Темы письменных контрольных работ в семестре
1. Первые и вторые узы св. ап. Павла( Еф., Флп.,Кол., Флм., 1,2Тим.,Тит.)-
2. Христианское страдание как подражание Христу (Флп., Иак, 1 Петр, 1 Ин.).
3. Основные черты учения о Христе в Посланиях из уз и Пастырских Посланиях.
4. Пастырское служение (1,2 Тит., Тим., 1 Петр.).
5. Жизнь верующих и искупление во Христе (2 Тим., Тит., 1 Петр.).
6. Пастырское служение (1,2 Тит., Тим., 1 Петр.).
7. Вопрос об авторстве Послания к Евреям.
8. Пятидесятница. В связи с чем в этот день в Иерусалиме собрались представители многих народов?
9. Действовал ли Святой Дух в ветхозаветные времена? Если да, то указать отличие этого действия в день новозаветной Пятидесятницы.
10. Опишите обстоятельства, при которых в Священном Писании Нового Завета Святой Дух назван Богом.
11. При каких обстоятельствах в Деян. общество христиан впервые названо Церковью?(5,11)
12. Апостол Варнава. Когда и в связи с чем впервые упоминается в Деян. его имя?
13. Каково отношение первых христиан к ветхозаветному Храму? Подтвердите ссылкой на Деян. (3,1)
14. Чем характеризовался строй церковной жизни первых христиан?
15. Чем было вызвано первое нестроение в Иерусалимской общине (6,1-6), и как оно было уврачевано Апостолами?
16. Что говорится в Деян. об обязанностях "семи мужей"? Приведите примеры их деятельности.
17. Составьте план речи первомуч. Стефана в Синедрионе. Какие события последовали после его мученической кончины?
18. Обращение какого не-иудейского народа Деян. описывают в первую очередь? Кто его крестил? Откуда видно, что это не был одноименный ему апостол из числа 12-ти?
19. Кто из апостолов из числа 12-ти был послан в Самарию и для чего? В чем заключается (литургическое?) значение их миссии? Что такое "симония"?
20. Особенности обращения евнуха Эфиопской царицы.
21. Где и каким образом произошло обращение Савла?
22. Деян. о пребывании ап. Петра в Лидде и Иоппии.
23. Кесария - место обращения ко Христу первого язычника. Особенности его крещения. Стоял ли вопрос о его обрезании?
24. Когда и где по Деян. "ученики" впервые стали называться христианами? Возникновение и развитие общины в этом городе.
25. Какой представитель из династии Иродов возвел гонения на христиан? Какие действия он предпринял? Чудесное избавление ап. Петра и слова, сказанные им перед уходом из Иерусалима.
26. Учение о браке и девстве (1 Кор 6:12-7; 11:2-16; Еф 5:22-33; 1 Петр 3:1-7, Кол 3:18-19; 1 Тим 2:8-15).
27. Смысл страданий (Фил; Евр; Иак; 1 Петр).
28. Социальные вопросы в апостольских Посланиях: отношение к властям (Рим 13:1-7; 1 Тим 2:1-7; Тит 2:9-10; 1 Петр 2:13-14, 17), отношение господ и рабов (1 Кор 12:13; Еф 6:5-9; Кол 3:22-25; 1 Петр 2:15-18), отношение к богатству (Рим 15:25-27; Иак 2:15-17, 5:1-6).
29. Эсхатологические ожидания по апостольским посланиям. Антихрист.
30. Ангелы в Четвероевангелии. По всем евангелиям указать те эпизоды, где упоминаются ангелы. Какую роль они там играют? Сравнить упоминания ангелов по синоптикам и Ин. Указать, какие свойства природы ангелов можно выявить по тем текстам (реальность их существования, добрые и злые ангелы, их подчиненность Богу, место их пребывания, их видимая форма, их число, их имена). Обязательно пользоваться комментариями святых отцов на соответствующие теме тексты Евангелия.
31. География евангельских событий.Дать краткий обзор географических сведений, содержащихся во всех Евангелиях по следующему плану: места, связанные с повествованиями о детстве Спасителя; места, связанные с Иоанном Крестителем; проповедь в Галилее; соседние с Галилеей местности; Иерусалимские топонимы, связанные с евангельскими событиями. По каждому из топонимов необходимо указать события, с ним связанные, по словарям и энциклопедиям дать краткую характеристику современных сведений об этих топонимах.
