За Жертвенником устанавливается Крест с распятием Спасителя и лампада.
Сосудохранительница
Как северная, левая часть Алтаря предназначается для Жертвенника, так южная, провал для сосудохранения. Здесь хранятся книги, облачения и священные сосуды, употребляемые при богослужении, а также хлебы, "прежде Литургии принесенные и в свое время освященные" (Нов. Скр., с.27), и вода, освященная в день Богоявления Господня. Эту воду диаконы в древности выносили и давали кающимся и отлученным от причастия. Сосудохранительница называлась диаконником, потому что она находится в непосредственном распоряжении диаконов, которые и являются хранителями священных вещей, здесь со-держащихся; она называлась также местом сбережения сосудов и одежд. В диаконнике хранятся, в частности, купель, сосуд для мира, венцы, хоругви, светильники, кадильницы. Кадило, или кадильница, является необходимым богослужебным предметом. Кадило представляет собою чашечку, закрываемую сверху крышкой. К чашечке прикрепляются три или четыре цепочки, за которые держат кадило при совершении каждения. В кадиле воскуряется ладан (благовонная, душистая древесная смола) В древности, да и в некоторых монастырях (на Афоне) и сейчас употребляется ручное кадило, называемое кацией.
Воскурение ладана (фимиама) при каждении является выражением желания молящихся, чтобы их молитвы возносились к горнему престолу Божию, подобно тому, как дым из кадила возносится к небу; чтобы они были так приятны Богу, как бывает приятно благоухание фимиама.
Когда священнослужитель совершает каждение всех присутствующих, этим изображается благодать Святого Духа, распространяющаяся везде и на всех. Каждением святых икон, креста, Евангелия и прочих священных предметов изображается чествование Самого Господа Бога и Его святых.
Каждение всегда соединяется с молитвой, которую произносит священник или архиерей при благословении кадила,. В молитве он просит, чтобы Господь принял кадило "в воню" благоухания духовного, т.е. чтобы люди, предстоящие и молящиеся были духовно приятным благоуханием Христу, чтобы Господь, принимал кадило в пренебесный Свой жертвенник, ниспослал молящимся благодать Своего Пресвятого Духа. Чин каждения указан в 22 главе Типикона.
При совершении Литургии употребляется также сосуды вто-ростепенного значения, например, ковш небольшой сосуд с ручкой, которым на проскомидии вливается в потир вино с водою и в котором приносится теплота (теплая вода), вливаемая в чашу перед причащением.
Сосуд, в котором освящают воду (на праздник Крещения Господня и перед Литургией в храмовые праздники), называется водосвятной чашей. При ней обыкновенно бывает кропило (кисть, сделанная из тонких стебельков морской травы), служащее для скрепления святой водою лиц и вещей, требующих освящения.
Кладбища и их назначение
Согласно библейскому учению о возвращении тела в землю (Быт. 3,19), христианская Церковь придает своих умерших членов земле. Для погребения умерших членов Церкви существуют особые места кладбища.
Для православного христианина кладбище есть святое место, где покоится прах усопших до определенного Богом времени: "Грядет час, в оньже вси сущии во гробах услышат глас Сына Божия, и изыдут сотвориши благая в воскресение живота, а сотвориши злая в воскрешение суда" (Ин. 5,28-29). Погребая умерших, христиане ставят над их гробами кресты-памят-ники. Кладбища как по церковным, так и по гра жданским пра-вилам должны устраиваться за пределами города или населен-ных мест. Издревле существует обычай совершать на кладбищах богослужение. Поэтому, на кладбищах, отдаленных от приход-ских храмов, часто устраивались церкви и часовни. Слово "часовня" произошло от того, что здесь могут совершаться часы. От храма часовни отличаются тем, что не имеют алтаря, в них нет Престола и антиминса и, следовательно, в них не может быть совершена Божественная Литургия.
В прежние времена, когда храмы в небольших населенных пунктах стояли по соседству с полем, а в более крупных населенных пунктах часто граничили с незастроенными местами, кладбища устраивались около храмов, даже в церковной ограде.
Священно и церковнослужители
Поскольку христианское богослужение является общественной молитвой, в нем имеют право участвовать все христиане или как молящиеся, или как совершители богослужении. Совершители богослужения разделяются на священнослужителей и церковнослужителей.