Оскорбление, обернувшееся благословением
В дни, когда Израилем правили судьи, жила одна женщина, которая не могла иметь детей. Звали ее Анна, она была замужем за Елканой, который взял себе вторую жену, Феннану. Анна была несчастной: ее соперница насмехалась над ее бесплодием. Вероятно, Елкана взял себе еще одну жену именно по причине бесплодия первой. Анна была любима и чувствовала расположение мужа, но дом наполняла Феннана. Каждый год семейство ходило в Силом, чтобы принести жертву и поклониться Богу, и именно тогда Феннана особенно допекала ее и доводила до слез. Анна была безутешна, несмотря на все попытки мужа успокоить ее.
В одно из таких посещений Силома она пришла в храм в глубокой скорби, плакала пред Господом и дала Ему обет: «если... дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его» (1 Цар. 1:11).
Пока она молилась, Илий, первосвященник и судья Израиля, наблюдал за ней и, «как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною. И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего» (1 Цар: 1:13-14).
Какое оскорбление! Илий не почувствовал ее боли и оказался духовно слеп: он принял ее муки за пьяный бред. Она бежала от лица своей постоянной соперницы, чтобы найти утешение в Господе, и наткнулась на осуждение высшего духовного авторитета государства. Каждый год она приходила поклониться Богу в Силом с пустыми руками, без ребенка. Из года в год она сталкивалась с косыми взглядами, шепотом за спиной, усмешками окружающих.
Как бы повели себя вы, если в момент сильнейшей скорби ваш пастор незаслуженно обвинил вас в грехе? Возможно, вы бы подумали: «И это старший пастор? Разве он не знает, что я пребываю в посте и вопию к Богу? Почему же он так нечувствителен к Духу? Все, больше я сюда ходить не намерен!»
Такие мысли легко бы вызвали взрыв эмоций: «Ты называешь себя Божьим человеком и не можешь распознать в человеке боль! Ты что, не видишь, когда человек усердно молится Богу? Какой же ты тогда пастор? Что же это за церковь? С меня хватит! Лучше найду другую церковь с пастором, который будет чувствовать меня и различать, что исходит от Бога!» И такая реакция встречается сплошь и рядом в наших церквях — если не прямо на глазах у пастора, то за его спиной, между членами собрания.
Но посмотрите на ответ Анны в момент, когда она была жестоко обижена: «Нет, господин мой; я — жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом; не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе» (ст. 15-16). Она ответила с уважением и почтением. Даже несмотря на то, что его действия и оценка ситуации не выдерживали никакой критики, она уважала его позицию власти, и поэтому с почтением уверила его, что не согрешила.
На самом деле человеком, проявившим свою плотскую сущность в тот момент, был Илий, и его осуждение нависло над ним самим. Внимание же Анны было сосредоточено не на его поведении, а на ее собственном. Она была женой, истинно боящейся Господа. Если что-то не так с лидером, Бог Сам разберется с этим. Сегодня нам необходимо такое же подчинение и смирение.
Отношение Илия к Анне изменилось:
Иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него. Она же сказала: да найдет раба твоя милость в очах твоих! И пошла она в путь свой, и ела, и лице ее не было уже печально, как прежде (ст. 17-18).
Она не перестала чтить его, она уважала его как человека Божьего и даже поблагодарила за слово благословения.
Вот что произошло после: «И встали они поутру, и поклонились пред Господом, и возвратились, и пришли в дом свой в Раму. И познал Елкана Анну, жену свою, и вспомнил о ней Господь. Чрез несколько времени· зачала
Анна и родила сына и дала ему имя: Самуил, ибо, говорила она, от Господа я испросила его» (1 Цар. 1:19, 20).
Бог использовал плотского, нечувствительного священника, чтобы высвободить слово и исполнить зачатие по данному обету. Бесплодное чрево открылось, и жизнь вышла из тьмы. На следующий год Анна уже держала на груди маленького Самуила. Этот человек, еще до зачатия посвященный Богу, принес пробуждение в Израиль.
Кто судья?
