тела, ни земля не способны функционировать на полную мощность. Естественная гармония, когда-то связывавшая их между собой, исчезла. Жизнь в саду была наполнена радостью и перспективами; за пределами рая (далеко от Божьего присутствия) она сложна и часто наполнена бессмыслен- ной борьбой. Бессмертное стало смертным и больным.
5. Человек не лишился своей души. (Под словом "душа" я подразумеваю наши умственные способности.) Составные части души - это разум, воля и эмоции. У каждого из нас все еще есть разум, который мыслит, эмоции, которые чувствуют, и воля, которая действует. Мы сознательны и независимы, со свободой выбора, такие, какими нас сотворил Бог. Однако в результате грехопадения наша природа стала греховной, и теперь она заставляет нас делать неправильный выбор. Наша воля стала Жертвой падшей греховной природы. Эта воля превозмогает над нашими желаниями и подавляет их. Даже если мы хотим поступать правильно, наша греховная воля принуждает нас к обратному. Автор большинства книг Нового Завета, Павел, идеально описал эту дилемму.
Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. ...А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. ...Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
Римлянам 7:15,17,18,21
Павел продолжает свою мысль, что лишь во Христе мы можем обрести свободу от этого рабства.
6. Человек не утратил свой потенциал. Даже в нашем падшем положении мы, как человеческая раса, обладаем громадным потенциалом. Потенциал - это неиспользованные силы и способности, неосуществившиеся мечты, невыполненные обещания. Иными словами, потенциал можно охарактеризовать как непроявленную славу. Бог всегда видит в нас больше, чем мы сами. Я неоднократно говорил, что Бог замечает в нас то, что все вокруг игнорируют. Грех притупил наш взгляд на то, кем мы являемся, кем можем быть и что можем делать. Мы нуждаемся в присутствии Бога и Его силе, чтобы разбудить спящий внутри нас потенциал - нашу славу.