На что направлена ваша любовь?

Я очень хорошо это помню. Было 10-е января 2008 года. Мы ехали по узкой, в выбоинах, улочке, и пяти автобус едва протискивался между домами. Мы вышли, и жара сразу обволокла нас. Воздух был наполнен зловонием, исходившим от тысяч использованных шин, сваленных в кучу и подожжённых, от дешёвого горючего и залежавшегося мусора. Прилавки, мастерские, будки и лачуги. Сари, сандалии, босые ноги и шум, затуманивающий сознание. Но то, что последовало за этим, было гораздо хуже...

Это происходило в индийском городе Мумбай. Мы находились в трущобах, точнее, в так называемом квартале красных фонарей, расположенном в одной из многочисленных городских трущоб. Красных фонарей мы нигде не увидели, а вокруг все были чем-то заняты. Они что-то мастерили, продавали, подметали, несли.

Мы приехали сюда по приглашению Дэйва и Джойс, чтобы узнать, как осуществляется проект «Ргет Kiran», направленный на помощь семьям проституток. Нам объяснили, что лучше увидеть всё это собственными глазами.

Я не помню, чтобы прежде мне доводилось наблю­дать подобное столпотворение в одной комнате. Казалось, что стены с трудом удерживают такое количество людей. Семьдесят улыбающихся лиц повернулись в сторону посетителей, словно подсолнухи, тянущиеся к закатному солнцу. Снаружи я видел улицу, грязные дома и переулки, в которых таились боль, насилие и смерть. Но находясь внутри, в этой комнате, я испытывал удивительное, ни с чем не сравнимое чувство.

Там была девочка, к которой я проникся особой симпатией. Её звали Фарин, и в ней было нечто такое, что я сразу понял: мне будет невероятно трудно расстаться с ней.

В течение следующего часа я много чего выяснил. Мать Фарин, как и матери многих других детей, зарабатывала проституцией. Благодаря проекту «Ргеш Kiran» её жизнь изменилась к лучшему. Девочка теперь имела пищу, одежду, могла учиться, а также её окружали любящие и преданные делу христиане. И всё же мне не давали покоя бесчисленные вопросы.

Сколько раз Фарин приходилось прятаться за кроватью, пока её мать зарабатывала на жизнь?

Сколько раз её подстерегали опасности, когда она бродила по ночным улицам этих трущоб?

Будет ли её взрослая жизнь чем-то отличаться от жизни матери, если ей не помочь вырваться отсюда сейчас?

Как я могу просто взять и уйти?

Этот полдень в Мумбай изменил всё. Следующим вечером мы давали концерт в городе. Мы почувствовали, что должны пригласить детей вместе с матерями выйти на сцену. Они поднялись к нам, и было здорово видеть их рядом. Они робко улыбались, но культурный шок вызвал прилив адреналина, и случилось нечто удивительное. Пока мы пели, женщины начали танцевать. Эти ночные бабочки, труженицы рынка сексуальных услуг с ярко накрашенными губами и в выцветших сари, танцевали свободно и просто перед аудиторией в несколько тысяч

человек. Они кружились, словно пёрышки, движения их рук рассказывали истории, а ноги скользили легко и осторожно. Их танец таил в себе особенный смысл - ничего подобного я прежде не видел.

В тот момент мне в голову пришли следующие мысли: где же справедливость? Кто согласится принять этих изгоев? Где эти нищие, обездоленные люди смогут обрести надежду? В каких ситуациях мы обязаны дарить свою любовь?

Я с детских лет посещал церковь, но, видимо, в процессе своего воспитания и духовного развития упустил несколько важных уроков. Я не понимал, что когда речь заходит о нашей реакции на бедность и несправедливость, а также о роли христиан как Божьих слуг, Бог не желает, чтобы мы чётко разграничивали, что приемлемо, а что нет. Раньше я ужаснулся бы при мысли о том, что женщины, занимавшиеся проституцией, будут танцевать на той же сцене, где мы славим Бога. Сейчас я вижу в этом примету времени. Похоже, что Бог старается расшевелить церковь, побудить её к действиям, объясняет нам, что как раз такие люди и нуждаются в нашем радушии и заботе.