Есть потрясающий принцип, который необходимо усвоить: когда Бог возлагает Свою власть на какого-либо человека, независимо от того, какая у него личная жизнь, мы сможем все равно принимать от него, если будем смотреть дальше его личности и чтить его как посланника от Господа. Иисус ясно говорил, что многие будут получать освобождение и исцеление от порочных лидеров, подобно Анне. Он говорил: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мат. 7:22, 23).
Читая этот стих, мы слишком часто фокусируем внимание на слове «многие». Это те, кто творил чудеса во имя Иисуса, но был, отвергнут. Конечно, это серьезные й отрезвляющие слова, но давайте взглянем на обратную сторону: немало людей приняли настоящее служение от этих беззаконных людей. Это произошло, потому что они пропустили Бога через себя, как Анна. Те, о которых говорил Иисус, были подобны Илию, чей дом Бог осудил навечно!
Эту книгу я написал не для служителей, впавших в грех, но для людей, стоящих под чей-то властью. Писание совершенно ясно говорит, что есть лидеры порочные и есть лидеры благочестивые. Если находящиеся под властью берут на себя бремя осуждения, они выходят из подчинения установленной власти и возвышают себя до уровня судей над своими лидерами. Их сердца в гордости возвышаются над теми, кого Бог, в свою очередь, поставил над ними самими. Они возвысили себя над порядком и намерениями Бога. По сути, они говорят Ему: «Что-то Ты не очень справляешься с обязанностями судьи, уж лучше я сам попробую».
Анна признала власть Илия и отнеслась к нему с почтением. Он осудил и оскорбил ее, но все равно она не перестала уважать его. Если бы она жила тем, что видела и слышала, то, возможно, его поведение вызвало бы у нее сомнения. Тем не менее, она руководствовалась не естественными рассуждениями, но страхом Божьим и Небесным авторитетом. Она верила в Бога, Который судит праведно.
Анна знала то, о чем позже говорил Иисус: «Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (Иоан. 13:20). Вспомните, вместе с другими учениками Иисус посылал Иуду, снаряженного силой совершать чудеса и изгонять бесов, хотя Он знал, что Иуда в итоге окажется нечестивым: «Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас дьявол» (Иоан. 6:70). Иисус знал о нем все через различение духов, укорененное в страхе Господнем, еще до того, как грех Иуды стал явным. Иуда совершал чудеса и возвратился, радуясь с остальными о том, что бесы слушались при упоминании имени Иисуса (Map. 6:7-13; Лук. 10:17). Принимали ли люди служение через возложение рук Иуды? Тех самых рук, которые крали из сокровищницы служения? Несомненно!
Когда следует уходить
Теперь один важный момент: если откроется, что какой-то лидер в церкви живет в явном грехе, мы не можем продолжать пить из его горького источника. Писание ясно говорит нам удаляться от таких. Если лидер живет в грехе прелюбодеяния, гомосексуализма, вымогательства, воровства, ереси или в любом другом грехе, о котором известно вам или церкви, и при этом не желает каяться, выходите из его служения. Согласно Писанию, нам не следует даже есть вместе с ним. (1 Кор. 5:9-11). В истории с Илием неясно, знала Анна о пороках самого Илия и его сыновей или нет. Люди, получавшие исцеление и освобождение через Иуду, наверняка не знали, что он был вором и потенциальным предателем.
Относительно лидеров церкви Павел говорил: «Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии» (1 Тим. 5:24).
Подведем некоторые итоги: если лидер живет в грехе, но суд Божий над ним еще не очевиден, то рано или поздно, в этой жизни или в будущей, это случится. Вам не нужно судить или выставлять на всеобщее обозрение то, в существовании чего вы не уверены. Многие люди начинают действовать под влиянием подозрения, и часто они ошибаются в оценке происходящего, тем самым доставляют серьезные неприятности и себе, и ближним. Из их уст исходят слова о вещах, в которых они необоснованно подозревают других. Свою точку зрения они мотивируют тем, что якобы у них есть дар различения духов. Они мешают другим принимать служение от помазанных лидеров, поэтому многие теряют то, что Бог хотел бы им дать. Вот почему Господь учит: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» (1 Тим. 5:19). Свидетель — это тот, кто может говорить как очевидец, а не как человек, что-то где-то мельком услышавший.