32. Ветхий Завет в Евангелиях. Необходимо рассмотреть только использование Ветхого Завета Самим Господом. План следующий: а) те ссылки на Священное Писание Ветхого Завета, на основании которых Спаситель устанавливает либо истинность Своих дел и слов, либо подтверждает какие-нибудь нравственные истины; б) когда Он указывает на исполнение Священного Писания Ветхого Завета в настоящем и в ожидаемых будущих событиях; в) когда Им проводится аналогия между теми или иными местами Ветхого и Нового Заветов.
33. Женщины в Евангелиях. Показать на материале всех Евангелий, как Господь признавал достоинство женщин, исцелял их, прощал и принимал грешниц, ставил их в пример для подражания. Отдельно рассмотреть примеры женщин-учениц Христовых, а также женщин-провозвестниц. Дать краткую характеристику всем упомянутым по имени евангельским женам. Образ Божией Матери рассматривать не следует.
34. Понятие «любовь» в Евангелии. Сравнить количественно употребление слов, означающих любовь, по всем четырем Евангелиям. Провести классификацию по следующему приблизительному плану: а) употребление слова в смысле простой симпатии; б) упоминание внутритроичной Божественной любви; в) Божия любовь к людям; г) любовь Сына к людям; д) любовь людей к Богу; е) любовь человека к человеку. Обязательно пользоваться комментариями святых отцов на соответствующие теме тексты Евангелия.
35. Образы пастыря и овец в Евангелиях. На основе разбора всех текстов, где встречаются эти образы, раскрыть образ Бога как Пастыря Своих людей, а также образ всякого душепопечения как пастырства. Обязательно пользоваться комментариями святых отцов на соответствующие теме тексты Евангелия.
36. Действие Святаго Духа в Церкви.По определению Иоанна Златоуста Деяния есть книга о Св. Духе. Надо показать, как описывается действие Св. Духа в Церкви в книгах Нового Завета. Основной материал: Деяния ( Пятидесятница и многократные свидетельства о присутствии Св. Духа среди верующих. Параллельные места: Обетование Св. Духа в прощальной беседе Спасителя; Кор. 12 и др.
37. Развитие богословских идей Евангелия от Луки в Книге Деяний Апостольских.Автором двух новозаветных книг был ап. Лука. Все св. Отцы и современные исследователи указывают на то, что богословские идеи Евангелия от Луки развиваются и углубляются в Книге Деяний (например, тема Святого Духа) Цель сочинения – выявить эти темы и показать их преемственность. Основной материал: Евангелие от Луки и Книга Деяний.
38. Иудейская проблема в Первохристианской Церкви. Иудейская проблема имеет 2 стороны: внешнюю - взаимоотношение христиан и иудеев, и внутреннюю - взаимоотношение обращенных из иудеев и язычников в самой Церкви. Основной материал: Деяния (например, речь Стефана, обращение Корнилия и др.) и Рим.
39. Оправдание верой и Ветхозаветный закон. Раскрыть догматическое учение ап. Павла о соотношении закона и веры. Основной материал: Рим., Гал. Параллельные места: Ин., Нагорная проповедь.
40. Апостольское служение. Требуется раскрыть сущность апостольского служения в Церкви, способы его осуществления, роль апостолов в жизни первых общин, проблемы, возникающие на пути осуществления апостольского служения и т.д. Основной материал: служение апостолов по Деян.; 1 Кор. 9; 2 Кор. 10-11 и др. Параллельные места: Мф. 10; Мк. 3, 14-19 и вообще корпус апостольских посланий в Новом Завете.
41. Миссионерское путешествия апостола Павла. Описать цель миссионерских путешествий, способ их осуществления. Выбрать основные критерии, по которым можно было бы подвести итог путешествий. На основании выбранных критериев сделать сравнительный анализ трех путешествий. Основной материал: Деян. Параллельные места: послания, написанные ап. Павлом в период трех миссионерских путешествий.