Поэтому, когда речь заходит о давно назревшей 'и, у меня возникает лишь один вопрос: а на что направлена наша любовь?

Я вернулся из поездки в Мумбай, и всё пошло кувырком. Мои мысли сбились с привычного курса. Меня не покидало беспокойство. Когда я вспоминал о Фарин, я чувствовал возложенное на меня бремя. Если мы ничего не предпримем, её ждёт короткая жизнь, полная страданий, нищеты, жестокости и болезней. Мне казалось, что она стала мне как дочь, что без неё наша семья будет неполной.

Оказалось, у Бога другие планы.

Сейчас, когда я пишу об этом, с момента моей Поездки прошёл год и несколько месяцев. Кое-что изменилось. Фарин не уехала из города. Она по-прежнему живёт со своей семьёй, но её мать уже не занимается проституцией. Они собираются переехать в общину, расположенную в нескольких часах езды от Мумбай и состоящую из таких же людей, как они, — бывших проституток с детьми, стремящихся начать новую жизнь вдали от хаоса и опасностей прошлого. Теперь Фарин, похоже, счастливее, чем я мог надеяться. А я?

В некотором смысле я был недалёк от истины, когда думал, что стану отцом. Я не удочерил Фарин, но в этом году мы с женой произвели на свет отличного ребёнка - благотворительный фонд Compassion Art.

Фонд Compassion Art создан для сбора пожертвова­ний через различные творческие проекты (например, музыкальные альбомы и книги). Часть доходов от продаж и гонораров направляется на борьбу с бедностью, которая может проявляться в крайней форме, - и приводить к смерти, а может быть не столь очевидной, но при этом отнимать у людей надежду. Мы с женой помним, как при зарождении этой идеи мы беседовали с Джойс и Дэйвом, а потому их можно назвать бабушкой и дедушкой нашего проекта. Именно их энтузиазм и мудрость помогли нам сделать первые шаги.

Помимо всего прочего, проект Compassion Art направлен на то, чтобы полностью пересмотреть привычную формулу. Мы бросаем вызов идее о том, что помощь другим укрепляет нашу веру и не позволяет нам сойти с верного пути. Такая математика не срабатывает на практике. При подобном подходе вера лишь ослабевает. Если наш энтузиазм, наши стремления, наша любовь мотивируются личной выгодой, значит, мы в корне неверно понимаем суть вещей. Но когда наша любовь выходит далеко за рамки наших собственных интересов, мы оказываемся гораздо ближе к правильному пути, предусмотренному для нас Богом.

В последнее время, каждый раз, когда я стою на сцене с микрофоном и думаю, что делать дальше, я чувствую потребность прочитать отрывок из 58-й главы Книги Пророка Исаии. Такие простые, но сильные слова. Хотя они были обращены к израильтянам почти три тысячи лет назад, в них рассматриваются вечные вопросы, столь же актуальные и в наши дни. Я заворожён силой и страстью первых строчек: «Воскликни громко, не удерживайся. Возвысь свой голос, подобно трубе» (Исаии 58:1, NIV).

Далее идут слова, которые нужно громко провозглашать — не шептать и не откладывать на потом. Это животрепещущая тема, которая должна привлечь внимание каждого человека: «День за днём они ищут Меня; они желают знать пути Мои, будто бы народ, поступающий праведно и не забывший указаний своего Бога. Они просят Меня о справедливом суде, якобы желая приблизиться к Богу» (Исаии 58:2, NIV). В этих стихах проблема в двух словах — «будто бы» и «якобы». Очевидно, что эти люди имеют неправильные мотивы, а потому обречены на неудачу.

Бог объясняет, почему Он игнорирует их неукоснительное соблюдение всех религиозных предписаний: «В день вашего поста вы поступаете, как вам вздумается, и взваливаете тяжёлую работу на других... Вы не можете поститься так и рассчитывать, что ваш голос будет услышан наверху (Исаии 58:3-4, NIV).