Все подлежит суду Божьему в свое время, и если Он посчитает, что настало время открыть нераскаянный грех лидера, вы будете точно об этом знать. И придет момент, когда вам необходимо будет выйти из-под власти этого лидера. Павел говорил: «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели» (1 Тим. 5:20). Вот мое предостережение вам: не участвуйте в их грехах и выйдите из-под их власти, если они не раскаются.
Однажды я служил под началом одного лидера, который впал в явный грех. Когда это произошло, меня уже там не было, потому что мы уже переехали в другой штат, где я служил молодежным пастором. Где-то спустя два года после нашего отъезда он выступил перед советом церкви и объявил, что разводится с женой, так как не хочет больше с ней жить. Спустя некоторое время он поделился своими планами о женитьбе на другой женщине. Его жена не совершала прелюбодеяния, он просто захотел другую женщину.
Тогда тысячи человек покинули его церковь. И они правильно поступили. Те же, кто остался, ступили на опасный путь, ибо там началась проповедь нового извращенного учения, устраивавшего этого лидера и его новую жену. Я знаю многих, кто ушел и приобрел жизнь с избытком, поскольку они отказались говорить что-либо против этого пастора; те же, кто атаковал его, сами от этого и пострадали.
Давид служит образцом правильного поведения. Даже при том, что царь, мучимый бесами, изгнал его от себя, он чтил Саула до самой смерти. Давид понимал, что Саул был помазанным слугой Господа. И по сей день я стараюсь
говорить о том лидере с уважением, хотя мне прискорбно думать о последствиях его выбора. Хотя я уважаю его, я не могу считать его учение или служение здравым или заслуживающим доверия.
До вышеописанных событий я многому научился в его служении. Позже я выяснил, что тот грех в его жизни зародился еще тогда, когда я находился под его руководством и наставничеством. Об этом свидетельствовали некоторые факты, но все равно никто об этом ничего не знал наверняка. А когда конфликт возник, Бог обличил меня за критику, которую я допустил в адрес этого человека (об этом я расскажу в следующей главе). Возможно, тогда, несмотря ни на что, Бог пытался достучаться до него. В тот момент это было не моим делом. Бог поставил меня под его власть, - и не мне было судить, достоин он или нет учить меня. Как Анна приняла от Илия, так многие принимали служение от этого человека в то время.
Порядок духовной власти
Вернемся к тому, что сказал Иисус, и взглянем на это не глазами человека, подобного Илию, но глазами благочестивого лидера. Прочитаем его слова в Евангелии от Матфея:
Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей (Мат. 10:40 -42).
Здесь Он хотел донести две вещи. Первая и самая главная: существует поток власти, исходящий от Отца. Он есть Тот, Кто послал Иисуса и дал Ему всю власть. Иисус Сам говорил: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мат. 28:18). Иисус — глава Церкви, и настанет день, когда Он вернет Царство Своему Отцу, сложив весь существующий бунт к Его ногам (1 Кор. 15:24-26).
Следующим в этой иерархии власти стоит пророк. Пророки изначально описаны в Библии как выразители воли Божьей (Исх. 4:16; 7:1). Они являются частью пяти служений даров Святого Духа, данных Им Церкви после воскресения (Еф. 4:8-13). Они представители Церкви. Получая дар служения, мы принимаем от Господа то, что Он дает нам через эту структуру делегированной власти.
Затем Иисус говорит о праведнике и не забывает включить сюда младенцев. Я видел неверующих, получивших благословение благодаря тому, что они делали добро даже самым маленьким верующим. И хотя эти люди не служили Господу, они проявили уважение к их Господину. Принимая и благословляя святых, мы в конечном итоге принимаем и благословляем Самого Отца. Ученики, включая младенцев, подчиняются пяти ветвям церковной власти, стоящей под руководством Иисуса, который выражает волю Отца. Поэтому неспасенные попадают под благословение младенцев во Христе, ибо наименьшие в Царстве Небесном имеют большую духовную власть, чем потерянные. Из слов Иисуса мы заключаем, что существует некая иерархия в установленной духовной власти.