42. Христианство и безбрачие. В век упадка нравов и культа чувственных наслаждений христианство приносит с собой свидетельство о высоте безбрачной и девственной жизни. В сочинении следует разъяснить смысл и значение безбрачной жизни в христианстве, сравнить ее с благочестивым христианским супружеством.Основной материал: 1 Кор. 7. Параллельные места: 1 Петр. 3, 1-8; Мф. 19,1-12; Еф. 5, 12-32.
43. Христианское супружество. Отдавая предпочтение безбрачной жюни, Церковь всегда высоко ценила христианский брак. Напр., в Деян. упоминаются благочестивые супружеские пары. Требуется раскрыть апостольское учение о христианском браке и его соотношении с девственной жизнью. Основной материал и параллельные места: см. "Христианство и безбрачие".
44. Послания к Римлянам и Галатам о Законе и христианской свободе В Посланиях Римлянам и Галатам ап. Павел наиболее ярко сформулированы основные положения учения об отношении Церкви к ветхозаветному Закону. В силу этого данные Послания всегда привлекали к себе особенное внимание. Но именно эта особенность делает данные Послания одними из наиболее сложных среди прочих Павловых.
45. Забота апостолов о церковном единстве. 1 Кор. описывает проблему разделения внутри Коринфской общины и поднимает вопросы церковного единства. Иерусалимский собор также выражает заботу о церковном единстве. Рим. даёт догматические основания церковного единства.
46. Внутренние свидетельства истинности Св. Писания на примере Деян., Рим., 1,2 Кор. и Гал. Согласно Катехизису святителя Филарета (Дроздова), внутренними свидетельствами истинности Писания являются: высота учения, чистота учения, пророчества, чудеса, могущественное воздействие на человеческое сердце. Проанализировать свидетельства подобного рода на основании перечисленных книг.
47. Эсхатология 1 и 2 Сол. В сравнении с 1 Кор. Обратить внимание на различие эсхатологического видения этих Посланий: акцент на победе над смертью и преображение тел после Воскресения в 1 Кор , описания Второго пришествия в 1 Сол и признаков надвигающегося Конца света во 2 Сол. «Человек беззакония». Сравнить с эсхатологическими речами Христа в Евангелии.
Требования к контрольным работам
Необходимо дать четкие, конкретные, исчерпывающие ответы на поставленные вопросы.
Следует помнить, что работа должна быть выдержана в академическом стиле, без публицистических, обличительных, лирических или стихотворных отступлений.
Ответы должны соответствовать тематике той дисциплины, которая указана на титульном листе.
Текст должен быть напечатан на бумаге формата А4 с одной стороны листа (не менее, чем через 1,5 интервала, кегль – 12) или написан крупным разборчивым почерком.
С правой стороны следует оставлять поля не менее 2-х см., поля должны быть также снизу и слева.
Страницы следует нумеровать.
Список литературы и ссылки на нее в тексте по прилагаемым правилам цитирования обязательны. Если в работе нет списка литературы и (или) ссылок на нее в тексте, то работа оценивается отметкой “неудовлетворительно”.
Титульный лист с заданием необходимо приложить к работе.
Правила цитирования:
1. Все цитаты необходимо заключать в кавычки.
2. Библию не принято выносить в список литературы. После цитаты из традиционных текстов Священного Писания (греческого textus receptus, славянской Елисаветинской Библии, русского Синодального) в круглых скобках указывается книга в общепринятом сокращении, глава, стих (и). Например: “Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть” (1 Кор 10:12).
3. В конце контрольной работы необходимо привести пронумерованный список использованной литературы с выходными данными: автор, название (без кавычек), издательство, место и год издания.
Порядок нумерации литературных источников в списке должен либо соответствовать последовательности их упоминания в тексте, либо быть в алфавитном порядке.
Каждое произведение (или творение святых отцов) приводится в списке только один раз.
4.После цитаты, заключенной в кавычки, обязательна ссылка, которую (в отличие от ссылки на Священное Писание) принято приводить в квадратных скобках. В ссылке упоминается только номер источника в списке литературы и соответствующая страница (ы) по указанному изданию. Например: “Грех делает нас более несчастными, чем виновными” [4, с. 599].
Пояснения к заданиям контрольных работ по
Четвероевангелию (1 курс).
I.