Затем идёт повторное перечисление всего того, что мы обязаны делать, чтобы даже те, кто задремали где-то на задних рядах, всё-таки усвоили урок: «Вот пост, который Я избрал: ослабь оковы несправедливости... отпусти на свободу угнетённых... раздели свою пищу с голодным и пригласи в свой дом нищего скитальца; когда увидишь Нагого, одень его, и не отворачивайся от того, кто одной крови с тобой» (Исаии 58:6-8, NIV). Можно ли изложить эту мысль яснее? Угнетённые, преследуемые, голодные, бездомные, нищие — вот на кого должна быть направлена наша любовь, а вовсе не на самих себя. Нами не должно руководить стремление к показной религиозности.

Бог не скрывает того, каков будет результат: «Тогда твой свет воссияет, как заря, и придёт скорое исцеление... Тогда ты позовёшь, и Господь ответит; ты будешь молить о помощи, и Он скажет: вот Я!» (Исаии 58:8-9, NIV).

Долгие годы, во время прославления мы стремились приблизиться к Богу, проникнуться Им. Мы пели песни, в которых говорится, что Бог рядом, что наша жизнь принадлежит Ему. Когда мы чувствовали присутствие Бога, мы старались продлить эти моменты; мы желали услышать Его голос и узнать Его планы, касающиеся нас. И всё это время мы упускали из виду ключ к подлинной близости. «Если ты покончишь с угнетением, перестанешь указывать пальцем и оскорбительно отзываться о других, если не пожалеешь себя, чтобы накормить голодного, и удовлетворишь нужды несчастного... тогда Господь будет постоянно направлять тебя; Он восполнит твои нужды во время засухи и укрепит твои кости. Ты будешь как обильно орошаемый сад, как источник, воды которого никогда не иссякают» (Исаии 58:9-11, NIV).

Если мы начнём это делать, тогда мы не только сможем слышать голос Бога и нести Его любовь тем, кто в ней особенно нуждается, но станем как обильно орошаемый сад, питаемый от источника жизни, и займём особое место в истории: «Твои люди восстановят древние руины и заново отстроят вековые основания; тебя будут называть восстановителем разрушенных стен и населённых улиц» (Исаии 58:12, NIV).

И даже больше: «Ты обретёшь радость в Господе, и Я позволю тебе подняться на высоты земли и наслаждаться наследием твоего отца Иакова» (Исаии 58:14, NIV).

И всё это произойдёт, если мы оставим свои попытки поразить Бога своей «духовностью» и переста­нем совершать добрые дела напоказ. Это случится, если мы начнём кормить голодных, раздавать одежду бедным, вступаться за беззащитных, просить за слабых. Всё, что однажды станет историей, начинается с незначительных поступков. Есть только одно условие — нам нужно научиться любить других больше, чем себя.

За всем этим скрывается ещё одна истина. Нам трудно ставить на первое место любовь к окружающим. Гораздо проще сосредоточивать внимание на собственных потребностях. Почему это так? Потому что это свойственно человеческой природе. Можно вспомнить множество примеров: пару, пожелавшую попробовать запретный плод, царя, высматривающего с крыши дома будущую вдову, или вспыльчивого пророка, бегущего в Испанию из-за обиды на то, что Бог способен проявить милость к кому-то, кроме Своего народа. Когда мы водружаем на трон самих себя, игнорируя Бога и бескорыстный образ жизни, внутренний конфликт неизбежен.

Кажется, что сейчас всё это стало сложнее, чем когда-либо. Реклама подталкивает нас к удовлетворению собственных эгоистичных желаний, поскольку мы «этого достойны». Нас склоняют изменять окружающий мир под себя. Нам навязывается мысль, что нужно брать от жизни всё: хорошо зарабатывать и делать карьеру, покупать престижные дорогие вещи, вкладывать средства в недвижимость; завязывать отношения, не слишком заботясь о последствиях. Нужно брать, брать и брать. Приобретать всё, что поможет нам быть лучше других.

Но мы ведь знаем, что смысл жизни не в этом, разве не так? Мы знаем, что не должны приспосабливаться к правилам этого мира, потому что эгоизм не сделает нас По-настоящему счастливыми.

Мне всегда нравилось исполнять на концертах песню о том, что мы являемся творцами истории. За годы существования нашей группы мы спели её сотни раз. В её строках чувствуется особенная сила, которая воодушевляет слушателей, наполняет энергией и пробуждает в них желание прожить замечательную жизнь, которая станет частью истории. Но необходимо понять ещё один важный момент.

Если мы хотим стать творцами истории - а будущее миллионов людей зависит от того, насколько возрастёт число тех, кто к этому стремится, - у большинства из нас на это будут особые причины. Мы будем вершить историю, избрав образ жизни, сотканный из небольших бескорыстных поступков. Как говорила мать Тереза: «Мы не можем творить великие дела; нужно творить малое, но с большой любовью». Если мы усвоим эту истину каждой клеточкой своего естества, тогда два миллиарда христиан, живущих на нашей планете, смогут покончить с бедностью за каких-нибудь пару недель. Мне бы очень хотелось, чтобы мы творили именно такую историю. Не зацикливайтесь на себе. Как обещает древнее пророчество, мы станем отчётливее слышать Бога, и познаем Его силу и Его цели, если забудем о себе ради того, чтобы решать проблемы и восполнять нужды окружающих (см. Исаии 58). Это так просто.

Я абсолютно уверен в следующем: большое всегда величественно и могущественно, а маленькое невыразимо прекрасно. Революция любви, о которой мы говорим, сможет стать грандиозным движением, но она всегда будет состоять из маленьких проявлений бескорыстной, жертвенной любви. Большие сцены, большие объёмы продаж наших альбомов, большой успех наших песен - всё это хорошо, но разве это может сравниться с теми захватывающими ощущениями, которые может дать человеку движение против течения?

И последнее. Какое отношение ко всему этому имеет музыка? У кого-то может возникнуть сильное искушение оставить любые попытки творчества и уйти в себя. Можно подумать, что только так мы сможем кардинально изменить свою жизнь. Но так не бывает. Благополучие человека затрагивает всё его существо - тело, душу и дух. Я не раз лично убеждался в том, какой силой обладает музыка, и потому считаю её Божьим секретным оружием. Музыка способна объединять враждующие стороны, она может облегчить душевные страдания, смягчить ожесточённое или исцелить разбитое сердце, сердце жертв геноцида в Руанде, жителя Нью-Йорка, потерявшего родственников в башнях-близнецах, или того, чья ненависть порождает столько страданий.

Я знаю, без Бога вообще вряд ли что-то возможно, но вы ведь понимаете, о чём я. Музыка в сочетании с Божьей любовью — и вы получите множество людей, собравшихся под небом Индии и поющих Богу, прославляющих Всевышнего. Откройте глаза, и вы увидите, как приходит исцеление. Конечно, с Небес не сойдёт пища, которая тут же насытит несчастных детей, но в такие моменты Небеса касаются земли, и начинается возрождение. Именно в такие мгновения мы чувс твуем причастность к чему-то возвышенному, понимаем, что мы не одиноки. Нас наполняет удивительное ощущение того, что Бог не покинул нас.

Бог призывает нас использовать музыку - дар, которым Он наделил нас, — чтобы помогать бедным, Живущим в ужасных условиях. Если мы усвоим уроки, так ясно преподанные пророком Исаией, тогда в будущем — я уверен в этом — ещё до того как мы возьмём первую ноту, начнут происходить невероятные чудеса. Такой должна быть музыка, и такой должна быть революция любви!

Стивен Кертис Чепмен - автор песен, лидер группы прославления в нашей церкви, человек, воодушевляющий других каждым своим вздохом и руководящий другими со смирением и благодатью, однажды показал мне новые горизонты. Он продал, наверное, миллионы дисков, и толпы поклонников могли бы бесконечно ждать своей очереди, чтобы пожать ему руку, но спросите у него, чем он больше всего гордится или, наоборот, что больше всего наполняет его смирением, и он ответит, что это усыновление детей. «Это наиболее явный признак Божьего присутствия в моей жизни», — говорит он.

Когда мы перестаём думать только о себе, когда любовь к окружающим побуждает нас отказываться от комфортных условий, когда мы посвящаем себя тому, чтобы изменять обстоятельства, в которых оказались другие люди, тогда мы повсюду видим признаки Божьего присутствия в своей жизни.

Это единственная революция, о которой не будут говорить по телевизору, но если мы правильно поймём её суть, в этом не будет необходимости. Свидетельства любви, проявленной в делах, будут повсюду, изменяя всё вокруг и наполняя воздух надеждой.

Глава 8

Наши рекомендации